22 мин.

Игорь Москвин: Золотая осень патриарха

Сегодня свой юбилей отмечает старейшина не только российского, но и мирового тренерского сообщества Игорь Борисович Москвин.    

   Он родился 30 августа 1929 года в Бежице, небольшом городке Брянской области, позже ставшем пригородом Брянска. Но уже через год вместе с родителями он  переехал в Ленинград.  Мальчик рос в интеллигентной семье: его отец был научным сотрудником в Государственном оптическом институте им. Вавилова, специалистом в области холодной обработки стекла. Когда началась Великая Отечественная война, за считанные дни до начала блокады институт эвакуировали в Йошкар-Олу. Зимой 1942 года Борис Москвин был экстренно  откомандирован на фронт для проверки работы оптических приборов и там заразился сыпным тифом, от которого через неделю скончался.    

   Игорь в свои 12 лет остался главной опорой семьи - матери и бабушки - и, воспользовавшись конституционным правом, позволявшим детям с 12-ти лет работать до четырех часов в день, устроился на завод, связанный с оптическим институтом, учеником слесаря. А в 1945 году, когда завод, где работал Игорь, вернулся в Ленинград, он, несмотря на свой юный возраст, считался уже классным специалистом-стеклодувом, от которого во многом зависела вся лабораторная работа оптического института.  

   Обладая от природы аналитическим складом ума, он творчески подходил к технологическому процессу и всегда старался найти, где и как можно сэкономить на каждом этапе производства, чтобы повысилась производительность труда и при этом не пострадало качество изделия. Работать подростку приходилось очень много - его даже порой забирали с уроков в школе. Оправдывая поговорку "Талантливый человек талантлив во всем", Москвин в эвакуации на слух выучил немецкий язык, общаясь с пленными австрийцами, которые работали в институте. Девятый и десятый классы он закончил экстерном, переведясь в заочную школу в Петергофе.  

     Сразу же после возвращения из эвакуации Игорь, которого привлекала романтика путешествий, стал заниматься парусным спортом в яхт-клубе. Пять раз он становился чемпионом Ленинграда, в 1962 году участвовал в соревнованиях Золотого кубка, который фактически являлся чемпионатом мира яхт-одиночек в классе "финн". Парусный спорт на долгие годы стал его хобби. А вот профессией на всю жизнь стало для Москвина фигурное катание.  

москвин

1949 год  

   Фигурное катание вошло в его жизнь после войны. Один из его друзей, фронтовик, в числе своих военных трофеев привез в Ленинград коньки-снегурочки и подарил их Игорю. Тот прикрепил их на лыжные ботинки, срезав по бокам подметку, и сам точил их круглым напильником. Как и многие фигуристы того поколения, Москвин был под большим впечатление от голливудского фильма "Серенада Солнечной долины" с участием трехкратной олимпийской чемпионки Сони Хени. Но к занятиям фигурным катанием его подтолкнули не столько знаменитые арабески и пируэты белокурой норвежки, сколько вполне обычные три фигуриста из Швеции, приехавшие в Ленинград на международный конькобежный матч и выступающие перед публикой в перерывах между забегами.  

     А тут очень кстати на глаза юноше попалось объявление о наборе в кружок фигурного катания при Дворце пионеров. Ну как тут не усмотреть руку судьбы? Первым тренером Москвина стала Нина Васильевна Леплинская. А через год занятий на него обратил внимание самый известный в городе специалист - Петр Петрович Орлов, который пригласил его выступать за "Динамо". Он даже отдал Игорю свои коньки, правда... на два размера меньше.    

   В своих первых соревнованиях  - чемпионате Ленинграда - Москвин принял участие в январе 1947 года. На них присутствовал первый русский олимпийский чемпион Николай Александрович Панин, что придавало еще больший азарт борьбе. Игорь выиграл эти соревнования, получив в качество приза спортивный костюм и ботинки. В том же году он впервые выступил и в чемпионате СССР в Горьком, правда, о том, какое место он там занял, история умалчивает. В 1950 и 1954-56 гг. он был серебряным призером национального первенства в одиночном катании.  

