17 мин.

Спасибо, Тина! Что ждет «Матч ТВ» после ухода Стогниенко, и почему увольнение Уткина - это благо?

Блог «Крылатые выражения» анализирует главный спортивный телеканал страны и выражает искреннюю признательность Тине Канделаки. А вы еще на «Матче»? 

alt

Мы живем в удивительной стране. Только у нас спортивный телеканал могут обсуждать чаще, чем сам спорт. Порой, мне кажется, что Россия — это страна-телевизор, в котором показывают только комедии и фильмы ужасов, но еще чаще трагифарс в стиле «Город зеро» или «Кин-дза-дза». Одним «чудо-ящик» заменяет магический платяной шкаф, ведущий в Нарнию, другим, к сожалению, чувство реальности и головной мозг. Телевизор этот старый, кондовый, доставшийся по наследству от дедушки еще с советских времен. Поэтому нет ничего удивительного в том, что все зрители видят мир в черно-белых цветах, не признавая полутонов или каких-то других оттенков.

Уже изначально, на стадии создания нового телеканала был принята аксиома, что «Матч-ТВ» - это дерьмо. Отчасти этому помогла неоднозначная репутация Канделаки с однофамилицей известного поп-певца, отчасти — монополизм и поглощение НТВ+, отчасти — то, с каким нахрапом и помпой позиционировал себе новый спортивный канал. Возникла классическая ситуация, когда планка зрительских ожиданий была поднята столь высоко, что даже Сергей Бубка в свои лучший годы не смог бы ее покорить. Но что хорошо для блокбастера-однодневки, толкающего все самые интересные моменты в свой трейлер (а чего мелочиться, прошли сборы и ладно, чай не на Оскар снимаем!), то плохо для продукта, рассчитанного на постоянное потребление. Но так ли уж плох «Матч-ТВ» с точки зрения футбольного болельщика?

Чтобы ответить на этот вопрос нужно сначала определиться, а для кого, собственно, старались? Любители хоккея, биатлона и шашек на льду, вероятно, не согласятся, но главная причина, по которой спорт все еще остается на общедоступных частотах — чемпионат мира по футболу 2018. В этом, пожалуй, и заключается главный парадокс нашей страны. Пропагандируя собственную самость, часто делая что-то назло всему остальному миру, мы жутко боимся перед этим самым миром опозориться. Отсюда вся роскошь, церемониальность и пафосность, да, крутость, но и некоторая камерность Олимпиады и других мировых событий, происходящих в России. Поэтому и Чемпионат Мира-2018 должен стать самым дорогим (привет, Питер!), самым грандиозным, самым широким в плане географии и, естественно, самым посещаемым. Но как этого добиться, если на матчи внутреннего чемпионата ходят по 2-3 тысячи человек? В том числе, с помощью телепропаданды. Так что, встречайте «Матч-ТВ» - самый попсовый и гламурный телеканал мира, со смузи и монобровями, с советами для «фитоняшек», но без БубнОва и Уткина. Ну не вписались сюда лысые «жиробасики», бывает. Следовательно, и целевая аудитория «Матча» - это неофиты от мира спорта, которые включают телевизор только для того, чтобы поболеть за «наших» против «ненаших». Запомнили вводные данные? Тогда давайте пробежимся по самым популярным претензиям к новому телеканалу.

Направленность

alt

Современное телевидение движется в сторону специализации. Киношный НТВ+ продает фильмы «на развес», кабельные операторы вместо 100 никому неинтересных каналов предлагают сугубо нишевые пакеты, а сами пользователи предпочитают скачивать все самое нужное в сети или пользоваться услугами онлайн-кинотеатров. Времена ученых-энциклопедистов давно прошли, как и времена киноманов, покупавших бумажные газеты и обводивших затем фломастером передачи из сетки вещания. Аналогично со спортом. Даже по сравнению с нулевыми, конкуренция в сфере спортивных развлечений возросла в разы, и довесок в виде «не своих» видов спорта или даже проходных матчей нелюбимых зрителями команд здесь никому больше не интересен. Так, из спортивного вещания выделились каналы, посвященные отдельным видам спорта, а уже из них - клубные телеканалы, вроде «Барсы-ТВ» или телеканала «Реала».

