11 мин.

После бала

Вот и закончился последний перед ОИ турнир по фигурному катанию. Такого напряженного чемпионата я давно не видела: в каждом виде мы претендовали на золото и не только. А вот получили не в каждом. Но обо всем по порядку.

Синица в небе и Лебедь на земле

Обычно мне тяжело смотреть короткий танец танцоров: так или иначе все катают одно и то же, действительно запоминаются лишь программы ведущих спортсменов и соотечественников (бывают, конечно, исключения в виде Жиганшиной/Гажи, но нечасто). Мне было очень радостно от того, что две наши пары - Рязанова/Ткаченко и Синицына/Жиганшин оказались так близко к пьедесталу. А вот результат  Ильиных/Кацалапова и близость к ним итальянского дуэта весьма удивил. Я уже говорила как-то о том, что Каппеллини/Ланотте кажется мне искусственно подтянутыми к основному "пелотону" охотников за бронзой Игр. Так считаю не я одна:

"На судейском разборе все говорили только о них [Ильиных/Кацалапове], и все говорили, что никакого сравнения не может быть с соперниками, которые участвовали в этом чемпионате, – и по программам, по исполнительскому мастерству", – сказал Александр Горшков по окончанию чемпионата.

Если наш прославленный чемпион прав, то почему же в коротком танце наших ребят поставили буквально на одну ступень с итальянцами? Что, И/К много ошибались, а К/Л выдали лучший прокат? Лично для меня этот вопрос остался неразрешенным.

Как бы то ни было, к началу произвольного танца у меня не было сомнений, что россияне возьмут свое. Но сначала я посмотрела более слабых участников. Вообще, я какой-то недоделанный любитель фк: я не люблю наблюдать за катанием спортсменов из первых разминок, хотя частенько изменяю своим вкусам. К моему удивлению, на этот раз почти все пары мне понравились. Отдельно отмечу испанцев, которые для меня стали открытием. Когда они танцевали, я, если честно, замерла и, не отрываясь, глядела в монитор. Взгляд не поднимался к левому верхнему углу - да и какие могли быть цифры! Ведь там, на льду, художник рисовал свою картину. Я не знаю, какое будущее у этой пары, но очень надеюсь, что они будут подниматься все выше и выше год от года.

Французская команда без Пешала/Бурза выглядела бледно. Хотя их юная пара Пападикис/Сизерон мне нравится. Конечно, у них много огрехов, катание какое-то небрежное что ли. Но выглядят они здорово: длинноногая пышноволосая статуэточка и крепкий стройный парень рядом с ней. И их произвольный танец - если абстрагироваться от ошибок - очень эффектен. 

Танец Каррон и Джонса в этом сезоне я видела впервые. И была очень удивлена! Их тренер, Игорь Шпильбанд, который посоветовал нашим ребятам взять музыку из "Лебединого озера", поставил французской паре танец на музыку из того же балета. Что интересно, французы тоже решили поваляться. И тоже на твизлах, с той лишь разницей, что у них эту неблаговидную роль благородно взял на себя партнер.

Англичане Кумс и Бакланд - очень милая, симпатичная пара. Их тренер сделал ставку на разницу партнеров в росте, взял на вооружение современные акробатические веяния, соединил все это с бессюжетным танцем - и пожалуйста, бронзовые призеры Европы. Мне не хватило в ребятах задора, но в остальном остается только похлопать им. 

Итальянцы Каппеллини/Ланотте катали, как и всегда, очень аккуратненько. Эдакие исполнительные зубрилы. У них задорный танец, он им нравится, катались они с видимым удовольствием, вот только... Не хватает ни им, ни постановке лоска, шика победителей. 

Тот вечер принес нам, болельщикам, много тем для обсуждения, основной из которых была пара Ильиных/Кацалапов. Викторию Синицыну и Руслана Жиганшина поздравляли, но все это было как бы походя. А ведь они прекрасно, чудесно откатали. "Горящая юность" - так про них сказал Ростислав Синицын. Конечно, можно было бы выбрать им более подходящую постановку, но и с "Нормой" они смотрелись воздушно и изящно. Шутка ли, 4-е место на первом же чемпионате Европы! Это в танцах-то - виде, где сразу выстрелить на первое буквально невозможно. На мой взгляд, пара буквально взмыла вверх и вскоре двум нашим ведущим дуэтам придется считаться с вчерашними юниорами.

К сожалению, то, что оказывается успехом для одних, всегда означает провал для других. По-человечески мне очень жаль Рязанову/Ткаченко, ведь уже сама возможность выступить на Играх - это большая честь, радость. Да и не только в Олимпиаде дело: молодым еще Кате и Илье четко дали понять, что их место в сборной вполне могут занять другие. И что будут делать ребята дальше - непонятно...

