12 мин.

Стивен Джеррард: «Вся Англия узнала мое имя»

После небольшого перерыва продолжаю знакомить вас, уважаемые читатели, с автобиографией Стивена Джеррарда. Во второй части седьмой главы (Love and Hate in Spa), Стиви расскажет о матчах против Португалии и Германии. И как вся Англия начала его узнавать.

Как бы я ни лез из кожи вон на тренировке, я знал, что у меня нет шансов играть в старте в первом матче сборной Англии на Евро 2000, в понедельник 12 июня в Эйндховене, против сборной Португалии. Пол Инс застолбил за собой железобетонное место в полузащите команды. В матче против сборной Украины у него была небольшая травма, но сейчас он был полностью здоров и готов к бою. Всегда когда он надевал футболку с тремя львами на груди, он показывал великолепную игру - другого уровня, нежели чем в «Ливерпуле». Он был моим героем. Инси имел всё, о чём я всегда мечтал, с «Ливерпулем» и сборной Англией. Он был в курсе моих амбиций (отобрать его место в команде), но все равно относился ко мне здорово. Даже когда он ворчал на меня, я чувствовал, что он мне помогает. Так или иначе, Инси знал, что он большой чувак в команде. Киган возможно давал высокую оценку моим возможностям, но он не был дураком. Он бы никогда не ставил против Луиша Фигу, Руй Кошты и Жоао Пинту не проверенного парня вроде меня, тем более когда в его распоряжении были такие опытные игроки вроде Инси. Никаких шансов.

Пол Инс имел всё, о чём я всегда мечтал, с "Ливерпулем" и сборной Англией.

Перед началом матча я разминался на поле с остальными игроками. Стадион ПСВ был набит битком, но я мельком увидел папу в толпе людей. Футбольная Ассоциация установила схему, по которой наши друзья и члены семьи могли приехать поболеть за нас, а все расходы вычитывались из наших премиальных за матч. Каждый пенни из моих премиальных стоил того, чтобы папа присутствовал там. Я оглянулся посмотреть, не смотрят ли тренеры и быстро подбежал к папе, пожал ему руку. «Удачи!» - пожелал он, на всякий случай, вдруг выйду на замену. Я знал, что не выйду.

Я сел на скамейку запасных и стал наблюдать за игрой. На двадцатой минуте встречи на табло горел 2-0 в нашу пользу после голов Скоулзи и Макки (МакМанаман, прим. переводчика), я прыгал от счастья. Англия летала по полю, будто этот турнир принадлежал только нам. А португальцы выглядели слабее. В их команде были классные имена, но Англия издевалась над ними, как могла. От счастья мне не сиделось на месте, я заряжал Макку, Инси, Майкла вперед.  Продолжайте, продолжайте! Доделайте их! Забейте третий! Я уже представлял сцены в раздевалке после игры, как мы все радостно пожимаем друг другу руки и говорим, что можем победить на Евро 2000. Я не мог дождаться мнения папы после игры. Услышать, как вся Англия сходила с ума после такой великолепной победы Англии.

Но потом все это превратилось в ужасный сон. Англия стала играть хуже. Неожиданно, мы не смогли противостоять умным передачам Португалии. Фигу был на высоте. Какой игрок! Какой лидер! Португалия не хотела сдаваться и шла вперед.  Я не мог поверить своим глазам. Ведь мы контролировали игру. У нас были Игроки: Ширер, Оуэн, Бекхэм. Даже Тони Адамс – наша скала обороны стал ошибаться. Фигу и Жоао Пинту сравняли счёт 2-2 ещё до перерыва, и мы знали, что во втором тайме нас ждут ещё больше истязаний. Тот огонь, что присутствовал в наших игроках в начале матча, куда-то исчез. Во втором  тайме Нуну Гомеш забил победный гол… Кошмар.

Нуну Гомеш забивает победный гол

Мы вернулись в раздевалку опустошенные. Киган сказал всем: «Вы не можете проиграть, имея такое преимущество, что это за ошибки в обороне?! Но турнир ещё не закончился. Мы должны вернуться в игру». Киган не мог говорить  много. Да и никто бы не смог. Несмотря на то, что я не играл в матче, мне было также грустно как и всем. Это была не раздевалка, а какой-то морг…

Следующая игра была против Германии, врагов. Я молился, чтобы Киган дал мне возможность выйти на поле и показать себя. Ощущения перед игрой в Шарлеруа, 17 июня, были простыми: выиграть или умереть! После проигрыша португальцам, команда проработала над ошибками и была хорошо подготовлена. Перед игрой мы собрались возле гостиницы и поговорили о наших шансах на чемпионате.  Каждый понимал, что «если сегодня не выиграем, то попрощаемся с турниром». Вся страна попадет в депрессию, если мы проиграем. Я боюсь представить, как мы вернемся на родину с таким позором. Исторически Германия была нашим главным врагом: две Мировые Войны, ЧМ-1966, 1970, Италия 90 и Евро 96. Все игроки понимали, что эта игра была для нас матчем дерби. Чувство соперничества с немцами присуще каждому английскому футболисту. Я не исключение.

