3 мин.

Блоги без рекламы наносят ответный удар

Тем, кто помнит о жарких дискуссиях на тему рекламы в интернет-изданиях, будет, возможно, любопытно прочитать об эксперименте некоего блоггера, решившего, что вместо рекламных баннеров он будет продавать подписки.

Вот краткое описание того, что у него получилось (ссылка на Хабрахабр).

Для тех, кому лень открывать новое окно в браузере, перескажу кратко: довольно известный политический блоггер Эндрю Салливан решил открыть свой независимый блог, в котором рекламы не будет вообще. Зато будет ограничение на просмотр полных статей - не больше некоторого количества в месяц. Желающих читать все целиком просят заплатить 20 долларв в год или больше, сколько не жалко. За несколько часов Салливан набрал подписок больше чем на 100 000 долларов ("шестизначный доход").

* * * * * * * *

Какие из всего этого можно сделать выводы?

Во-первых, и в главных, безрекламная модель продолжает жить и набирает сторонников не только среди крупных изданий (ESPN, почти все сайты серьезных газет в США), но и среди независимых блоггеров. Люди согласны платить за то, что они читают. Это, в общем-то, неудивительно, учитывая, что те же самые люди платят за кино, книги, видеоигры и прочие развлечения.

Во-вторых, очень любопытны мотивы Салливана. Я приведу полную цитату с Хабра, благо перевод довольно точен:

Отвечая на вопрос, почему он решил отказаться от рекламы, Салливан сказал, что наблюдал за медиа-индустрией последние десять лет и обнаружил, что погоня за доходами от рекламы привела не только к вопиющей «проституции» ради повышения числа просмотров страниц (например, «слайд-шоу знаменитостей топлесс»), но и оказывает более «тонкое развращающее» влияние. «Вы пытаетесь нагнать просмотры страниц, которые на самом деле не имеют под собой никакой редакционной основы», — говорит Салливан.

Не нужно даже приводить конкретных примеров и ссылок, чтобы признать, что Салливан прав на 100%.

В-третьих, о чем не дописали на Хабре, но о чем сказал сам блоггер, отвечая на вопрос о том, будет ли работать его модель для менее известных авторов. Да, по его мнению, будет, хотя доходы, вероятно, будут соразмерно меньше.

* * * * * * * * *

Разумеется, никакой успех Салливана и прочих американских блоггеров не снимет с повестки дня самого ходового аргумента "против" - у нас (читай, в ру-нете) это работать не будет, т.к. люди не привыкли платить за контент.

В противовес этому распространенному заблуждению я могу сказать следующее.

Steam, платформа для продажи видеоигр, не вытеснила торренты, но имеет весьма большую аудиторию у русскоязычных пользователей, которые, якобы, не привыкли платить за контент.

Apple и Google открыли свои магазины по продаже музыки и видео в интернете и для России тоже, не стесняясь того, что кто-то где-то не привык платить за то, что можно просто скачать.

Если такие большие компании рискнули инвестициями ради того, чтобы продавать нечто якобы "не продаваемое" из-за особенностей менталитета, то осталось совсем немного до того момента, когда их примеру (точнее, примеру Салливана) последует кто-нибудь из российских "производителей текстов" - веб-сайт, портал новостей, интернет-газета.

Весьма вероятно, первая (вторая, третья, не суть) попытка окажется "неожиданно успешной", и тогда все вокруг бросятся брать подписку. Боюсь только, что перейти от модели с "проституцией за повышение количества просмотров" обратно к качественному контенту будет не очень просто.

Но посмотрим, конечно.