8 мин.

Забытые имена: Лев Михайлов

 

26 апреля 1938 года в Москве родился Лев Федорович Михайлов, мастер спорта СССР.

К сожалению, не удалось установить точное время начала его занятий фигурным катанием, но можно предположить, что на каток он пришел все-таки позже, чем начинают в наше время свой путь в спорте юные фигуристы. В те годы нередко свои первые шаги в фигурном катании спортсмены делали и в 10, и в 12 и даже в 15 лет, как это случилось, например, с Олегом Протопоповым. Ведь условия тренировок на открытом льду, на котором в ту пору занимались фигуристы, требовали от них, наряду с непременными в любом виде спорта упорством в достижении поставленной цели и трудолюбием, еще и немалого умения выдерживать суровые московские морозы, что под силу далеко не каждому ребенку, оттачивающему свое мастерство.

Фигурным катанием Лев начал заниматься в ДСО "Спартак" на катке Ширяева поля. Тренировался он под руководством известного специалиста Георгия Константиновича Фелицина. 

лм

Лев Михайлов с тренером Георгием Фелициным. Конец 1940-х гг.

  В 1951 году в Москву для обмена опытом приехала группа чехословацких фигуристов, в составе которой были двукратная чемпионка Всемирных универсиад Дагмар Лерхова, Зденек Фикар, Юлия Голонкова, совсем еще юный Карол Дивин и другие известные в то время спортсмены. 10 и 11 февраля на стадионе «Динамо» состоялись показательные выступления советских и чехословацких фигуристов, прошедшие с огромным успехом. В них принял участие и 13-летний Лев Михайлов, и зрители не остались равнодушны к выступлению способного фигуриста, не затерявшегося на фоне именитых гостей.

 

лм

Лев Михайлов с чехословацкой фигуристкой Яной Заплеталовой. 1951 год

 Примерно в это же время он начал выступать и в соревнованиях, и также небезуспешно.  Вот выдержка одной из газетных статей, рассказывающая об одной из первых побед Михайлова: «На морозном воздухе льются звуки вальса. На зеркальной поверхности льда демонстрирует произвольные упражнения молодой спартаковец, школьник Лев Михайлов. Одна фигура сменяет другую. После небольшого разбега фигурист переходит на «кораблик», потом следует стремительное вращение — «волчок». Дружными аплодисментами встречают зрители выступление Михайлова, показавшего содержательную программу. Он набрал наибольшее количество баллов и по праву выиграл почетный приз» (О. Вереземская, «Забытая музыка движения», журнал «Московский фигурист», вып.10, 2008).

 

лм

Первая половина 1950-х гг.

 С 1956 г. начинается череда побед Льва Михайлова на чемпионатах СССР. Он выигрывал звание чемпиона страны пять раз подряд.

 

лм

Середина 1950-х гг.

 Вместе с Валентином Захаровым и Игорем Персианцевым Михайлов стал первым советским одиночником, дебютировавшим на ЧЕ (1956 г.) и на ЧМ (1958 г.). Правда, серьезными успехами на международной арене ему блеснуть не удалось: на ЧЕ он был 15-м в 1956 г., 8-м в 1957 и 1960 гг., 10-м в 1958-59 гг., а на ЧМ выступил лишь один раз и занял 17-е место.

 

лм

Конец 1950-х гг.

 Куда весомее были его успехи на всесоюзных соревнованиях. Так, он был чемпионом Зимней спартакиады Москвы (1957 г.), победителем Зимней спартакиады народов РСФСР (1958 г.), дважды победителем лично-командного первенства Москвы (1958 г.).

 

лм

Конец 1950-х гг.

 Из его успехов на международной арене можно упомянуть серебряную медаль турнира Чехословакия - СССР на приз г. Пльзень в 1957 г. , а кроме того, он был двукратным победителем (1958, Москва; 1959, Варшава), серебряным (1959, Москва) и бронзовым (1957, Москва) призером международных соревнований.

 

лм

Конец 1950-х гг.

 Михайлов относился к тому типу фигуристов, которые были не в ладах со «школой», но зато блистали в произвольном катании (ему удавалось в этом разделе входить в шестерку лучших фигуристов Европы).

 Вот что сам спортсмен впоследствии без обиняков говорил о причинах отставания советских одиночников на мировой арене: «Если говорить о тонкостях техники, то многие наши одиночники не имели самого главного – правильной постановки скольжения при исполнении основных элементов «школы». Как известно, каждая фигура в «школе» должна быть выполнена три раза подряд. Первый след у наших спортсменов правилен, а два других грубо искажены. Это результат спешки, торопливости при освоении основных позиций фигуриста. При стабильном исполнении конек сам должен идти по первому следу – это определяется уже положением корпуса спортсмена.