москвин

1951 год  

     В 1948 году Петр Петрович Орлов  предложил Игорю, в придачу к одиночному, заняться парным катанием. Партнершей его стала Майя Беленькая - красивая, изящная одиночница, одна из учениц Панина. В 1951 году Майя и Игорь выиграли "серебро" чемпионата СССР, обыграв знаменитый дуэт Раиса  Гандельсман - Александр Гандельсман.  

москвин

  Майя Беленькая и Игорь Москвин. 1948 год    

   В 1952 году Беленькая и Москвин впервые стали чемпионами СССР и еще дважды подряд подтвердили это звание. В сезон 1953 года  Александр Борисович Гандельсман стал тренером Беленькой и Москвина. "В то время Майя Беленькая и Игорь Москвин даже среди лучших фигуристов страны выделялись высокой индивидуальной техникой: они делали  лутц (здесь автор явно что-то путает, вероятно, он имел в виду аксель. - Л.М.) в полтора оборота, лассо и другие сложные элементы. Причем все эти фигуры умело "укладывали" в сложные и красивые комбинации. И на этот раз к чемпионату страны спортсмены готовили интересную программу.  

москвин

1949 год  

   (...) По жребию Майя Беленькая и Игорь Москвин катались первыми. "Перед выходом на лед все во мне похолодело от волнения, - вспоминала Майя. - А Александр Борисович смотрел на меня ласково, ободряюще. Я ему говорю: "Нет ли у вас какого-нибудь допинга?" В то время много писали о том, что зарубежные спортсмены применяют допинг. Вижу, Александр Борисович полез в карман, достал коробку: "Вот, возьми". Я мигом проглотила таблетку - и на лед. Волнения как не бывало. Уже после выступления спрашиваю: "Ну и допинг! Где вы его достали? Здорово помог!" Александр Борисович смеется: "Это мне Рая перед отъездом  дала в дорогу обыкновенные таблетки от головной боли". Все удалось Майе Беленькой и Игорю Москвину в тот день. Они стали чемпионами страны" (Виктор Вьюник, "Автографы на льду", Лениздат, 1968).  

м

1951 год

     В  1956 году две пары Майя Беленькая - Игорь Москвин и Лидия Герасимова - Юрий Киселев вместе с одиночниками Валентином Захаровым, Игорем Персианцевым и Львом Михайловым первыми из советских фигуристов выступили на чемпионате Европы, который в тот год проходил в Париже. Первый блин оказался почти что комом: наши фигуристы испытывали сложности со всем - с приспособлением к непривычным размерам катка, который был на 4 метра короче обычного, с музыкальным сопровождением, скорость которого надо было выставить заранее, с отсутствием квалифицированных переводчиков и наплевательским отношением оргкомитета, который даже не озаботился предупредить наших фигуристов о расписании тренировок. К тому же практически накануне соревнований Майя Беленькая перенесла сильнейший грипп. Температуру удалось сбить, но недомогание осталось. В этих более чем спартанских условиях Герасимова и Киселев заняли 8-е место, а Беленькая и Москвин - 11-е из 14 пар.  

м

Середина 1950-х гг.

     Завершился сезон 1956 года чемпионатом страны в Архангельске, где.Беленькая и Москвин вынуждены были добавить к своему чемпионскому титулу неприятную приставку "экс". Казус состоял в том, что свою программу Майя и Игорь откатали очень удачно, а основные их соперники, поскольку соревнования проходили на открытом катке в день оттепели, не смогли справиться с вязнувшими во льду коньками и несколько раз упали. И тогда главный судья неожиданно предложила... не засчитывать падения, раз лед оказался столь низкого качества. В итоге чемпионами страны были объявлены Лидия Герасимова и Юрий Киселев, а Беленькая и Москвин стали вторыми.

м

Середина 1950-х гг.

   К сезону 1957 года Майя и Игорь подошли в хорошей спортивной форме и были полны надежд на удачные старты. Но в Москву, где проводились отборочные соревнования, Москвин приехал с высокой температурой и не доехал до Лужников - по дороге потерял сознание. И пара оказалась вне сборной команды не только страны, но и "Динамо". Оставшись без средств к существованию, фигуристы вынуждены были перейти на тренерскую работу.  

м

Середина 1950-х гг.