На лед вышли Лена с Никитой - и у меня руки-ноги стали ватными, а сама я все шептала про себя:"Только не оступитесь!". К тому моменту, когда они заходили на ту поддержку, что сорвалась на чемпионате России, я была готова закрыть глаза. Но Никита не упал, Лена победно вскрикнула - казалось, можно облегченно выдохнуть. Ан нет, я по-прежнему ЖДАЛА (именно так), когда они упадут. Не могу объяснить то чувство рационально, но оно не подвело меня. Зал ахнул - я вместе с ним. Вторые.

Почему танец, который многие специалисты называют шикарной, сложнейшей постановкой, с которой можно обыгрывать всех (я подчеркиваю это слово), никак не засверкает? Мне кажется, причин тут несколько. Во-первых, Лена с Никитой просто не понимают, что катают - ведь балет-то они не посмотрели. (Честно сказать, я тоже не совсем понимаю, о чем их танец, хотя ЛО буквально специально пересмотрела - в записи, разумеется.) Вот и захлестывают их не те эмоции.

А вторая причина... Как ни странно, самая обычная невкатанность. Приведу пример, который, как мне кажется, ярко иллюстрирует то, что должны были делать спортсмены.

Когда я училась в физмате, учительница физики любила давать нам задания из сборника Лукашика. Там были десятки, если не сотни, совершенно однотипных задачек, в которых и думать-то не надо было - надо было лишь подставлять в нужную формулу разные числа. Мы протестовали. Еще бы, ведь мы, умницы-разумницы, давно уже поняли эту тему, можем решать задачи по ней и с более сложными условиями, да и вообще, готовы постигать новые вершины в физике. А она нам все Лукашика пихает, еще и письменно все это делать заставляет. Пустая трата времени! Учительница же терпеливо объясняла своим великоразумным ученикам, что благодаря такому многократному повторению мы уже никогда, даже много лет спустя, не ошибемся с этой формулой и в более трудных задачах, не то что в простых. Она отрабатывала с нами азы каждой темы до автоматизма.

Не знаю, права ли я насчет Лены с Никитой, но мне проблема качания и падения с твизлов, получения то второго, то четвертого уровня за дорожки шагов видится именно в недостаточной рутинной работе. И это камень в огород их тренера, кстати говоря. 

Но я хочу и отметить кое-что в этой паре, чего не замечала раньше. Вы видели, как они общались после танца. Еще там, на льду? Вы видели, что к бортику они поехали не по отдельности, а вместе, явно поддерживая друг друга? Один весьма неприятный мне журналист по фамилии Вернер утверждает, что пара в следующем сезоне перестанет существовать, потому как нет там никакой пары. Он ошибается. Пересмотрите ребят после танца.

Королева и свита

Самыми ожидаемыми для меня лично соревнованиями были соревнования у женщин. Интересны были, разумеется, вовсе не из-за сестер Хельгессон или эстонки Глебовой (я уж молчу про ту огромную толпу девушек, что были в первых разминках корткой программы). Меня волновали Юля Липницкая, Аделина Сотникова, Каролина Костнер и Алена Леонова (хотя вот она-то в меньшей степени).

Тем не менее я добросовестно посмотрела на остальных спортсменок. В короткой радовалась за Элени Гедеванишвили, которая почему-то внешне напоминает мне нашу Туктамышеву; улыбалась, глядя на Глебову; восхищалась элегантной Маркеи (ах, жаль, что они не стала спортсменкой топ-уровня)... 

Каролина в короткой не падала, каскад сделала и вообще, была хороша и изящна. Финальная поза лишняя, ну да это мелочи. Она очень и очень понравилась. 

Сотникова была еще более хороша, хотя я, как ни пытаюсь, Кармен в ней разглядеть не могу. Почему бы ей не накраситься поярче (косметичку можно у Леоновой одолжить), не замазать темные круги под глазами? И зачем Аделя надевает эти ужасные перчатки? Некрасиво же! У той же Липницкой тоже перчатки, но они соершенно не бросаются в глаза. К счастью, катается она не лицом и не на руках, поэтому ни отсутствие яркого макияжа, ни варежки не портят чудесного скольжения и высоких, сильных прыжков.

Глядя на программы Алены Леоновой я мысленно (а то бывает и громко вслух) удивляюсь: ведь их поставил тот же человек, что сделал "Зиму" для Ягудина, "Маскарад" для Волосожар и Транькова и еще много чего другого прекрасного и интересного. Почему же в одних случаях выходят завораживающе прекрасные программы, а в других - вот такая вот чепуха? Может, дело в степени интереса самого Николая к спортсмену? Как бы то ни было, Леонова осталась по итогам КП четвертой. И я не понимаю тех, кто считает, что она могла бы быть выше. Не понимаю, как можно сравнивать чудесную "Аве Марию" и "Барыню".

А еще в тот день каталась Юлия Липницкая. Я не могу судить о катании этой девушки объективно, потому что болею за нее каждой клеточкой. Я знаю лишь одно: она единственная выполнила каскад лутц-тулуп и получила четвертый уровень за дорожку шагов - это что касается техники. Все остальное - эмоции, чувства. На мой взгляд, в тот день мы видели две красивейших программы: молящейся женщины и влюбленной девушки. 

