12 мин.

Вратарский вопрос Зенита

 

А есть ли он, этот самый вопрос? Неужели Лунев, безоговорочно первый номер команды, претендующий на статус №1 и в сборной , отыгравший в подавляющем большинстве встреч в чемпионате России и Премьер Лиге в составе питерского Зенита, давал поводы усомниться в своем мастерстве? Откуда же тогда появляются слухи об интересе к вратарям сторонних клубов? Спекуляции ли это, или поиск "второго номера" для команды - попробуем разобраться вместе.

 Перед тем, как приступать к анализу чего-либо необходимо определить метрику, как и с кем сравнивать. Справедливо было бы опираться на статистику конкурирующих за позицию в створе ворот, но Лунев прочно застолбил за собой место в стартовых 11, и почти все его партнеры по команде, получавшие игровую практику в ФНЛ, РПЛ или иных чемпионатах,  не сильно преуспели в своих начинаниях.

 

 Поэтому имеет смысл рассматривать игру в плоскости лиги, в данном случае РПЛ , но , для начала, предлагаю посмотреть краткую таблицу по всему сезону , позволяющую составить первичное мнение о  вратаре, а кроме того служащую своеобразным ориентиром для создания структуры проводимого анализа, во избежание пропуска отдельных важных критериев.

 

xCG - ожидаемо пропущенный мяч, не эквивалентно xG нападающего ( возможный гол)

 Начнем с xCG. Для наглядности приведу пример:

 

Матч Краснодар - Зенит, 90ая минута, Маурисио Перейра получает мяч у полукруга, бьет и от перекладины мяч залетает в "девятку".

В данном случае есть два способа оценить эпизод с точки зрения цифр, и, к сожалению, ни один из них не рассматривает гол в разрезе движения защитников и вратаря. Первый - xG, привязан к точке, с которой Перейра наносит удар. В нашем случае вероятность 0.06, т.е. только 6 ударов из 100 достигли бы цели.

Способ второй, xCG. Модель, оценивающая вероятность попадания мяча в ворота уже по итогам удара. И тут она значительно более красноречива, 0.33  ≈ каждый третий такой удар, залетает в ворота.

 

В этой и почти всех последующих таблицах явно выделяется Сафонов, оверперформивший во второй половине сезона. Говоря о соотношении ударов в створ ( инфографика ниже) по игре в ФНЛ Матвей имеет неплохой показатель в 72.9, сильно разнящийся с его результатом в РПЛ, но, очевидно, более реальный. 

 Статистически хорошим результатом является положительная разница пропущенных - ожидаемо пропущенных. Вратари топ клубов нередко имеют значительный "запас" по сезону : Тер Штеген + 4.6 , Шченсны + 6.4, Алисон +8.5, Облак +12,15 !

Результат Лунева -5.3 и в этом он действительно значительно уступает коллегам по вратарскому цеху чемпионата, кроме того, не менее озадачивающим фактором является ухудшение статистики Лунева в РПЛ за последние 3 сезона: 16/17 +4.7( Уфа - Зенит. Если взять период после перехода в Зенит: +3.5) , 17/18 -2.85 ( Зенит), 18/19 -5.3 ( Зенит).

Кто-то может сказать, что это связано с неопределенностью в построениях защитной линии, ведь весь первый круг чемпионата Сергей Семак искал необходимые сочетания, окончив только с появлением Ракицкого и Барриоса, выздоровлением Жиркова, а также ренессансом Оздоева. Да, верно, отлаженная игра в защите напрямую влияет на то, какие моменты создаются у ворот, а Зенит за первую часть сезона сменил не менее 7 различных вариантов сочетаний игроков и осуществил переход от 4х защитников к 3 с двумя латералями, но для полной картины необходимо понимать, из каких зон наносились удары по воротам.