    К тому времени Игорь Москвин уже окончил школу тренеров в институте физкультуры им. Лесгафта (в 1949 году). В первых шагах на тренерском поприще ему очень помог Николай Александрович Панин, который не только давал ему ценные советы, но и подарил рукописный экземпляр своей книги, откуда молодой тренер брал многие методические вещи, учился составлять тренировочные планы. В его группе занимались талантливые одиночники Юрий Овчинников, Игорь Бобрин, Владимир Куренбин, Наталья Овчинникова и др., в конце 1960-х гг. к  ним присоединилась приехавшая из Москвы Елена Щеглова.  

м

Конец 1950-х гг.

  Она вспоминала: "В Питере фигуристы в те годы жили гораздо дружнее, чем в Москве. Возможно, это объяснялось тем, что в городе имелся только один каток - "Юбилейный". Все фигуристы и держались вместе. Более того, тренировались всей группой в одно время - лед кишмя кишел. При этом между нами никогда не возникало никаких конфликтов. Каждому уделялось внимание, ставились программы" (Елена Вайцеховская, "Москвины. Лед для двоих", СПб, изд-во "Амфора" , 2011). Несомненно, создание подобной обстановки во время такого изматывающего действа, как тренировочный процесс - заслуга прежде всего тренера.  

м

Конец 1950-х гг.

    Первые тренерские успехи Игоря Борисовича Москвина связаны, однако, не с одиночным, а с парным катанием, а конкретно - с дуэтом Людмила Белоусова - Олег Протопопов. Вот что вспоминают об этом сами "звездные" ученики Москвина: "В 1963 году у нас появился тренер. Многие из вас не раз за последние годы видели этого человека на экранах телевизоров. Он немногословен, но есть в нем уверенность и сила, которые передаются его ученикам и помогают им в борьбе с соперниками и самими собой. Этот тренер - Игорь Борисович Москвин.  

м

С Людмилой Белоусовой и Олегом Протопоповым. ЧМ 1966 года

    (...) После сезона 63-го года мы совершенно отчетливо поняли, что нам крайне необходим человек, который самым тщательным образом контролировал бы нашу работу, давая ей строгую, объективную оценку, направляя наши усилия в нужное русло. Конечно, это должен был быть специалист, знающий парное катание не только по учебникам и рассказам других. Мы обратились за помощью к Игорю Борисовичу, и он согласился работать с нами.  

м

С Эммерихом Данцером (Австрия), Людмилой Белоусовой и Олегом Протопоповым на приеме в мэрии г. Линца (Австрия). 1966 год

  (...) Впервые с нами был человек, не только хорошо знающий фигурное катание, но и желающий понять нас, наши творческие и жизненные задачи. (...) У нас было четкое разделение труда, построенное на полном доверии друг другу. Работу по выбору музыки и составлению программ мы выполняли сами. Зато когда наступала пора ожесточенной шлифовки программ, корректировки их, - тут Москвин был первой скрипкой. Уточнялись движения, положения рук, ног, головы, уточнялись подходы к элементам и т.д. Это всегда была необычайно кропотливая работа, и мы чрезвычайно благодарны Игорю Борисовичу за то, что он всячески помогал нам преодолеть все ее тяготы" (Людмила Белоусова, Олег Протопопов, "Золотые коньки с бриллиантами", М., ФиС, 1971).  

м

С Людмилой Белоусовой и Олегом Протопоповым. ОИ 1968 года

     С парой Белоусова - Протопопов Москвин оставался весь тот период, когда они были на взлете - до окончания сезона 1968 года. С ними он разделил радость побед на двух Олимпиадах (1964 и 1968 гг.), четырех ЧЕ (1965-1968 гг.) и четырех ЧМ (1965-1968 гг.). Когда их творческий союз распался, карьера Людмилы и Олега пошла на спад.  

м

ОИ 1964 года

    Поначалу Москвин работал лишь с одной парой, однако в 1964 г. он попробовал создать дуэт Тамара Москвина - Александр Гаврилов. Но тут надо сделать небольшое отступление. Когда Игорь Борисович был действующим спортсменом, с его партнершей Майей Беленькой их связывали не только деловые, но и личные отношения - она была его первой - гражданской - женой. Однако женщиной его судьбы, женой и матерью его детей суждено было стать не ей, а крохотного росточка девушке с целеустремленным и сильным характером.  

