9 мин.

Марис Верпаковскис: Сборной Латвии остро не хватает футболистов высокого уровня

Специальный корреспондент интернет-портала SPORTS.uz в эти дни находится в Латвии. Накануне он посетил матч между «Лиепаей» и «Сконто», а также взял интервью у легенды латвийского футбола Мариса Верпаковскиса

Марис за свою карьеру успел поиграть во многих клубах, а сейчас доигрывает в родной «Лиепае». Проведя за сборную страны свыше ста матчей, он является настоящим героем Латвии. В скором времени он совсем перестанет играть, и сосредоточится на работе в структуре клуба. 

В интервью Марис вспоминает о том, как пришёл в футбол, рассказывает о своих отношениях с Максимом Шацких и объясняет, почему у сборной Латвии до сих не получилось повторить успех 2004 года. 

– Как ты пришёл в футбол? Может быть, отец-футболист повлиял на этот выбор… 

– Повлиял. Я с малых лет ходил на игры отца, болел за него. Мне это нравилось, и я начал по-настоящему «болеть футболом». Во дворе с ребятами играли днями напролёт, но мне этого не хватало, и я просил родителей отдать меня в секцию. Они вроде бы согласились, но туда меня не могли взять из-за возраста – мне было всего 3-4 года, а набирали ребят чуть постарше. Когда мне было пять лет я всё-таки начал играть. Поначалу было сложно, потому что я был самым маленьким, но постепенно всё начало налаживаться. Ну и я, конечно, был счастлив, так как начал тренироваться и играть на профессиональном уровне. Тогда мне так казалось (смеётся).   

– Твой отец в своё время был лучшим пенальтистом в стране. Учил ли он тебя именно этому аспекту игры? 

– Нет, не учил. Но был такой забавный момент. В 1995 году мы с отцом вместе играли за одну команду из первой лиги. Мне было 16 лет, а отцу 37. Я, по сути, только начинал играть, а он уже являлся играющим тренером. Так вот, я за сезон заработал около 9-10 пенальти. Отец подходил к точке и всегда забивал. Кстати, он в том году забил немало мячей и был близок к тому, чтобы стать лучшим бомбардиром лиги. Сам я никогда не был экспертом по пенальти. За карьеру несколько раз бывало, что пробивал, но всё-таки это не моё.   

 

Марис

– Какие у тебя отношения были с нападающим сборной Узбекистана Максимом Шацких? Некоторое время вы вместе выступали за киевское «Динамо»… 

– Хорошие рабочие отношения. Никогда у нас не было разногласий, мы хорошо понимали друг друга на поле, и даже вне поля старались поддерживать хорошие отношения. У нас в команде была хорошая атмосфера. Из-за языкового барьера было сложно найти взаимопонимание с бразильцами, а вот с Максом всегда всё было хорошо. Шацких был нападающим высокого уровня. Он никогда не жадничал, и в нужный момент отдавал пас партнёру, который находится в лучшей позиции. Это редкость для форварда такого уровня. В основном, такие ребята стараются играть на себя, на свою статистику. 

– Какого плана у вас была конкуренция? 

– В те годы в «Динамо» была здоровая конкуренция. Бывали матчи, когда Макс не играл, выходил я. Бывало, что мы оба сидели на скамейке, и появлялся Клебер. Это нормальная история, мы были готовы к этому. 

– Потихоньку перейдём к теме сборной Латвии. Почему после триумфального цикла-2004 у команды не получалось добиться хороших результатов? 