 

 

Несмотря на частые рокировки в линии защиты Зенит играл достаточно компактно на подходах к  своим воротам, а в первой части сезона при этом недостаточно цепко в опорной зоне, что вылилось в солидные 210 ударов по воротам из 13ой, 14ой и 15ой зон, что в свою очередь на треть больше нанесенных по створу Акинфеева и Гилерме. Зачастую атакующая команда, не имея вариантов для развития атаки, наносила удар из-за штрафной, с вытекающей потерей в остроте момента и весом проведенной атаки. Примечателен факт приблизительного равенства количества ударов из пределов штрафной и из вратарской по трем из пяти первых клубов, говорящий о качественной подготовке к каждому из соперников тренерским штабом Зенита , а по минимальному количеству допущенных ударов из штрафной Зенит и вовсе составляет топ-чемпионата вместе с ЦСКА ( 155 и 150).

 

Теперь мы можем перейти к следующему показателю, соотношение удар в створ - сейв. В нашем случае к понятию сейв относятся все удары, нанесенные в створ, пойманные или отбитые вратарем.

 

 

Принимая во внимание данные с прошлых инфографик мы видим, что при ≈ равном количестве ударов из штрафной и вратарской процент пойманных и отбитых мячей Лунева не входит в топ по Премьер Лиге. Большое количество дальних ударов не переросло в увеличение количества голов из этих зон, но обнажило одну из проблем Андрея, которая, вкупе с игрой на выходах, подводила 99ого номера по сезону.

 

 

Этот пример взят из матча Лиги Европы с Вильярреалом, и это не совсем справедливо, ведь сейчас мы рассматриваем данные РПЛ, но голы Баринова и, отчасти, Смолова в очном противостоянии с Локомотивом ( 5:3), схожи по структуре , отличаясь лишь тем, что мяч был отправлен в угол, а не по центру ворот.

Жерар Морено убирает мяч под левую ногу и бьет над Луневым почти по центру ворот. Находясь в иной позиции - на два шага ближе к воротам Андрей достал бы этот мяч, а вот зона на линии вратарской оказалась "мертвой".

Поэтому предлагаю рассмотреть несколько других примеров связанных с выбором позиции.

 Матч Зенит - Рубин стал одновременно провалом голкипера Зенита и бенефисом защитника Сорокина. 2 ошибки на выходе из ворот, одна при подаче углового, вторая при несогласованности с защитниками трансформировались в 2 пропущенных мяча и поражение.

 

Эпизод в матче с Анжи не превратился в голевой, но показал отсутствие уверенности Андрея при выходе из ворот. Рванув навстречу нападающему вратарь Зенита резко остановился, упал , попятился назад. 

 

Подача Рауша также ввела Лунева в ступор, оставив в полупозиции.

 

А в игре с тульским Арсеналом вратарь Зенита , напротив,  предпочел не покидать ворота, остававшись на линии вратарской до последнего. Это могло бы сработать, не допусти Лунев досадную техническую ошибку в финальной фазе эпизода.

 

 Во все том же матче с Арсеналом вновь вскрылись изъяны игры на выходе. После неопасного заброса вперед Мевля был первым на мяче, он не видел, как Лунев разводит руки, показывая, что все под контролем, и , похоже, услышал о намерении забрать мяч в последний момент, что отразилось в его попытке скинуть мяч грудью. 

 

Но не стоит списывать все на перестановки в линии обороны, ведь характерные проблемы с игрой на выходах были и ранее. В сезоне 17-18 в игре с Ахматом Лунев не рассчитал выход на перехват мяча и сыграл рукой за пределами штрафной. Судья пропустил этот эпизод, Лунев в интервью признал, что заслуживал удаления.

 От игры на выходах переходим к следующему пункту, включающему длинные, средне-короткие и короткие передачи, а также влияние на начальную стадию атак.

Безусловно, на столь высокий процент удачно выполненных передач влияет билдап Зенита, в частности роль Дзюбы ( космические 316 верховых единоборств в РПЛ и 45% выигранных - и да, это топ уровень, ведь Артем не только выигрывает единоборство, но и сохраняет мяч команде) , а также антропометрические данные Ерохина ( 79 верховых единоборств, 62% выигранных), Эрнани ( 42 в.е. - 47% успешных) , Заболотного ( 41 в.е. - 48% успешных), Азмун ( 181 в.е. - 42%). И все же, это важный показатель, делающий Лунева одним из вариантов начала атаки Зенита. Цифры признанных мастеров Эдерсона, Алисона, Нойера, 48,8%, 57,4%, 68% соответственно. В Лиге Европы показатель Лунева ниже: 58,1% ( учитывая неудачный матч с Вильярреалом; в составе отсутствовал Дзюба, с первых минут вышел только Азмун вступивший в 3 верховых единоборства, не выигравший ни одного, и Эрнани из 6 достигший успеха 1 раз ) , здесь он уступает Траппу ( 73,9 % успешных передач) , Кепе ( 75,8%) , но опережая другого финалиста ЛЕ Чеха ( 56,3%).

