10 мин.

История НХЛ в фотографиях. Выпуск №49. Великолепное трио братьев Штястны

Всем привет! В сегодняшнем выпуске, мы поговорим об одной легендарной тройке, игравшей в НХЛ в славных 80-х. Это трио вписало себя в историю НХЛ своей игрой и не только. Их история появления в Северной Америке схожа с сюжетом шпионских боевиков. Эта тройка игроков уникальна еще и тем, что все они родные братья. Про них уже столько всего написано, сколько сказано, но без их истории, блог «Ламповый альбом» был бы неполон. Как вы уже догадались, новый выпуск будет посвящен легендарной тройке братьев Штястны!

Братья Штястны родились и выросли в Братиславе, в то время являвшаяся частью Чехословакии. Вообще, братьев Штястны четверо, помимо всеми известных Петера, Антона и Мариана еще есть Владимир. Все четверо с самого детства по уши были влюблены в хоккей.   Петер, Антон и Мариан решили стать профессиональными хоккеистами, в то время как Владимир ударился в тренерскую стезю. Главной командой Братиславы был «Слован», именно там начинали свой путь братья. Первым в главный состав «Слована» попал старший из братьев – Мариан, в 1970 году, в 17-летнем возрасте. Петер пришел в команду в 1974, а младший из братьев Антон заиграл в «Словане» в 1977-м. Помимо игры за «Слован», братья так же привлекались к игре за сборную Чехословакии. Мариан и Петер становились двукратным чемпионом Мира и Европы в 1976 и 1977 годах. В сезоне 1978-79 братья Штястны привели «Слован» к победе в чемпионате Чехословакии.

В 1978 году, «Филадельфия Флайерз» положила глаз на самого младшего из братьев Антона и выбрала его под 198 номером Драфта. Правда, в то время, такой выбор нельзя было назвать авантюрным, это была больше формальность, так как все понимали, что Антон из Чехословакии, Чехословакия входит в состав социалистического лагеря, поэтому, приезд хоккеиста был крайне маловероятен. Удивительно, но годом позже, Антона вновь выбрали на Драфте, только теперь уже это сделала команда «Квебек Нордикс», отдав за Антона 83 выбор. Удивительно, но у представителей «Квебека» были грандиозные планы, они хотели получить всех трех братьев, правда, как это сделать, не знал никто.

И вот, наступил август 1980 года. «Слован» приехал на игры Кубка Европейских Чемпионов проходящих в австрийском Инсбруке. Стоит отметить, что самым решительным и радикально настроенным к советским властям и жизни в коммунизме был Петер. Поэтому, прибыв в Инсбрук, он продумал план действий. В одну из ночей, когда вся команда мирно спала после долгой дороги в Австрию, бодрствовали лишь Петер и Антон. Они нашли уличный таксофон, расположенный недалеко от гостиницы и решили сделать судьбоносный звонок, который должен был перевернуть всю их судьбу. У Петера при себе был канадский номер приемной офиса «Квебек Нордикс», Петер нашел его в  каком-то из справочников. На правах старшего брата, Петер решил вести диалог сам, а Антону отвел роль «стоять на шухере»…

Дозвонившись в Канаду, Петер на чистейшем словацко-английском попросил к телефону Марселя Обута, так как в том справочнике было написано, что Обут - главный человек в «Нордикс». Хотелось бы увидеть лицо Обута, когда, сидя на своем рабочем месте, секретарь передает, что ему звонит «какой-то» Петер Штястны. Обут не поверил своим ушам, когда соединившись с Петером, тот объяснял кто он и где они с братом сейчас находятся. Петер объяснил, что они хотят с их помощью бежать в Канаду и если «Нордикс» хотят, чтобы Штястны играли за них, то пусть они поспособствуют их побегу. Петер предупредил, что последняя игра турнира будет 24 августа, поэтому этот день будет последним шансом на побег. Ну, не стоит говорить, что Обута долго уговаривать не пришлось, он и директор по развитию игроков «Квебека» Жилль Легер уже на следующий день примчались в Инсбрук.

После приезда представителей «Нордикс» в Австрию, каждую ночь проходили тайные встречи с братьями. Решался дальнейший план действий, как им осуществить свой авантюрный замысел. Под самый конец турнира, представители клуба и братья договорились по условиям личного контракта и уже точно было понятно, что без Петера и Антона Обут и Легер не улетят. Последний матч турнира «Слован» проводил против московского ЦСКА. До матча, Петер позвонил своей беременной жене, сказав ей, чтобы та скорее приезжала к нему. Сам матч «Слован» проиграл, счет был 11-1 в пользу советских хоккеистов. После игры, Петер с женой и Антон технично миновали всех представителей спецслужб, которые надзирали за ними, сели в машину, в которой их ждали Обут и Легер и с визгом колес, стартанули не останавливаясь в Вену, в канадское посольство. Там их уже ждали готовые визы. В тот день, Петер со своей беременной женой и Антон уже летели в Канаду. План сработал!

