11 мин.

Легионер у микрофона

В футболе все привыкли к легионерам на поле или тренерском мостике. А знаете ли вы, что есть иностранцы и вне поляны? Я пообщался с одним из них

Михаил Летунов – комментатор казахстанского телеканала «Setanta Qazaqstan». Он живет и работает за рубежом, но родился в Астрахани. В качестве вступления я попросил его рассказать о российской части жизни.

– Я знаю, что ты родился в Астрахани. Расскажи о самом ярком воспоминании из детства и своей жизни там.

  Михаил в компании одного из братьев (справа)

Михаил в компании одного из братьев (справа)

 Да, действительно, родился в Астрахани, Нижнее Поволжье. Я всегда смеюсь, когда люди из других регионов начинают жаловаться на жару при 20 градусах. Всегда говорю им: «Ребята, вы не жили в Астрахани, где 40-градусная жара в тени». Что касается воспоминаний из детства, то практически любое пересекается с футболом. Начал следить с Чемпионата Мира – 2002. Евро в Бельгии и Нидерландах особо не помню, но точно могу сказать, что тот турнир смотрел брат (у меня их два, интересующихся футболом – родной Денис и двоюродный – Вадим). Я помню, что Денис даже вел тетрадку, куда записывал все результаты Евро. Оговорюсь, что семья наша не очень-то спортивная. Мама в детстве занималась художественной гимнастикой, но плавно закончила с этим. Братья занимались футболом в академии клуба, который тогда ещё назывался «Волгарь-Газпром» (клуб ФНЛ, представляющий Астрахань – прим. Авт.) Разве что более старшее поколение… По маминой линии дедушка с бабушкой пристально следят за крупными международными турнирами, а по линии отца – дедушка может абсолютно спокойно сесть ночью смотреть матчи Лиги Чемпионов. Вижу цель, не вижу препятствий!

«Болезнь» футболом оказалась «заразной», но это тот самый случай, когда «зараза» помогла мне в будущем определиться с профессией – думаю, футбол у меня в крови, иначе я бы не пришел туда, где нахожусь сейчас.

ЧМ – 2002 помню от и до. Скажу, что искренне переживал за Бразилию. Момент радости, когда ты искренне разделяешь радость победы со сборной (к сожалению, не со своей) – это, можно сказать, первое серьезное спортивное потрясение.

Кстати, я тогда восхищался работой Григория Александровича Твалтвадзе. Мне нравилось его слушать, пусть и не понимал половину из того, что он говорит (в смысле тактики). Это дало толчок к первым шагам в профессии – робким таким шажкам. Помню, когда мама уходила на работу, я запускал FIFA 2004 и пытался подражать комментаторам, озвучивая свои матчи.

В принципе, любое воспоминание из детства – это футбол, куда ни посмотри. Другой пример, когда дедушка, дядя и отец в первый раз привели меня на матч «Волгаря». Видишь, опять футбол. Другой дед любит рассказывать одну историю: когда был в 1 классеу нас в Астрахани часто играли между дворами. Один из моих братьев организовывал команду нашего двора, а меня брать не хотел. Понимал, что покалечить могут. Рассказал деду, тот пожалел. И вот этот случай он вспоминает уже лет 20.

Еще Астрахань дорога мне тем, что здесь у меня проживает вся семья, большая часть друзей. Здесь познакомился с супругой и сыграл свадьбу.

  Михаил с женой

Михаил с женой

Некоторое время Михаил полупрофессионально играл в Counter-Strike. Далее я решил поподробнее узнать о киберспорте в его жизни.

– Поговорим о твоем киберспортивном пути. Слышал, что не любишь вспоминать об этом, но расскажи, какую команду ты представлял, какую исполнял роль?

— Глядя на современный киберспорт, на то, каким он стал, я понимаю, что это было баловство. Мне скорее повезло – попал туда на волне начала популярности CS:GO. В конце 2012-го я попал на турнир. Это был мой первый ивент, первый киберспортивный опыт. Пришло всего две команды – против нас играли ребята из «Fatal», которые в свое время наводили ужас на весь астраханский КС 1.6. Мы проиграли им. Случился интересный момент. При счете 1:1 в best of 3 серии просто закончилось время в клубе. Дальше нормально настроиться мы не смогли и уступили на третьей карте. Так я получил свою первую медаль – серебряную. Потом я стал потихоньку набирать обороты, развивать командные навыки в матч-мейкинге – соревновательном режиме 5х5 ( FaceIt тогда еще не было). Постепенно понял, что добиться чего-то серьезного в Астрахани не получится, стал искать практику на стороне. Познакомился с тремя про-игроками, один из которых позже свел меня с парнями из одной полупрофессиональной команды. Называть я ее не буду, потому как не хочу нарушить слово, которое когда-то дал сам себе, чтобы не задеть старые раны. Почему не получилось? Лень, мое постоянное нахождение на территории России (команда была из Швеции). Позже пришел к выводу, что мне там ничего не светит, потихонечку стал «забивать» на это и склоняться к комментированию.