Приближение произвольной программы радовало и печалило меня одновременно. Печалило - потому что я боялась, что Юля даже и при идеальном прокате останется без золота. Радовало понятно почему - фигурное катание всегда радует, красота ведь. 

Конечно, уровень женского фигурного катания в Европе таков, что смотреть интересно только на россиянок и Каролину Костнер. Остальные могут выдать красивые и чистые прокаты, но радуют этим нечасто. Так что поначалу пришлось восторгаться "элитой" (по словам комментатора) в лице Гедеванишвили, Туркиллы и Хельгессон. Никто из них не впечатлил, поэтому последняя разминка ожидалась с еще большей радостью, чем предполагалось.

Я уже говорила, что болею за Юлию Липницкую. Но это вовсе не означает, что не переживаю за Аделину. Когда она вышла на лед, я было собралась волноваться, как и с Ильиных/Кацалаповым. И вдруг почувствовала только лишь здоровое волнение, никаких ватных ног и тому подобных глупостей. Адель ошиблась на первом же каскаде и я сказала про себя: "Все, дорогая, бльше я тебе ошибаться не разрешаю. Лимит исчерпан." Очень послушная девочка эта Сотникова! Я была убеждена, что она не упадет - и она оправдала мои надежды. Ее прокат оставил двойственное чувство: с одной стороны, радость. Молодец ведь, умница! С другой, печаль - эх, Юля... Теперь я еще больше была уверена, что мою любимицу оставят без чемпионства, как бы она ни прокатала.

Отдельно хочу высказаться о программах Сотниковой. Многим они не нравятся (мне в том числе). "Как можно было выбрать такую музыку!", "Что это за постановка!", "Они ей совсем не подходят!" - вот такие мнения приходится чаще всего слышать. Вот у Липницкой - другое дело: берут за душу, поражают соответствием музыки спортсменке. А мне кажется, сравнивать их программы неправильно. Они в корне разные, должны создавать разное - не плохое или хорошее, а разное - впечатление. Тренеры Аделины, как мне кажется, пытались сделать нечто изысканное, утонченное. У Юли все немного проще: ее постановки рассчитаны на прямое попадание в сердце, сама музыка тому способствует. Простите за грубость, но я позволю себе гастрономическое сравнение. Программы Сотниковой - это как ужин с хорошим, дорогим вином, сыром дорблю, оливками, светской беседой и...все. Программы Липницкой - это ужин при свечах с идеально приготовленным мясом (или рыбой - кто что любит), сплетенными руками и вкусным тортиком на десерт. Каждый ведь выберет свое, и нельзя сказать, что один ужин будет однозначно хуже другого.

После Сотниковой выступала Алена Леонова. Если пытаться говорить о ее программах в том же ключе, то она катала сосиски с макаронами: незатейливо, сытно, на скорую руку вполне пойдет. К своему стыду, я вовсе не болела за нашу спортсменку. Мне было безразлично, как она откатает. И только когда я увидела ее в КиКе, такую расстроенную, все-все понимающую (наконец-то!!!), сердце у меня сжалось. Совсем еще молодая, когда-то претендовавшая на роль первой скрипки в сочинской команде, она осталась лишь запасной...

Выступление Костнер меня не волновало с точки зрения угрозы нашим девочкам. Но когда она начала кататься, со своей обычной милой улыбкой, мне вдруг отчаянно захотелось, чтоб где-то в параллельной вселенной проводился точно такой чемпионат и Каролина на нем выиграла. Она, конечно, наваляла. И, конечно, все понимала, ожидая оценок. Но было видно, что не злится на себя, не клянет судьбу, а просто грустно прощается с Европой, чуть-чуть жалея, что не с золотой высоты.

Я не заметила поначалу, что Юля пропустила каскад. Удивительно, столько раз видела эту программу - и не заметила. Потом комментаторы сказали, что Юля переставила каскад по ходу: двойной аксель в начале был сделан так, что не позволял добавить еще два прыжка. Когда к концу проката я глянула на оценки за технику, то ахнула! Десять баллов она привезла Сотниковой. Десять!!! Чемпионка! Но цифры стали ползти вниз. Все ниже и ниже. И вот я уже вспомнила, что в короткой был отрыв в пользу Аделины, что есть еще такая штука, как компоненты. Все, опять притопят мою девочку... До конца я не верила в справедливость. Тем ценнее ее победа: в ситуации, когда федерация не особенно поддерживала, когда спортсменка до последнего не знала, будет ли она на Играх (хотя везде, кроме ЧР, была выше девушки, которая точно знала свою судьбу)... Спасибо, Юленька! Пусть в твоей жизни каждый старт будет таким, как этот!  

Для нас уже все было ясно, россияне плясали, а тем временем на лед выходила француженка Мейте.. Я была уверена, что она рассыпется сразу же, ведь ее прокат никого в зале уже не интересовал. А она молодец какая оказалась! Взяла и все прыгнула, чем вызвала безмерное мое уважение.

Последней выступала Валентина Маркеи. Изящно и элегантно она закрыла счастливый для нас чемпионат Европы среди женщин.