– Выход в финальную часть Евро-2004 – это историческое достижение. Мы в какой-то степени прыгнули выше головы, и сейчас повторить это достижение нам будет сложно. Хотя, конечно, я очень хочу, чтобы Латвия вышла на ЧМ или ЧЕ. В тот год так совпало, что нам удалось показать хороший результат. В тоже время и у «Сконто» были хорошие времена. В плане детско-юношеской школы, в плане инфраструктуры, в плане подбора игроков этому клубу не было равных в стране. Все ребята из сборной прошли школу этой команды, и поэтому у нас была одна философия – на поле мы спокойно понимали друг друга. Была сыгранность, и мы понимали, что от нас хочет тренер. И, самое главное, игроки находились на пике своих возможностей. Сейчас хотя бы повторить тот результат будет сложно, потому что остро не хватает футболистов высокого уровня. Кроме Руднева и Цауни, которые закрепились в хороших клубах, больше и отметить особо некого. На мой взгляд, в сборной должно быть, как минимум, 4-5 человек, которые стабильно выступают в сильных европейских чемпионатах. 

Даврон и Марис

– Самый ценный гол в твоей международной карьере… 

– Можно отметить гол в ворота сборной Чехии на Евро-2004. Это был первый гол сборной Латвии в финальной части чемпионатов Европы. Жаль, что он не принёс нам очков, чуть-чуть не хватило – в концовке встречи упустили победу. Ещё были два гола в ворота турецкой сборной в стыковых матчах. Именно они позволили нашей команде выйти на Евро. Если взять клубную карьеру, то многие вспоминают мой гол в ворота «Реала». В Киеве мы сыграли вничью, и я забил Касильясу. Воспоминания приятные, потому что всегда приятно видеть аншлаг на стадионе, ощущать сумасшедшую поддержку…   

– Ты ведь пока ещё не завершил карьеру официально, верно?

– Ага. Вот пару недель назад сыграл в кубковом матче. Когда бываю в Лиепаи тренируюсь с командой, слежу за процессом, отмечаю какие-то минусы и плюсы. В официальных играх помогать получается не всегда. У меня есть другие обязанности, и поэтому полноценно готовиться к играм очень сложно. Ну и конечно, я считаю, что было бы несправедливо, если бы я регулярно появлялся на поле, учитывая мой график тренировок. Есть ребята, которые пашут всю неделю, ждут своего шанса. Я знаю свою роль в клубе и никогда не прошу большего. 

– Ты, наверное, сейчас являешься единственным в мире играющим президентом футбольного клуба? 

– Пожалуй, да (смеётся). 

– О тренерской карьере не задумывался? 

– Нет. Я никогда не видел себя тренером. Мне больше по душе должность спортивного директора или скаута. Тренером быть очень сложно, мне кажется, это неблагодарная профессия. Да и тренеру из Латвии очень тяжело добиться большого международного успеха. Вот Старков выстрелил со сборной и его пригласили в «Спартак». При нынешних условиях выиграть что-то значимое представляется мне невыполнимой задачей. 

Старков

– Какое будущее ждёт «Лиепаю»? Задан ли конкретный вектор развития? 

– Мы ориентируемся на местных футболистов. Хотим взрастить свою молодёжь, чтобы зрителям было интересно приходить на стадион и поддерживать своих ребят. Цель номер один – поставлять игроков в сборную Латвии. Ну и конечно, хотим добиваться успехов и выигрывать титулы. На местном уровне мы уже показали более-менее неплохой результат, теперь хотим прогреметь и на международной арене. Хотим создать боеспособный коллектив, способный дойти до стадии группового этапа Лиги Европы. Я надеюсь, что мы сможем сделать это в течение 4-5 лет. Обещать ничего не могу, но мы будем реально бороться за честь клуба и страны.   

– В последние годы латвийские клубы не самым лучшим образом выступают в Европе… 

– Ну да. Правда, я считаю, что скоро всё изменится. У нас есть положительные примеры: тот же «Вентспилс» лет 5-6 назад доходил до группы Лиги Европы, «Сконто» неплохих результатов добивался. Мы на пути к успеху. Несомненно, есть желание вынести имя Лиепаи на международную арену. 

– Что для этого нужно? 

