5 мин.

Казахстан мог вступить в УЕФА еще в начале 90-х. Все решилось странным голосованием – большинство побоялось пойти против мнения президента федерации

10:3 в пользу Азии.

Мы уже рассказывали о том, как Казахстан вступал в УЕФА.

На самом деле, возможность присоединиться к сборным Старого Света существовала изначально: страна из-за географического положения получила право выбирать между Азией и Европой.

Вопрос решали на заседании исполкома ФАРК (нынешняя КФФ). На сайте «Жетысу» указано, что собрание прошло в мае 1992-го.

Организацией тогда заведовал глава Алма-Аты Заманбек Нуркадилов. Он и стал идеологом азиатского варианта: объяснял это тем, что оттуда легче попасть на Олимпиаду и на ЧМ.

Мнения разделились. Нуркадилову, в чьем кабинете проходило голосование, удалось пролоббировать свою идею.

«Дискуссия по этому вопросу продолжалась больше часа, и мнения членов исполкома оказались резко противоположными, – объяснял судья, журналист и функционер Владимир Толчинский в газете «Казахстан Спортивный». – Те, кто ратовал за УЕФА, свои доводы обосновывали тем, что клубные команды получат возможность ежегодно выступать в еврокубках, а сборные – в отборочных матчах чемпионатов Европы и мира.

Ряд членов исполкома высказали сомнение в возможности успехов наших команд при соперничестве с опытными клубами и сборными европейских стран. Зато, говорили другие, в таких матчах будет быстро прогрессировать мастерство казахстанских футболистов.

Сторонники АФК свои «притязания» подкрепляли шансами сборной Казахстана опередить многие команды Азии, а также проверить свои возможности с такими командами, как Китай, Южная Корея, КНДР. Пришлось прибегнуть к голосованию, где чаша весов перевесила в пользу сторонников АФК».

Основатель портала о казахстанском футболе Александр Ляхов добавил: «В состав исполкома входило около 30 человек, однако в столь важном для судьбы всего казахстанского футбола голосовании участвовали почему-то лишь 13 исполкомовцев…

И распределились голоса со счетом 10:3 в пользу Азии следующим образом: за УЕФА были Сеильда Байшаков, Константин Муратиди и Владимир Толчинский, за АФК – Заманбек Нуркадилов (президент ФАРК), Михаил Гурман (вице-президент ФАРК), Тимур Сегизбаев (вице-президент ФАРК), Афанасий Ким (председатель исполкома ФАРК), Рафаил Ибрагимов, Борис Каретников, Семен Песельник, Николай Писяуков и Григорий Экштут».

«Тогда мы открыто боялись высказать свое мнение. Поэтому при голосовании абсолютное большинство поддержало президента федерации. Лишь шесть человек тогда воздержались. Они ратовали за УЕФА. Но особого рвения не проявили. Мне, как новому руководителю международного отдела, было поручено подготовить документы для вступления в АФК», – цитировал журналист Алим Анапьянов Михаила Гурмана.

По дороге на конгресс ФИФА делегаты питались хлебом с колбасой и тушенкой

3-го июля 1992 года на конгрессе в Цюрихе ФИФА объявила о признании Казахстана ассоциированным членом организации.

Тимур Сегизбаев (в бытность игроком – легендарный нападающий «Кайрата») рассказывал историю поездки, которая прекрасно иллюстрирует состояние казахстанского футбола, да и спорта в целом, в то время:

«Мы кое-как нашли деньги на дорогу. У кого только не просили. Но нашлись добрые люди, которые купили нам билеты на самолет. А на прочие расходы у каждого из нас имелось по сто долларов.

По дороге в столицу Швейцарии мы в Москве купили провизию – хлеб, колбасу и несколько банок тушенки и питались там только этим продуктами. Даже жили мы все, а нас было трое, в одной комнате. Не до роскоши было.

А пропускать такое мероприятие тоже было нельзя. Нам потом бы не простили многочисленные любители спорта», – шокировал человек, бывший на момент событий вице-президентом федерации!

На официальном сайте КФФ написано, что ассоциированным членом АФК страна тоже стала в 1992-м.

А малайзийская газета «New Straits Times» с ссылкой на агентство «Франс-Пресс» сообщала, что Казахстан присоединился к азиатской семье на конгрессе в Сингапуре в апреле 1993-го.

В выпуске казахоязычной газеты «Спорт» за ноябрь того же года буднично и скромно рассказывается о визите делегации из ФИФА в Казахстан: в комментарии Сегизбаев неожиданно выразил надежду, что местные команды примут в УЕФА.

Перевод: «Недавно Алматы посетила комиссия ФИФА. Она посетила спортивные базы республики, посмотрела игры ведущих команд. Вице-президент ФАРК Тимур Сегизбаев сообщил: «Комиссия объявила, что Казахстан станет полноценным членом федерации на декабрьском исполкоме. Надеемся, что члены комиссии также скажут, что казахстанские команды станут членами УЕФА».

Вскоре Сегизбаев сменил Нуркадилова на посту президента, а 15-го июня 1994 года на 49-м конгрессе ФИФА в Чикаго Казахстан стал полноправным членом футбольного мира.

«Церемония принятия была очень торжественная. Звучит гимн ФИФА, зачитывается Устав, потом зазвучал Гимн Казахстана, я вручал наш государственный флаг Жоао Авеланжу, и у меня, у мужчины, слезы сами текли по лицу!» – вспоминал Сегизбаев.

Дальнейшие события были грустнее: сборная так и не выбралась ни на ЧМ, ни на Олимпиаду. Случился скандал с вылетом «Елимая» из Кубка чемпионов АФК (саудовский «Аль-Наср» отказался выходить на заснеженное поле в Семипалатинске, но получил нулевую ничью вместо технаря и прошел дальше).

В 2002-м страна все же завершила азиатскую сагу и отправилась искать счастья в Европе. Ищет до сих пор.

«В Европе нам сложнее, но если хочешь расти – должен конкурировать с более сильными»: 18 лет назад Казахстан вошел в УЕФА, а в 2011-м власти думали вернуться в Азию

«Билек подходил сборной, но что-то не получилось». Задаем Байсуфинову важнейшие вопросы: о стиле, задачах, Исламхане

Фото: Gettyimages.ru/Alex Grimm; en.wikipedia.org; fckairat.com