Реклама 18+

В этом смысле, «Матч ТВ» пошел против течения, оставшись каналом, показывающим «спортивную солянку». Так стоит ли удивляться низким рейтингам? Я, к примеру, стану смотреть формулу 1 или волейбол только за дополнительную щедрую плату, и не факт, что еще не усну. При этом, вполне допускаю, что в мире есть «извращенцы», способные пропустить матчи Лиги Чемпионов. Нам давно пора осознать, что популяризировать ВЕСЬ спорт сразу — невозможно в принципе и, если уж вы решили взяться за футбол, то и создавать нужно чистый футбольный телеканал. 5-6 игр национального чемпионата, несколько топовых матчей из Англии, Испании, Франции, Италии и Германии, еврокубки, матчи сборных и качественная футбольная аналитика (о которой позднее) — вот секрет моего персонального оргазма! Скажете, дескать, халява? Но и наличие любого бесплатного спортивного контента в современном мире, в принципе, щедрый дар, а не выгода. Мы же здесь рассуждаем не об экономике, а о государственной пропаганде посредством «чудо-ящика». Так что, как говаривал Маслаченко: «Будьте любезны!».

Единственным оправданием подобного старообразного подхода может стать стремление перетянуть на «футбольные трибуны» частичку аудитории неслыханно популярного ныне биатлона. Возможно, по этой же причине матчи Евро будет комментировать Губерниев — главный «биатлонный политрук» страны, знакомый по голосу каждой приличной домохозяйке. А еще в деле пропаганды важно создать победный настрой, который в принципе невозможен, пока наши клубы будут выигрывать кубки на евроарене с той же периодичностью, с которой Александр Кокорин забивает голы. Поэтому взвесьте, пожалуйста, еще «полкило хоккея»! Но все равно, как по мне, у телеканала есть «лишний вес».

Конкуренция

alt

Пожалуй, главная претензия к созданию «Матча» - отсутствие конкуренции. Кто же любит монополистов? Да и за что их любить, ведь конкуренция, как и реклама, двигатель прогресса. Только в условиях жесткого соперничества в головах продюссеров могут зарождаться действительно светлые мысли, а на телеэкранах — появляться оригинальные передачи и качественный контент. Чтобы поставить в сетку вещания неформатную аналитическую программу, нужно умение, а, главное, желание рисковать. Но откуда же этому желанию взяться, если гегемония «Матча» и так незыблема? Нам говорят: «Не нравится — выключайте!». Но что же тогда нам смотреть? Нечего.

Однако у каждого аверса всегда есть свой реверс. Когда в принципе у нас были свои негосударственные спортивные каналы? Разве что, при Петре Столыпине или князе Курбском. Не считать же таковым (спортивным и частным) принадлежащий «Газпроммедии» «НТВ-плюс». Следовательно, создание еще одного госканала привело бы к одному — удорожанию телеправ на все, в том числе зарубежные турниры — то есть, к бессмысленной и беспощадной как русский бунт гонке вооружений государства с самим собой. Парадоксально,  но увеличение телеканалов привело бы и к уменьшению конкуренции среди комментаторов. Каждый сверчок обязательно нашел бы здесь свой шесток. В принципе, так и было, пока на «НТВ +» всем заправляла «команда Уткина», а на «России-2» трудились Стогниенко, Трушечкин и другие незаурядные комментаторы.

Качество картинки

alt

Основная визуальная претензия к «Матчу» - безвкусный и крупный, мешающий глазу логотип и навязчивая раздражающая слух реклама телеканала. Но это — родовая травма всех государственных проектов. Раз уж есть средства — все обязательно должно выглядеть «богато». А чего еще ожидать от людей, носивших в 90-е годы малиновые пиджаки в паре с поношенными трико и вешавших на себя золотые цепи, словно жадный ребенок мишуру на новогоднюю елку? Только подобную «цыганщину». Да, в лучшую сторону изменились декорации, появилась наконец-то красивая студия. Хотя, на мой взгляд, новые технические возможности используются, дай Бог, чтобы процентов на 40. К чему нужны дорогие плазменные экраны, сенсорные панели и тому подобные вещи, если на телеканале практически нет серьезных аналитических передач?

Зато радуют глаз прямые трансляции. Снятые с разных камер в честном HD матчи чемпионата России и Лиги Чемпионов (хотя тут, конечно, не сами трудились, но хоть дали такую возможность), безусловно, повысят настроение даже горемычным болельщикам клубов-аутсайдеров.

Комментаторы

alt
Реклама 18+

Как уже было сказано, слияние двух редакций подстегнуло конкуренцию среди комментаторов. Мы наконец-то услышали Владимира Стогниенко и Романа Трушечкина на матчах РФПЛ и ЛЧ. На играх немецких команд в полной мере раскрылся талантливый и до той поры мало кому известный Сергей Кривохарченко. К отдельному плюсу стоит отнести то, что комментаторы перестали работать по одиночке. Разные тембры голоса и диалог внутри эфира позволили избавиться от усыпляющей монотонности. Естественно, это происходило, если дуэт «спелся», но подобрать нужные пары сходу и без единой ошибки было бы невозможно.