Параллельно с киберспортом, мой герой пробовал свои силы на российских полях в качестве арбитра. Впрочем, сейчас он сам обо всем расскажет.

– Как к тебе пришло решение стать судьей и что за травма помешала тебе продолжить карьеру?

— Что касается судейства, это необычная и поучительная история. Играть не получилось. На тот момент думал, что с комментаторством тоже не получится (считал, что это запредельно) и стал искать варианты, как можно зацепиться за работу в футболе. Судья, точно! Повторилась история с FIFA, только на этот раз смотрел матч Евро-2012 и подумал: «почему бы и нет?» Начал искать информацию в Интернете. Связался с людьми, послушал их сладкоголосие по поводу того, как престижно и перспективно

быть футбольным арбитром, а через некоторое время попал на свой первый матч. Ноги дрожали, как, что свистеть, куда бежать – не понимал. На первую в карьере игру между юношескими командами «Газпром-Добыча Астрахань» и города Камызяк вместе со мной пошел опытнейший судья Александр Гуренко. В конце концов, кто-то должен был контролировать мои бездарные в то время потуги. Я судил из рук вон плохо – большую часть первого тайма простоял в центре поля. Он подошел ко мне в перерыве и здорово выговорил за все мои действия. Сказал, чтобы я двигался по полю, а не стоял все время в одном месте. Второй тайм получился лучше – груз волнения с плеч сбросил.

Потом вкатился, стали привлекать помощником на матчи Высшей лиги области. Было всякое. Споры, фразы по типу: «да я тебе сейчас флажок кое-куда засуну». Тут я впервые проверил свои нервы на прочность. Через 3 года меня стали ставить ассистентом на матчи Первенства России по футболу среди команд 3 дивизиона, зоны «ЮФО/СКФО». Закрепился в обойме и… частично порвал задние «кресты». Восстановился и сходу получил вторую такую же травму. Ошибкой было то, что после первого раза мне не стали делать операцию. Через два с половиной года – та же история. Третий раз «кресты». Тогда впервые появился реальный страх остаться инвалидом.

— Третья лига, как и все низшие дивизионы, славится случаями чего-то экстраординарного. Были ли у тебя такие?

— По поводу «дичи». В одном из матчей Первенства России (та самая «жаркая зона») тренерский штаб клуба набросился с кулаками. Слегка получил. Есть судейское правило: «никогда не отвечай», но признаю, иногда срывался. До рукоприкладства дело не доходило, но за словом в карман лезть не приходилось.

 

Легионер у микрофона, изображение №3

Мой герой сейчас проживает в Казахстане. О жизни в другой стране и зашла речь дальше.

– Как и когда ты решил переехать в другую страну?

- Возможность переезда я рассматривал давно, потому что понимал, что прогрессировать в Астрахани дальше штатного комментатора «Волгаря» не получится. Я прошел через многое – было даже, что работал помощником машиниста на «железке» у себя, в Астрахани. Знаешь, вообще придерживаюсь того мнения, что чем сложнее путь – тем больше кайф от результата.

  Работа на Ж/Д в Астрахани

Работа на Ж/Д в Астрахани

В Казахстан я попал, когда ездил к знакомому. Как-то он говорит: «давай посмотрим футбол?». Я соглашаюсь. Он включает «Сетанту», а там Английская Премьер-Лига. Позже связался с представителями канала, отправил резюме, прошёл собеседование, испытательный срок и в итоге остался в Казахстане. Гораздо труднее переезд дался жене. Когда я сообщил ей о своих планах, она подумала, что это шутка. Потом поддержала, вместе со мной переехала.

– Чем отличается для тебя жизнь в Казахстане от России?

 Принципиальной разницы нет. Я бывал во многих странах СНГ. Законы жизни везде примерно одинаковы. Непривычно было сталкиваться с новой валютой. Покупаешь бутылку колы в магазине, тебе говорят: «с вас 350». Рефлекторно задаешь вопрос: «сколько?», вспоминая рубли. Но адаптировался быстро. Никаких проблем.