москвин

Тамара Братусь. Конец 1950-х - начало 1960-х гг.

    Тамара Братусь пришла к нему в группу от тренера Ивана Богоявленского в 1957 году. Поначалу она была одиночницей, показывала определенные успехи на всесоюзном уровне - была серебряным призером чемпионата СССР 1960-1961 гг., чемпионкой страны 1962-1966 гг., победительницей двух Зимних Спартакиад народов СССР (1962 и 1966 гг.). Но каких-либо весомых достижений на международном уровне ей добиться не удалось: она четырежды выступала на ЧЕ, и лучшим ее результатом было 14-е место в 1965 году.  

москвина

Середина 1960-х гг.

    Постепенно к деловым отношениям Тамары и ее тренера добавился личный аспект: каждый из них понял, что нашел свою вторую половинку, и в 1964 году они стали мужем и женой.  

м

В день свадьбы. 1964 год

    В том же году Игорь Борисович предложил Тамаре встать в пару с Александром Гавриловым. До этого тот уже успел вкусить плоды успеха со своей первой партнершей Татьяной Жук, с которой стал бронзовым призером ЧЕ и ЧМ 1963 года, вошел в первую пятерку пар на ОИ 1964 года. После распада этого дуэта Гаврилов вернулся в Ленинград, откуда был родом и где его ждала жена. Он с энтузиазмом принял предложение Москвина. И хотя пара Тамара Москвина (после регистрации брака фигуристка взяла фамилию мужа) - Александр Гаврилов просуществовала всего сезон, она успела выиграть чемпионат страны 1965 года, правда, в отсутствие двух сильнейших пар.  

м

Тамара Москвина и Александр Гаврилов - чемпионы СССР 1965 года

    А затем Москвин нашел Тамаре нового партнера - Алексея Мишина, и этот дуэт ждала очень успешная карьера. Поскольку оба партнера обладали значительным запасом техники, многое им давалось довольно легко, в том числе все двойные прыжки, что в то время было под силу не всем парникам. Но не "техникой единой" покоряли сердца сначала зрителей, а вскорости и судей Москвина и Мишин: у пары выработался свой, непохожий на других и очень яркий, эксцентричный стиль.  

м

С Тамарой Москвиной и Алексеем Мишиным. Вторая половина 1960-х гг.

    "Мне стоило большого труда не свернуть на привычную для меня стезю, связанную с манерой катания Олега и Милы, вспоминал о работе с Москвиной и Мишиным Игорь Борисович. - За долгое время совместной работы с этой парой у меня сформировались определенные принципы решения творческих задач, подходы к подготовке программ, созданию образа. Но Леша и Тамара - это совсем другое. Мы искали новые способы выразительности, и со временем у ребят сложился свой, очень узнаваемый почерк. (...)  

м

Тамара Москвина и Алексей Мишин. 1968 год

    Чисто двигательно к ним не мог придраться ни один судья. Все как надо - вытянутые ноги, поднятые головы, правильный поворот головы, лицо, руки... Так что хорошая получилась программа (на музыку из фильма "Раз, два, три" - Л.М.) Как раз то, что надо именно для этой пары, для их индивидуальности. Потом мы уже развивали это направление, четко двигались по выбранному пути. Появились новые программы, та же "Цыганочка". Это сильно отличалось от того, что делали Олег и Людмила" (Л. Чернышова, "Алексей Мишин. 6.0", СПб, 2007).    

м

"Цыганочка". 1968 год

  На ЧЕ 1968 года Тамара Москвина и Алексей Мишин, шедшие 6-ми после короткой программы, сенсационно обыграли сильные дуэты из ГДР и ФРГ и встали на "серебряную" ступеньку пьедестала почета. На ОИ 1968 года они были 5-ми. А в 1969 году стали чемпионами СССР, выиграв у доселе непобедимых Белоусовой и Протопопова, а затем завоевали "бронзу" на ЧЕ и "серебро" на ЧМ.  