Однако все эти преимущества меркли на фоне громкого скандала с отстранением нескольких комментаторов. Дементьев, как видится, попал «под горячую руку». Возможно, Кирилл оказался слишком «нишевым» человеком для федерального телеканала. Для брутальных челябинских мужиков, на досуге выщипывающих свою густую «брежневскую» монобровь, пьющих водку со смузи и смотрящих «Матч», его тембр голоса и нетривиальный стиль одежды могли показаться вызывающими. В общем, если говорить прямо: Дементьев — это неформат, такой же, как тактические разборы игр РФПЛ на нашем сегодняшнем сайте. Андронов, в принципе, должен винить только себя. Дело даже не в публичности! Любой взрослый образованный человек должен контролировать свои эмоции и не поддаваться на неуклюжий политический троллинг. Но больше всех, разумеется, кричали про Уткина. И, Боже, как же мне надоела эта истерика!

«Верните Уткина, верните Уткина, верните Уткина!» - зайдите в любую новость про «Матч ТВ» и вы наткнетесь на сотню подобных комментариев. Удивительно, насколько быстро из банальной истории о талантливом человеке, пропившем свой дар в кабаках, сделали «повесть о настоящем джедае». И как-то все сразу забыли про то, как Василий выживал с «Плюса» Олега Пирожкова и Юрия Розанова. Как по несколько лет не разговаривал с Владимиром Маслаченко. Забыли про то, как Уткин без промедлений отстранил от работы Дмитрия Савина, «поплывшего» на памятном матче «Милана» с «Чезеной». А ведь Савин, пусть и в стиле «зубастого кролика-Ибрагея», хотя бы пытался комментировать то, что происходило на поле, а не нес ахинею про лыжников-олимпийцев! Да и работал он тогда не на огромную аудиторию федерального госканала. И уж, конечно, все забыли про то, как принципиальный борец с кровавым режимом «Матч ТВ» Уткин, смачно плюнул в лицо всем своим почитателям, позорно устроившись на «проклятый канал», когда ему просто предложили кусок пожирнее.

alt
Реклама 18+

А дальше произошла типичная для всякой деградировавшей звезды штука — уйдя из своего уютного лягушатника, в котором он сам был принцессой-жабой, Уткин попросту не выдержал возросшей конкуренции со стороны своих более молодых и голодных до славы коллег. Последние несколько лет репортажи Василия, в которых он спал, призывно сопел, плоско шутил и занимался форменным самолюбованием, напоминали, скорее, не комментарии, а одолжения, которые делает ленивый вельможа своим недалеким крепостным холопам. Немудрено, что, даже в голосовании за звание лучшего комментатора «НТВ-Плюс» Уткин занял лишь девятон место. Логично предположить, что, если бы в номинации участвовали Стогниенко, Трушечкин и Кривохарченко, Вася опустился бы еще ниже и вряд ли попал бы даже в десятку. Скажите, вам нужен был такой Уткин? Лично мне — точно нет. И дело даже не в том, что он когда-то путал фамилии, а в том, что давно забыл золотое правило этики: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Я, как и вы, не люблю Тину, но готов поаплодировать ей стоя за то, как блестяще она исполнила роль «бумеранга судьбы» в этой нашумевшей истории. 

В общем, единственная невосполнимая потеря для «Матча» - это Владимир Стогниенко. Я долго размышлял над тем, в чем секрет популярности Стогни. Ведь есть люди, которые лучше него разбираются в тактике, более эмоциональны, более стабильны или просто имели футбольное прошлое. Но, пожалуй, только Владимир способен создать какой-то особый уют в репортаже. Когда комментирует Стогни, складывается ощущение, что ты смотришь футбол со своим другом. Он не поучает, как Розанов. Век живи — век учись, бесспорно, но постоянные нравоучения тоже иногда раздражают. Он высказывает свою точку зрения, но не «лижет» и не агитирует. Он, конечно, болеет «за наших», но делает это без надрыва и дешевого патриотического пафоса, как Губерниев или Черданцев. Именно поэтому к своим тридцати с хвостиком Стогниенко уже успел стать народным комментатором. И, если вам не нравится Стогни, то вы, скорее всего, просто не читали (не смотрели) «Игру Престолов» или носите за спиной красный световой меч.