– Актуальный вопрос. Чем отличается самоизоляция в двух странах?

- Отличий почти нет, за исключением режима ЧС, который у нас вводили. Трудное время, поскольку элементарно нет возможности доехать до банка, чтобы снять наличные. Меры считаю правильными, их необходимо соблюдать, пока эта зараза полностью не изживет себя. Хочу сделать акцент на том, что, выполняя эти правила, ты обезопасишь не только себя, но и своих близких.

– Учишь ли казахский язык?

 Нет, не учу. Но наиболее часто используемые слова и выражения уже начинаю понимать.

– Следишь ли за местным футболом?

- Не особо. Смотрю только «Астану» и «Кайрат», за который, к слову, играл Аршавин. Он как-то кстати побрил налысо моего коллегу с «Сетанты» Петра Воликова (смеется).

– Останешься в Казахстане или вернешься домой?

- Я принимаю самое деятельное участие в жизни канала, меня здесь все устраивает, поэтому останусь.

  Алматы, Казахстан

Алматы, Казахстан

Комментаторская деятельность занимает большое место в жизни Михаила. А как все начиналось?

– Как решил стать комментатором?

– Мы уже говорили об этом. Восхищался работой Твалтвадзе, чуть позже стал выполнять частные заказы в барах, дальше было клубное телевидение «Волгаря». Я имел связи с парой каналов в России, штатным сотрудником не был, скорее учился у опытных коллег. Плодами пользуюсь до сих пор.

 

Легионер у микрофона, изображение №6

– Поддержала ли тебя семья?

-Нет, практически никто не поддерживал, но не надо делать поспешных выводов. Они пытались направить меня на правильный путь. Комментатор – невостребованная профессия. Попасть в нее хотят многие, но реально попадают – единицы. Тем не менее, Бог дал сил перетерпеть это и воспринять как некий жизненный вызов. Как показало время, я сделал правильный выбор. Постоянное состояние «челленджа» наверное и сделало из меня комментатора. За несколько дней до того, как моего отца не стало, я сказал ему, что есть возможность поехать в Волгоград работать на региональный телеканал. Он ответил, что очень расстроится, если я это сделаю. Тем не менее спустя некоторый промежуток времени я ушел с «железки» и попал в профессию.

– Чем канал «забивает» эфир на изоляции?

- Мы показывали лучшие матчи текущего сезона АПЛ и классику Премьер-Лиги и Кубка Англии. «Попробовали на вкус» женский американский футбол.

– Ты обожаешь АПЛ. Поддерживаешь ли какую-то из команд?

- Я люблю весь британский футбол, поддерживаю все клубы с Альбиона. Нравится футбол как явление, как вид спорта. Не могу выделить какую-то конкретную команду. А Британия – в сердце навсегда. Это точно.

 

Легионер у микрофона, изображение №7

– Будешь ли комментировать что-то кроме АПЛ?

- Тут зависит не от меня, а от политики канала. Если бы в карантин мне дали комментировать Беларусь, я бы ее работал. Озвучивал в барах и Серию А, и Бундеслигу, и Лигу 1. И там далеко не топы были – «Генгам» – «Тулуза», по-моему. Если надо, могу отработать абсолютно любой турнир. Мечтаю о ЧЕ/ЧМ – это моя маленькая цель. Но точка на этом поставлена точно не будет. Здесь нет предела совершенству. Профессия обязывает.

В завершение, я попросил Михаила дать несколько советов молодым коллегам.

- Нужно постоянно работать над дикцией, языком изложения. Также важно быть оперативным и иметь широкий кругозор. Такие вещи и делают комментатором. Не менее важно уметь работать в стрессовой обстановке. Порой случаются самые непредсказуемые вещи, на которые нужно не просто среагировать, а среагировать грамотно, корректно и ещё вкусно подать своему зрителю. Категорически нельзя опускать руки – никогда не знаешь, когда ты «выстрелишь». Я из тех, кто выбивает окно кирпичом, если со стуком не открывают. Но осторожнее – это палка о двух концах. Может как помочь, так и закопать тебя в профессии. Здесь тонкая грань, которую надо чувствовать, но опускать руки нельзя. Все самое главное и великое у меня впереди. Не считаю, что добился чего-то большого. Чувствую, что работаю на «Сетанте» «за себя и того парня», болею за общее дело.

 

Легионер у микрофона, изображение №8

Вот такой он, «легионер у микрофона». Приятный в общении открытый парень, который хоть и переехал за рубеж, но в душе остался русским.

Автор: Алексей Измайлов

Источник: Sport On-Line