м

Короткая программа "Лезгинка". 1969 год

    После сезона 1969 года Тамара и Алексей покинули спорт. Мишин сразу перешел на тренерскую работу, Москвина сделал это несколько позднее, защитив кандидатскую диссертацию и подарив мужу дочь Ольгу (позже у супругов родится еще одна дочь - Анна).  

м

Игорь Борисович с дочерью Ольгой. Середина 1970-х гг.

    А Игорь Борисович на какое-то время сосредоточился на работе с одиночниками. Их у него было целое "соцветие" - ярких, харизматичных индивидуальностей: подвижный, как ртуть, Владимир Куренбин, "птица высокого полета" Юрий Овчинников, "фигурист с душой поэта" Игорь Бобрин... Каждый из них прошел трудный, но полный творческих открытий и достижений путь под руководством Москвина. И даже если потом они расставались со своим наставником, как Овчинников и Бобрин и уходили к другим тренерам, добиваясь там весомых успехов, все равно они продолжали считать Игоря Борисовича одним из главнейших людей в своей жизни, определившим их судьбу.

москвин

С Юрием Овчинниковым. Начало 1970-х гг.

    Вот что говорил о своем наставнике и работе с ним чемпион Европы 1981 года Игорь Бобрин. "Тот период остался у меня в памяти как одна сплошная тренировка. При этом не помню, чтобы хоть на одном занятии испытывал скуку. Москвин - не просто великий педагог, а величайший. Могу точно сказать: то, чему я у него научился, что применяется мною сейчас ежедневно, - это умение готовиться к работе. Потому что нельзя прийти на работу в ожидании, что сейчас тебя озарит какая-нибудь замечательная мысль. Еще я научился тому, что ни в спорте, ни в искусстве не нужно быть эгоистом.  

москвин

1970-е гг.(?)

    (...) Москвин не просто придумывал новое, но умел делать это таким образом, что все хвалили не его, а учеников. Говорили: "Надо же, какой молодец Бобрин!" Или: "Надо же, какой умница Овчинников". Это необыкновенно поднимало нас прежде всего в собственных глазах.Да и окружающие были уверены в том, что каждый из москвинских фигуристов - самородок необычайного масштаба. Взять тех же Белоусову и Протопопова: ведь все были искренне уверены в том, что они тренируются и придумывают все свои программы самостоятельно. Работать не только ногами меня тоже научил Москвин. Не помню, чтобы Игорь Борисович злился из-за невыполненного элемента или из-за недостаточно отточенного движения. Его было невозможно даже сравнивать с кем-то другим, настолько творческий дух царил на тренировках.  

м

С Юрием Овчинниковым. ОИ 1972 года

    Для обязательных фигур Москвин придумал не совсем обычные лезвия. Назывались они у нас "щучки". Игорь Борисович брал коньки на два или три размера больше, чем необходимо, стачивал их на токарном станке до такого состояния, чтобы лезвие стало почти плоским, без изгиба. И придумал методику исполнения фигур на большом ходу. До этого все фигуристы делали их мелко, медленно. И Волков, помню, еле-еле ехал, и Четверухин. Это было новаторством на уровне изобретения новой школы. На хорошем льду плоский конек давал очень ровную и четкую дугу. Другое дело, что на высокой скорости приходилось гораздо внимательнее следить за тем, чтобы попасть в рисунок фигуры. Но все те, кто катался у Москвина, рисовали эти фигуры в два или три раза крупнее, чем те, кто тренировался в Москве. Судьям не приходилось даже нагибаться, чтобы рассмотреть все эти "восьмерки" и "параграфы".  

м

С Игорем Бобриным и Юрием Овчинниковым. Конец 1970-х - начало 1980-х гг.

  (...) Наше расставание с Москвиным проходило довольно болезненно. А если искренне сказать - трагично. Однажды в нескольких фразах он намекнул мне, что у него появились сомнения относительно моих возможностей добиться чего-то большего. Я на тот момент был двукратным чемпионом СССР, уже выезжал на первенство Европы, а на своем первом чемпионате мира занял седьмое место. Другими словами, во мне бушевало столько амбиций, мне так хотелось больших побед, я чувствовал в себе столько сил, что сомнения Москвина меня буквально подкосили...