И все же, корпоративная этика действует даже на него. Сложно упрекнуть Владимира в желании отработать Евро на «большую аудиторию», как сложно упрекнуть руководство канала в нежелании отпускать своего лучшего сотрудника к, пусть и временным, но все-таки конкурентам. Гораздо интереснее узнать, что будет после Евро и Олимпийских Игр. Конкуренции в спортивном вещании больше нет, а, значит, у Стогниенко есть ровно два пути: стать «комментатором-пенсионером» «а-ля Виктор Гусев» и выходить в эфир несколько раз в году, либо возвращаться на «Матч» осенью. В общем, «он улетел, но обещал вернуться». Поэтому ждем!

Реклама 18+

Контент

alt

Красивый логотип и интригующая заставка — это хорошо, но главное, чего ждут от любого телеканала — собственный контент. А с этим  у «Матч ТВ», и правда, все очень печально. На данный момент, на телеканале нет ни одной футбольной программы, которая бы меня зацепила или хотя бы предложила зрителям что-то новое. Но ладно, положим с оригинальностью пока не сложилось. Однако непонятно, почему не было решено возродить «Футбол России» - самую простую, но одну из самых популярных и доступных передач на нашем телевидении. Саммари всех 8 матчей чемпионата, короткие комментарии действующих лиц, новости (если они есть) и пятерка лучших голов тура. Практичный минимализм без долгой и, зачастую, бестолковой околофутбольной болтовни от Черданцева и  приглашенных в эфир гостей. Аналогичный формат был бы уместен и для европейских чемпионатов.

Да, появилась «Культ тура», но на ее фоне даже закрытый «Удар головой» казался настоящим прорывом. В принципе, порошинская программа шла в правильном направлении. Спортивному телевидению давно не хватало острого ток-шоу по актуальным футбольным вопросам, аналога передачи «К барьеру!», только без надоевшей политоты и истеричных выкриков Жириновского. К примеру, на обсуждение выносилась бы какая-то звучная и насущная проблема: «лимит на легионеров», «переход на новую систему календаря» и тому подобные вещи. В студию приглашались бы гости, занимающие диаметральные точки зрения на эти вопросы, происходили дебаты. Лично я с удовольствием посмотрел бы на то, как Мутко в прямом эфире без заранее заготовленных для него удобных вопросов оправдывал бы свои реформы. Но, к сожалению, «Удар Головой» очень быстро ушел в сторону шутовства и не стал фокусироваться на какой-то одной теме. В итоге, передачу можно было смотреть только из-за ножек Ирины Шадриной и Анны Кастеровой (зачеркнуто)… из-за прекрасной аналитики Отара Кушанашвили и Никиты Джигурды. И «Культ тура», в принципе, пошла по проторенной дороге. Хотя стоило лишь избавиться от фриков, стать хоть немного серьезными и сфокусироваться на какой-то одной теме в каждом из выпусков.

На этом место кто-то наверняка воскликнет: «Вернули бы лучше 90 минут, ироды!». Те самые «90 минут про «Спартак» и еще плюс о ком-то, если успеем», которые все нещадно критиковали в прошлом сезоне. Нет, глупо искать деградацию там, где давно воцарился застой. На общедоступных каналах уже давно не было хорошей футбольной программы. Зато мне, как преданному подписчику «Нашего футбола» повезло. «90 минут» остались в эфире, поменяв лишь название. Зато появился значительный плюс: оттуда наконец-то свалил Черданцев!

Реклама 18+

Аналитика

alt

Еще одно уязвимое место телеканала — спортивная аналитика. Не возьмусь оценивать то, насколько грамотно гости студии оценивают тройные тулупы или игру на пятачке у Мозякина, но когда речь заходит о футболе, мои уши скатываются в трубочку от потока штампов и банальностей, а я превращаюсь в эльфа. Руководство «Матч ТВ» отчего-то решило, что любой бывший спортсмен — по умолчанию, крутой футбольный эксперт. Ребята, опомнитесь! Если человек когда-то работал физиком-ядерщиком, но теперь не в состоянии доступно объяснить своим ученикам Общую Теорию Относительности, то это — плохой учитель. Хотя… мы же помним целевую аудиторию «Матча»? Разумеется, ждать глубокой футбольной аналитики здесь было бы глупо.