– Вырастить своих конкурентоспособных ребят, которые были бы в состоянии своими силами выигрывать местный чемпионат. Для этого мы уделяем много времени нашей академии. Ведётся плановая работа. Посмотрим, что из этого получится. Конечно, мы собираемся немного привлекать легионеров, но только в том случае, если они будут реально сильнее местных ребят.

– Какие проблемы есть в клубе? Или так: какую проблему тебе хочется решить в первую очередь? 

– Наша основная проблема – финансы. Не всегда удаётся полностью заполнить бюджет. Но пока мы справляемся. Хочу сказать большое спасибо городу – он помогает нам, как может. Наша глобальная цель – выйти на полную самоокупаемость. Хотим полностью обеспечивать не только команду Высшей лиги, но и молодёжку с академией.   

– Как ты оцениваешь перспективы хавбека ЦСКА Александра Цауни? 

– Его последние полтора года мучают различные травмы. Сам парень очень талантливый, технически одарённый. У него «светлая голова». Для сборной Латвии он является ценным игроком. В последнее время ему не удавалось помогать команде, но думаю теперь всё будет нормально. Он прошёл всю предсезонку, вышел на замену в матче чемпионата России. Желаю ему избавиться от всех болячек и показать свою настоящую игру. 

– Кто является надеждой латвийского футбола? 

– Хочу сказать, что подрастает новое поколение. В их числе есть пара, так сказать, звёздочек. В перспективе они должны стать новыми лидерами главной сборной страны. Пока рано говорить о персоналиях, ведь они только начали свой путь. А вообще, талантливых ребят предостаточно, и это радует. В той же «Лиепаи» есть перспективные игроки. Получается, не всё так печально, как кажется на первый взгляд. Надеюсь, в ближайшие годы поступит качественное пополнение, и Латвия вернётся на прежние позиции. 

– Слышал много хорошего о Янисе Икауниексе. Он действительно так хорош? 

– Ага. Он зимой перешёл из «Лиепаи» в «Метц». Ему всего 20 лет, и у него хорошие перспективы. Во Франции парнишка заметно прибавил. В последних матчах за сборную он показал себя с наилучшей стороны. Возможно, в будущем ему суждено стать героем Латвии. 

– С чем, по-твоему, связана чёрная полоса в карьере Артёма Руднева? – На мой взгляд, причина кроется в психологии. Он такого плана игрок, что ему необходима поддержка и доверие со стороны тренера, партнёров по команде. Ему нравится, когда команда много атакует, играет первым номером – тогда его козыри имеют вес. Если игра идёт от обороны, то ему становится тяжелее проявить себя. В сборной он ещё не показал своего истинного лица, но я знаю, что это классный игрок. В Польше и Германии он забивал много мячей. Я уверен, что он ещё себя покажет. Сейчас в «Гамбурге» у него откровенно не клеится игра, но посмотрим, что будет дальше. 

– Давай поговорим об Узбекистане. Кого кроме Максима Шацких ты знаешь? 

– Александра Гейнриха. Я знаю, что он был на хорошем счету в России. Остальных по именам вспомнить не смогу. 

 

Верпаковскис

– А Анвара Солиева разве не помнишь? Он играл в составе нашей сборной в товарищеском матче против Латвии в 2003 году. Гол забил… 

– Да, точно, был такой. Нападающий, насколько помню. 

– Что ты хочешь пожелать болельщикам футбола из Узбекистана?

– Очень приятно было узнать, что меня там кто-то знает (смеётся). Сам никогда там не играл, но всё равно было приятно. Всем большой привет. Про ваш футбол слышал много хорошего. Знаю, что футбол в стране взял правильный вектор, а значит, успехи не за горами. Желаю вам достичь всех поставленных целей. Надеюсь, наши сборные сыграют товарищескую встречу. Нам бы было интересно съездить к вам в гости. Кстати, ответный матч так и не состоялся. Я в федерации подниму этот вопрос. 

– Хорошо. Спасибо тебе за интервью. Хочу сказать, что в Узбекистане ты всегда будешь желанным гостем. Всего доброго и удачи!