 

Что касается коротких передач, то и здесь Лунев лидирует по РПЛ. Разумеется, в большинстве случаев адресатом являются центральные защитники, поэтому ориентироваться в этом вопросе предлагаю на передачи, нацеленные на начало быстрых контр-атак.

 

 

На примере последний тур чемпионата, матч Зенит - Енисей. Лунев фиксирует мяч после опасной атаки красноярского клуба и сразу же ищет возможность начала атаки, забрасывая мяч на Дриусси, открытого на левом фланге. Через несколько мгновений мяч окажется в воротах Юрченко.

В этом заключается отличительная черта Лунева по сравнению с предшественниками, Малафеевым и Лодыгиным. Оба редко вводили мяч в игру коротким пасом быстро, предпочитая действовать осторожнее и надежнее.

 Из этого и складываются цифры участия в построении атак. Выводя за скобки феноменальные цифры Сафонова по РПЛ для первого неполного сезона, Лунев лучший по лиге по xGBuildup90 + xGChain90, а его показатели можно сравнить с показателями Де Хеа (0.11 + 0.11) , Льориса ( 0.12 + 0.12), Кепы ( 0.9 + 0.10). Команды Клоппа и Пепа  всегда задействуют вратарей в начальной фазе значительно больше, поэтому здесь есть отличия, (0.18 + 0.18) и (0.22 + 0.22), отлично описывающие, почему в длинных передачах цифры Алисона и Эдерсона ниже коллег по цеху.

 Подводя итог, 

Андрей Лунев провел очевидно крайне неоднозначный сезон, с явным спадом в его середине. Статистически по проценту отраженных ударов, соотношению гол/возможный гол, основной вратарь Зенита не является незаменимым, но компенсирует это игрой в пас.

Есть ли альтернативы в клубе? Нет, за исключением Рудакова никто из принадлежащих Зениту вратарей не провел сезон на уровне, достаточном для того, чтобы вытеснить Лунева из створа. Кержаков на протяжении всей карьеры в Зените рассматривался в качестве запасного вратаря, и , с течением времени, он сохранил надежность, кроме того, на контрасте с Андреем, агрессивно играет на выходах ( по матчам за основную команду в ПЛ 2,6 выхода за игру, у Лунева - 1.8), что смогли прочувствовать ростовчане в недавней встрече, но не сумел прибавить в игре ногами. На данный момент известно, что контракт истекает 30.06,2019 и новостей о подписании нового пока нет.

Юра Лодыгин не сумел преодолеть проблемы с переучиванием, возможно, ввиду пробелов во вратарской школе, возможно, ввиду слишком резкого успеха. Этот сезон он провел в Олимпиакосе, отыграв лишь 4 встречи.

Бабурин, отправляющийся на сбор с Зенитом, долгое время не мог выиграть конкуренцию в Рубине, показав средний результат за те игру, что удалось провести.

 

Кизеев и Гойло выступали в проблемном лихорадившем Зените-2, поэтому объективную оценку их игры дать крайне сложно.

Рыбиков же выступал только в молодежном первенстве.

Статистика Рудакова отличается в лучшую сторону, с поправкой на уровень чемпионата, но он в аренде до середины сезона.

 Есть ли альтернативы из-вне ? Прежде всего разграничим, при сохранении текущего формата лимита, отчасти и формата 8х17,  вратарь легионер на балансе может считаться непозволительной роскошью. При упразднении лимита такой вариант возможен.

Из отечественных стражей ворот в Российской Премьер Лиге выделяется Сафонов, однако это связано с крайне маленькой выборкой и скорее является оверперфомансом, чем реальным отражением уровня молодого игрока. Среди остальных вратарей, имеющих совокупность качеств единицы, большинство из них уже играют в топ-клубах лиги.

Ресурсы:

Wyscout, Whoscored, Understat