(...) Я точно знаю, что простился со своей спортивной карьерой, когда во мне кончился весь не написанный на бумаге план, по которому меня тренировал Москвин. Как только запас, который в меня вложил Игорь Борисович, был исчерпан, я оказался выжат полностью". (Е. Вайцеховская, "Москвины. Лед для двоих", СПб, "Амфора-спорт", 2011).  

м

1980-е гг. (?)

    После ухода из спорта Куренбина, расставания с Овчинниковым и Бобриным Игорь Борисович полностью сосредоточился на работе со спортивными парами. Сначала он привел к званию четырехкратных чемпионов СССР (1984-1985, 1988-1989 гг.),  двукратных чемпионов Европы (1987 и 1989 гг.), серебряных (1985 г.) и бронзовых (1988 г.) призеров ЧМ, бронзовых призеров ОИ 1984 г. Ларису Селезневу и Олега Макарова, а затем под его руководством стали трехкратными чемпионами России (1992, 1995, 1997 гг), двукратными чемпионами Европы (1993 и 1997 гг.), бронзовыми призерами ЧМ 1994 г., чемпионами мира 1996 г., серебряными призерами ЧМ 1997 г. Марина Ельцова и Андрей Бушков. Оба эти дуэта - каждый по-своему! - отличались не только высочайшим техническим мастерством, но и блестящей хореографией, умением создать на льду образ в строгом соответствии с тем, что диктовала музыка. Музыку при работе над новой программой Москвин всегда ставил во главу угла.    

м

С Ларисой Селезневой и Олегом Макаровым. Первая половина 1980-х гг.

  Вот что писала об этом Татьяна Анатольевна Тарасова: "Я снова вижу почерк Игоря Борисовича в новых элементах и нестандартном подходе к парному катанию. Игорь Борисович начинает работу с учениками сразу с подбора музыки, как правило, классической или из нового балетного спектакля. Когда-то он поставил Бобрину программу под музыкальные пьесы Мусоргского "Картинки с выставки", и это, безусловно, было тогда новаторством.

Выбор Москвиным музыки для спортивных пар всегда предусматривает и предопределяет образность программы, четкое взаимодействие партнеров, а не автоматическую параллельность движений. К тому же на протяжении всего проката, как мне кажется, Москвин требовал от партнеров не терять выработанных взаимоотношений, то есть постоянно придерживаться, даже в момент подготовки к выполнению сложного элемента, того образа, который в данной композиции придумали тренер и хореограф, что в парном катании сделать очень сложно.    

  Композиция Москвина - это не просто скольжение из угла в угол с накручиванием сложных элементов. В его программах всегда есть идея или, другими словами, сложный художественный образ. Впечатление такое, будто он вначале пишет либретто" (Татьяна Тарасова, "Красавица и чудовище", М., изд-во "Вагриус", 2001). 

      Игорь Борисович Москвин - удивительно многогранная личность, которая, подобно планете, вовлекает в свою орбиту множество людских судеб, и те, кому повезло сотрудничать с ним, несут дальше по жизни этот заряд пассионарности, передавая его следующим поколениям. Работая в Государственном институте  физической культуры им. Лесгафта, он подготовил большую плеяду тренеров, научив их не только профессии, но и той любви к фигурному катанию, которую сам он несет через всю свою жизнь.  

м

С дочерью Ольгой и Игорем Бобриным. 2015 год

  Он прекрасный и надежный муж, заботливый и ласковый отец и дед, абсолютно домашний человек, по словам его дочери Ольги. Игорь Борисович - превосходный кулинар. В одном из интервью Юко Кавагути сказала, что борщ, приготовленный им - шедевр высокой кухни. И дома, и на даче он все время что-нибудь чинит или мастерит и всегда заранее тщательно продумывает все этапы и тонкости работы, не изменяя привычке, приобретенной с ранних лет.  Сейчас он уже не стоит у бортика катка, тренируя фигуристов, но всегда находится в курсе того, что происходит в мировом фигурном катании. Хочется тепло поздравить Игоря Борисовича со славным юбилеем и пожелать ему доброго здоровья и долгих-долгих лет  активной и творческой жизни!