 

лм

Лев Михайлов (четвертый справа) с товарищами по сборной СССР Ниной Бакушевой, Евгенией Богдановой, Татьяной Лихаревой, Еленой Осиповой, Станиславом Жуком, Игорем Персианцевым и Олегом Симантовским. Вторая половина 1950-х гг.

 В произвольном катании наши фигуристы проигрывают из-за того, что не уделяют большого внимания развитию прыгучести, ловкости, смелости, музыкальности. Надо смелее осваивать те сложнейшие прыжки, которые не делают ваши соперники. Только это даст вам преимущество» (Анатолий Шелухин, «Что идет впереди славы?», М., «Молодая Гвардия», 1968).

 На чемпионате Европы в Гармиш-Партенкирхене (ФРГ) в 1960 году в произвольной программе Михайлов исполнил двойной аксель в обе стороны - элемент, который и в настоящее время никто не делает. При этом надо отметить, что в те годы двойной аксель был в арсенале далеко не каждого одиночника на ЧЕ и ЧМ.

 

лм

Лев Михайлов со Станиславом Жуком, Ниной Бакушевой (Жук) и Татьяной Немцовой. Конец 1950-х гг.

 Изобретатель прыжка в либелу, пятикратный чемпион мира и двукратный олимпийский чемпион, американский фигурист Дик Баттон признавался в 1960 году немецкой газете Sportecho, что советский фигурист Лев Михайлов исполняет этот прыжок лучше него. Михайлов как бы зависал в воздухе в позиции «ласточка», при этом ноги были идеально развернуты по первой позиции, руки раскрыты в стороны.

 

лм

Конец 1950-х гг.

 Судья международной категории Людмила Кубашевская так вспоминала о Михайлове: ««У него была запоминающаяся внешность: невысокий рост, вьющиеся волосы, темные «цыганские» глаза. Ему был присущ какой-то свой особенный самобытный стиль катания, сочетающий необыкновенную пластику движения, вихревую скорость, высокие прыжки и при этом элегантность катания, внутреннюю культуру движения. На льду он был неподражаем, мог из любой ошибки сделать новый элемент. Рассказать о его катании так же невозможно, как словами пересказать музыку. Например, он виртуозно владел реберным скольжением, мог сделать прыжок из кораблика в кораблик. Каждая его программа отличалась неповторимостью» (О. Вереземская, «Забытая музыка движения», журнал «Московский фигурист», вып.10, 2008).

 После окончания спортивной карьеры Михайлов непродолжительное время (1961—1963 гг.) работал тренером по фигурному катанию в организованной им секции фигурного катания в ЦСКА. К своей работе он подходил очень ответственно. «Раньше я думал, что если я чемпион, то и тренером смогу всегда быть на уровне. В молодые годы мне было не до высоких материй, думал о прыжках, а еще о своем мотоцикле, о фарах, о шинах, о мотоколяске. Но когда попробовал учить молодых фигуристов, почувствовал в своих знаниях целые бреши. Налег на учебу, кончил институт, поступил в аспирантуру. И думаете, решил задачу? Нет, оказывается, этого мало. Знания надо впитывать не только на лекциях, но и на каждом шагу. Тренер начинается там, где спортсмен впервые пробует сам проанализировать свою программу…» (Станислав Жук, «…и серебряный иней», М., «Молодая Гвардия», 1971).

 В его самый первый набор в 1960 г. попала Ирина Роднина, которая на просмотре сделала прыжок в либелу – коронный элемент Михайлова. Видимо, этот элемент растопил сердце тренера, и он взял Ирину в свою группу несмотря на то, что по возрасту она была уже немного переростком. Так что свой путь в ЦСКА будущая олимпийская чемпионка начинала под руководством Льва Михайлова.

 Среди учеников Михайлова были двукратная чемпионка СССР Татьяна Немцова, в одно время с которой он еще успел сам повыступать на соревнованиях, дважды бронзовый призер первенства страны Елена Котова и др.

 Но, по-видимому, тренерская работа так и не стала призванием Льва Михайлова. Вот что вспоминает о нем тренер Евгений Никитин: «Лев отличался от всех какой-то особой самобытностью. Например, он умел вязать. На всех сборах в свободное время он не расставался со спицами, вязал не только шарфы и шапки, но и свитера. Кроме этого, он прекрасно шил. Когда Лев Михайлов закончил свою спортивную карьеру, то полностью отдался своему хобби, которое стало профессией. Он стал прекрасным портным» (О. Вереземская, «Забытая музыка движения», журнал «Московский фигурист», вып.10, 2008).

 Скончался Лев Федорович Михайлов 31 августа  2004 года в возрасте 66 лет.