Но где в этой истории был старший брат Мариан? Он всячески помогал своим младшим братьям в осуществлении коварного замысла, но сам не решился лететь вместе с ними. К тому моменту у него уже были дети, и он не мог так просто покинуть свою семью. Да, если бы он поступил, как Петер, вызвонивший свою жену, то тогда возможно бы весь план побега оказался под угрозой срыва. Если бы в Инсбрук приехала еще и вся семья Марина, тогда, наверняка, спецслужбы заподозрили бы неладное и началась бы тотальная проверка братьев. После побега Антона и Петера, Мариан оказался персоной нон грата. Его выгнали из «Слована» и сборной, он не мог заниматься никакой деятельностью, его даже не брали ни на какую работу. В связи с таким положением дел, Мариану даже пришлось публично осудить поступок своих братьев, однако это не особо помогло исправить положение Мариана в обществе. Денежными средствами Мариану помогали лишь «Нордикс», так же планировавших в удобный момент «похитить» Мариана из лап социализма.  В итоге, удобный момент произошел. Мариан с семьей пару раз выбирался в европейские страны, под предлогом покупки материалов для ремонта их дома. В одну из таких поездок, они рванули в Вену, а там уже история повторилась и уже в сезоне 1981-82 трио братьев Штястны воссоединилось.

Теперь уже поговорим о времени, проведенном братьями в НХЛ. Самым звездным оказался Петер. Он был центром в их тройке.  Он обладал всеми лучшими качествами центрального нападающего: мог побороться на пятачке, отдать обостряющую передачу, после которой просто нельзя было не забить. В 1981 году Петер получил «Колдер Трофи». Во втором сезоне в НХЛ, он поставил личный рекорд по набранным очкам- 139. Если говорить о временах именно тройки братьев (1981-1985), то за это время Петер набрал 591 очко в 387 матчах, забросив 210 шайб и отав 381 передачу. Если говорить в целом, то Петер провел самую выдающуюся карьеру среди братьев. За «Нордикс» он отыграл 10 лет, с 1985 по 1990 Петер был капитаном «Квебека». Он является лучшим бомбардиром в истории «Нордикс», на его счету 737 матчей, 380 заброшенных шайб и 668 ассистов и 1048 очков. Его номер 26 навечно закреплен клубом.

Хоть из братьев задрафтован был лишь Антон, все эксперты называли его менее одаренным из братьев. Его катание, по сравнению со старшими братьями оставляло желать лучшего, сам он никогда не любил играть в силовой хоккей. Однако такие оценки критиков никак не помешали за все время, проведенное в НХЛ, сыграть 650 матчей, забить 252 шайбы, отдать 384 передачи и набрать 636 очков. Он обладал «звериным» чутьем на голевые моменты, его кистевой бросок был великолепен, и он был грозным оружием «Нордикс» в большинстве – более 32% всех заброшенных шайб, Антон забил именно в игре в большинстве.

Мариан попал в НХЛ уже в достаточно зрелом возрасте, в 1981 году ему было 28 лет. В «Нордикс» он провел всего 4 года, после его обменяли в «Торонто», он там отыграл 70 игр и вернулся в Европу, где сезон отыграл в Швейцарии и закончил свою карьеру. За время выступлений за «Квебек» со своими братьями, он отыграл 252 матча, забил 98 шайб и отдал 143 очка, набрав в общей сложности 241 очко. Еще, карьере Мариана в НХЛ помешала травма плеча, которую он получил по ходу своего второго сезона в Лиге.

В общей сложности, вместе, в составе «Квебека» братья сыграли 4 сезона. Со своим приходом в команду, они сделали ее из аутсайдеров в одних из лидеров НХЛ. В 1982 и 1985 с братьями Штястны, «Нордикс» доходили до финала Конференции.

В первые годы в Квебеке, братья сразу же начали изучать французский язык, что, несомненно, прибавило им популярности среди жителей провинции. Они стали настоящими звездами команды. Наверное, в Квебеке их до сих пор вспоминают лишь добрым словом.

Вот фотография Петера со своим маленьким сыном Полом. Я напоминаю, что Пол действующий игрок НХЛ, в данный момент выступает в команде «Вегас Голден Найтс», как и отец, играя под номером 26. Так получилось, что Петер стал настоящим космополитом, он поиграл и за сборную Чехословакии, и за сборную Канады, и за сборную Словакии. А его сынуля Пол является гражданином США.

По окончании карьеры Петер стал депутатом Европарламента, а Мариан и Антон  теперь владеют гольф-клубом и отелем в городке Сент-Николя в провинции Квебек.

Их игру до сих пор помнят и ценят в Квебеке. Их история побега, заняла 46 место в «Сотне величайших хоккейных историй» составленной ИИХФ в честь своего100-летия.  

Братья стали первыми уроженцами Чехословакии в истории НХЛ. Их история, стала ориентиром для многих европейских хоккеистов. Они показали, что железный занавес, не настолько и железный, что если имеешь мечту, то всегда есть шанс эту мечту осуществить. Героизм и решительность братьев стали толчком для массового отъезда европейцев в НХЛ.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на «Ламповый альбом», ставьте плюсы, делитесь впечатлениями в комментариях, делитесь этой статьей со своими друзьями! Не забывайте подписываться на друзей блога, группу ВК «Был такой хоккей»! Оставайтесь с нами, скоро будет много интересного в нашем блоге!

С уважением,