И все же, а стоит ли так уж ностальгировать по «теплым ламповым» посиделкам надменных мужчин с свитерах, с густыми бородами и немытыми волосами? Это я не о бардовском фестивале, а о футбольных программах на «НТВ Плюс», если что. Давайте признаем честно: футбольных экспертов уровня Гари Линнекера, Сида Лоу или старшего брата Невилла у нас никогда не существовало, как, в принципе, не существовало отдельной профессии «телеэксперта». Как это ни смешно, но главный футбольный аналитик России «прямо сейчас» - это Александр Бубнов. Но его методы анализа матчей, к сожалению, устарели лет на 25-30. Рассчитывать ТТД в школьной тетрадке сегодня — тоже самое, что ходить с деревянными счетами, когда в каждом, даже самом бюджетном смартфоне давно появился встроенный калькулятор.

На единственном же (на тот момент) серьезном спортивном канале власть захватила могучая кучка комментаторов, возомнивших себя богами. Мы вам и футбол откомментируем, и проанализируем, и передачи проведем, а, если будет настроение, то еще и споем, и спляшем. Хотя я искренне не понимаю, как можно одновременно комментировать по 20 матчей за уик-энд, следить за мячом и повторами в трансляции, а затем выдавать в студии серьезную, предметную аналитику, ведь для любого мало-мальски качественного тактического отчета необходимо пересмотреть игру минимум дважды. Первый раз — через WhyScout или на стадионе, чтобы оценить тактические перестроения команд и игру без мяча. Второй — в повторе по телевизору, чтобы не упустить ключевые моменты. Затем еще неплохо пересмотреть и разобрать отдельные эпизоды, «поселиться» на WhoScored или Squawka и разобраться с массой зачастую лживой и ни о чем не говорящей статистики. В итоге те же хваленые «90 минут плюс» превращались в пустой, да, правильно поданный и красивый, но абсолютно вторичный и банальный разговор ни о чем. И мне в самом деле становилось смешно, когда речь заходила, скажем, об игровых проблемах у «Крыльев».

Реклама 18+

В этом смысле, руководство канала пошло верным путем, решив пригласить на «Матч» людей с богатым футбольным прошлым. Уже сейчас в той же «8-16» появилась «тактическая пятиминутка» с отдельной студией, и это — правильный шаг. Будущее российской спортивной аналитики, как и всего телевидения, лежит в специализации - строгом делении на комментаторов и экспертов. Первые будут продолжать комментировать то, что они видят, и вести передачи. Вторые — профессионально и загодя разбирать топовые матчи каждого тура, а затем уже, красивым пушкинским слогом рассказывать об этих матчах на телевидении, возможно, делать тактические отчеты на сайте телеканала. Сейчас же им нужно просто «набить шишки», что невозможно сделать без постоянной практики.

Заключение

alt

«Матч ТВ» выбрал правильную целевую аудиторию для своего вещания, только, к сожалению, забыл сыпануть пороха, и его выстрел получился холостым. Если вы фанат Владимира Стогниенко, то должны помнить, что «то, что было мертво изначально — умереть не может». Футбол в России был непопулярен вовсе не потому, что у нас не существовало качественного спортивного телевидения. Те, кто сейчас заполняет российские стадионы, начали смотреть матчи еще в 90-е, а то, и того раньше, когда о существовании HD со смузи никто и не подозревал, а самого «Матча» не было еще и в проекте. Просто в наших городах существовали команды, игравшие в Высшей Лиге, а наши отцы брали нас с собой на стадионы. О каком повышении посещаемости  может идти речь, если даже в таких городах-мегаполисах, как Нижний Новгород, Новосибирск или Хабаровск нет клубов уровня Премьер-Лиги? Жители российских регионов не привыкли смотреть матчи вживую, а столичные «Спартак» или ЦСКА для них также далеки, как «Барселона» или «Реал». Так что, максимум чего сможет добиться «Матч» в деле популяризации спорта и повышении посещаемости, так это перехода уже сложившейся аудитории с «паленых сопок» на респектабельные большие экраны. А закончится все как обычно. Принудительным приглашение солдат срочников и раздачей халявных билетов бюджетникам на матчи уровня Албания — Замбия на домашнем чемпионате Мира.

Что же до «Матча» - то все не так плохо. Серьезно, ребята! Лично я благодарен телеканалу за то, что могу посмотреть в шикарном качестве матчи ЛЧ и европейских чемпионатов. В некоторых направлениях канал, и правда, прогрессирует, но нужно быть гибридом крота и блондинки, чтобы считать «Матч ТВ» действительно качественным спортивным продуктом уже сейчас.

Русская сказка. Почему возможное чемпионство "Ростова" - это прекрасно