Я и не мечтал, что Киган рискнет, поставив меня против немцев. Против такого соперника, в такой важной игре не было место для неопытного паренька вроде меня. Я опять был в резерве. Перед началом матча, я пообщался с моим одноклубником Диди Хаманном. Он выходил в стартовом составе своей сборной, но нашел время, чтобы сказать мне несколько слов.

«Ты будешь сегодня играть?» - спросил он меня.

«Нет, никаких шансов», - ответил я.

Чувство соперничества с немцами присуще каждому английскому футболисту. Я не исключение.

Через 8 минут после начала второго тайма Ширер открыл счёт в матче. Мы вернулись! Мы в деле. Но сможем ли мы отстоять свою победу? Немцы без боя не сдадутся. Киган кое-что прошептал Фазакерли, тот повернулся ко мне и крикнул: «Иди, разминайся. Хорошо разминайся»! Больше никому из полузащитников не приказали разминаться, значит, я сейчас должен войти в игру. Киган хотел убить игру, и тот подкат против Саутгейта на тренировке показал ему, что я люблю жесткие отборы и подкаты.

Как тренер, Киган не был осторожным до этого момента, но сейчас он кричал всем игрокам: «Сохраните результат»! До конца игры оставалось 30 минут. После неудачного старта в Эйндховене его не критиковал только ленивый, и эта победа ему была очень нужна.

Я заменил Майкла Оуэна – храброе тренерское решение. Майкл мог забить гол из ничего, но Киган хотел сохранить счёт 1-0. Киган сказал мне пару слов, перед тем как войти в игру: «Просто делай то, что делаешь в «Ливерпуле». Будь дисциплинирован. Сохрани мяч для команды. Немцы будут атаковать ещё чаще, останови их». После небольшой паузы он добавил: «Да, Стивен, наслаждайся игрой».

Наслаждаться? Ядрон батон! Я впервые выходил на поле на крупном турнире, более того в тяжелейшей игре, а Киган пожелал насладиться игрой будто я выходил гулять по парку. Невероятные ощущения. Но этим Киган показал, как фантастически он управляет командой. Меня вдохновили его слова в такой серьёзной ситуации.

У немцев была хорошая команда, начиная от ворот до линии нападения. Оливер Кан – один из лучших вратарей в истории футбола. Очень качественные защитники – Маркус Баббель, Йенс Новотны и Кристиан Циге. Легенды типа Лотара Маттеуса. Большой форвард Карстен Янкер. Ловкий плеймейкер Мехмет Шолль. «Играй ближе к Шолль», - предупредил меня Кевин. «Останови его». Я знал всё об игроке мюнхенской «Баварии». Несмотря на то, что я не ожидал играть в матче, я пересмотрел видео с играми сборной Германии, чтобы узнать, кто из соперников представляет опасность. Во время подготовки команды к предстоящему матчу, я мечтал проверить свои силы против Шолля. Сейчас было самое время применить теорию на практике. Я сразу бросился в жесткий подкат, чтобы отобрать мяч. Он играл действительно классно, и я снова и снова бросался на него. Не было сомнений, что немцы просто так не сдадутся.

Конечно с таким игроком как Диди (Дитмар Хаманн, прим. переводчика) в полузащите, они бы точно не сдались. Я знал Диди слишком хорошо, чтобы поверить тому, что Германия легко сдастся. Это не про него. Он отдаст все свои силы, и даже ещё больше для достижения успеха. Я был в восторге, когда Диди присоединился к «Ливерпулю». Он великий футболист, на которого я равнялся и регулярно учился. Диди - умный футболист средней линии, позволяющий другим полузащитникам активно участвовать в атаке. Я еще больше стал восхищаться им после 29ти минут того матча в Шарлеруа. Несколько раз я коснулся мяча и выполнил хорошие передачи, Диди пробежал мимо меня со словами: «Хорошо. Продолжай делать то, что делаешь». Невероятно. Я был ошеломлен. Мы были заклятыми врагами до свистка судьи, представляли соперничающие между собой страны в важнейшем матче, за которым следил весь мир. Однако этот человек помогал мне советом. Немцы старались изо всех сил, потому что они сыграли вничью против Румынии в своем первом матче. Даже в пылу сражения Диди думал обо мне, о молодом одноклубнике. Он видел, каким я был напряженным в тот момент. Когда мяч ушел за боковую линию, я повернулся к нему.

«Я сейчас обделаюсь здесь, дружище. Мне чертовски страшно», - сказал я.

Диди посмотрел на меня. «Успокойся, Стиви. Просто делай то, что обычно делаешь».

Доброта Диди к сопернику тем вечером показала, какой он хороший друг. Я буду всегда помнить, как мы обменивались словами в Шарлеруа.

Но я все равно хотел победить его команду. Сколько бы добрых слов не говорил Диди, это не угасило бы мое желание оставить Германию ни с чем. Через пару минут нашей беседы он обошел меня с мячом. Чертов наглец! Это не происходило даже во время тренировки в Мелвуде (тренировочная база Ливерпуля, прим. переводчика). Пришло время показать настоящую игру. «Я сейчас его съем», - подумал я. «Осторожно, Диди, я иду за тобой». Он уже вот-вот создаст опасный момент. Я должен его завалить. Догнав Диди сзади, я завалил его на газон мощным подкатом. Бах! Получи. Не пытайся нахрен обойти меня. Диди крикнул что-то на немецком, я и без знания немецкого понял, что ему было не хорошо. Он лежал на газоне и стонал. «Вставай, бля, Диди»! - я кричал стоя над ним. «Я не прикасался к тебе, бля. Вставай! Пока ты лежишь, я могу получить желтую. Две желтые и я пропущу матч четвертьфинала».

Догнав Диди сзади, я завалил его на газон мощным подкатом. Бах! Получи. Не пытайся нахрен обойти меня. Диди крикнул что-то на немецком, я и без знания немецкого понял, что ему было не хорошо.

После игры я сказал прессе, что Диди «визжал как девчонка». Это был глупый комментарий, о котором я глубоко сожалею. Всё что могу сказать в свою защиту это то, что эти слова были произнесены сразу после свистка судьи, когда единственное что было в моей голове - был адреналин. Англия победила, я сыграл хорошо и не мыслил ни о чем. Я так сильно уважаю Диди, в частности за то, что он помог мне привыкнуть к этому тяжелому матчу. Я надеюсь, он когда-нибудь прочитает эти строки. Он ни разу после того случая не упоминал мой комментарий о нем - «визжал как девчонка». Слишком вежливый человек. Я не имел возможности попросить у него прощения, до сих пор. Извини меня, Диди. В тебе слишком много мужского стержня, чтобы визжать как девчонка.

Я очень дорожу футболкой, которую он мне дал после свистка. Иногда когда я вижу эту футболку, меня наполняют те самые эмоции, испытанные во время матча в Шарлеруа. Нервы, подкаты, три заработанных очка. «Удачи вам в следующем матче!» - пожелал мне Диди, прежде чем войти в раздевалку своей сборной. Типичный Диди. Несмотря на разочарование из-за поражения, он нашел силы поддержать другого. Моя жизнь стала лучше с того дня, как я встретил Диди.

После того как Диди ушел из поля, нас окружили все ребята. Молодцы. Отлично сыграли. Поздравления. Кевин был весь в слезах, обнимал меня. В нашей раздевалке было весело, все игроки и сотрудники были счастливы. А что я? Я был на девятом небе. Киган встал посередине комнаты и сказал: «Ребята, теперь у нас есть шанс пройти дальше»! Я пожал всем руки и поздравил с победой. Сначала мне показалось, что я не сыграл в этом матче. Я герой сборной Англии? Нет, невозможно. Только после того, как я вышел из раздевалки, у меня было время собрать все мысли. Я начал понимать, что моя заслуга в победе всё-таки есть, я стелился в подкаты со всем умением и помог сборной вернуть шансы играть дальше. И я почувствовал себя участником знаменитой победы Англии.

Я поспешил поделиться своей радостью со своей семьей и позвонил папе. Он не стал говорить много похвальных слов  (это не про моего папу), но по тону его голоса я понимал, насколько он был счастлив за меня. Это был праздничный день «День отца», и папа сказал: «Эта победа стала огромным подарком для меня, Стивен». В голосе папы я уловил, как он был горд мной, и это для меня много значит.

На следующее утро после игры, я звонил домой. Я скучал по родным до сих пор, а когда я слышал их голоса, мне становилось легче. Я попросил прочитать заголовки английской прессы (газеты нам в Бельгию доставляли через день). «Рождение новой английской звезды» - такой заголовок был у одной газеты. «Завязывайте с Инсом, Джеррард новый герой» говорила другая газета. Мне чертовски понравились отзывы! Я думаю, это было моментом славы, как и у Майкла в свое время. Мое имя уже знали все! Позже, я получил эти газеты и прочитал о себе некоторые похвальные слова типа «будущее Англии».

 «Игнорируй это всё», - призывал папа. «Не верь этому. Просто сосредоточься и повтори то, что уже показал». Хороший совет от папы, как всегда. В тот день я поговорил с Жераром Улье и Стиви Хайвэем, они говорили о том же. Не обращать на такие вещи внимание. Не отвлекаться от футбола. Киган похвалил меня прессе: «Стивен Джеррард показал, что сборную Англию ждет светлое будущее». Диди тоже. «Однажды Стиви станет капитаном сборной Англии», - сказал он. «Надеюсь, у сборной Германии тоже будут такие игроки как он».

Перевод: Rafa_Benitez 

Предыдущие части книги: