6 мин.

Человек, который изменил всё. Как Жан-Марк Босман совершил революцию в футболе

Блог "Красным по чёрному" вспоминает знаменитое «дело Босмана», раз и навсегда изменившее мировой футбол, и анализирует его последствия.

Кто такой Босман?

Не будучи особо выдающимся футболистом, Жан-Марк Босман, тем не менее, навсегда оставил свой след в истории. Он не забивал красивейших мячей в финале Лиги Чемпионов, не ставил бомбардирских рекордов и не писал скандальных автобиографий. Босман прославился иначе, сделав то, о чём думали многие, но не решался сделать никто. Босман восстал против системы. Но что важнее: Босман эту систему победил.

Нельзя сказать, что бельгийский полузащитник был самоотверженным революционером, желавшим справедливости для всех и каждого. Естественно, у него были свои корыстные мотивы. У Босмана закончился контракт с «Льежем», но по действующим тогда правилам игрок продолжал принадлежать клубу даже по истечении срока соглашения. Босман хотел перейти во французский «Дюнкерк», клуб пусть и не такой сильный, но зато гарантировавший игроку место в основе и стабильную зарплату, но «Льеж» назвал такую цену, которую французы были не в состоянии заплатить. «Льеж» предлагал игроку новый контракт с меньшим почти в два раза жалованием, на что Босман, которому нужно было элементарно кормить семью, согласиться не мог. И пошел в суд.

Процесс

Босман решил найти адвоката. Отправился в ближайшую конторку и договорился с Жаном-Луи Дюпоном, молодым практикантом, о сотрудничестве. Дюпона заинтересовали идеи Босмана, он взялся за дело в большим энтузиазмом, несмотря на то, что это был первый процесс для неопытного юриста. Сначала они подали в суд на сам клуб, а немногим позже дело дошло и до высших футбольных структур. ФИФА и УЕФА поначалу несерьезно восприняли претензии никому не известного полузащитника, веря в нерушимость собственной системы. Но к середине процесса, когда дело уже слишком затянулось, начали предлагать Босману деньги, только бы он снял свои обвинения. Но Босман взялся за это дело не ради денег, а ради справедливости. И спустя 5 лет этой справедливости добился. Все эти годы не только футбольная, но и мировая общественность с большим интересом следила за битвой человека и системы. Чиновники, с усмешкой относившиеся к Босману, после огромного общественного резонанса, уже начали побаиваться, что дело может быть проиграно. Глупо было угрожать Босману, ведь он был словно под микроскопом, и если бы с ним что-то случилось, то удар по авторитету высших футбольных организаций был бы гораздо сильнее. Но, тем не менее, этот удар все равно состоялся. Босман выиграл суд, продолжавшийся с 1990 по 1995, — долгих 5 лет. Но эту победу иначе как пирровой и не назовешь.

Последствия для футбола

  • Было введено, так называемое, «правило Босмана», согласно которому клуб сразу после истечения контракта с игроком автоматически теряет на него права (ранее сохранял еще в течение 2,5 лет).

  • Выигранное Босманом дело стало залогом космическими темпами возраставших зарплат футболистов, многие из которых сейчас даже и не знают, кому они обязаны своими многомиллионными контрактами.

  • Легионеры стали обладать гораздо большими правами: теперь в Европе было разрешено иметь в команде и выпускать на поле неограниченное количество иностранных игроков, а не 3-х, как было до этого.

  • Не в лучшем положении оказались команды, делающие ставку на своих воспитанников («Аякс» в 1995-м в последний раз на данный момент выиграл Лигу Чемпионов), либо же представителей одного этноса («Атлетик» из Бильбао последний раз попадал в тройку призерев Чемпионата Испании в 1998-м).

  • Понятия «английский», «итальянский», «немецкий» футбол стали отходить на второй план ввиду большого количества в клубах футболистов из других стран.

  • Футбольные академии клубов стали нести большие потери, поскольку теперь иметь в команде плодовитую академию переставало становиться необходимостью: можно было беспрепятственно приобретать игроков на стороне. Плюс к этому, можно было заполучить игрока из юниорской академии другой команды сразу по окончании контракта.

  • Трансферный рынок был взорван: стоимости игроков росли и растут до сих пор космическими темпами, что обусловлено пунктами в контрактах, ведь теперь клубам нужно заранее заботиться о том, чтобы не потерять игрока, не получив за это солидную компенсацию.

Последствия для Босмана

  • Несмотря на то, что суммарная стоимость иска Босмана к «Льежу», федерации футбола Бельгии и УЕФА переваливала за 10 миллионов долларов, выиграв процесс, игрок получил лишь 500 тысяч, большая часть из которых пошла на оплату адвокатов и накопленных за время суда долгов.

  • За время процесса от Босмана отвернулись буквально все: экс-партнеры по команде, друзья, родственники. От него ушла жена, забрав с собой дочь. Босману приходилось жить у мамы в гараже. Он запил.

  • Адвокат Босмана Жан-Луи Дюпон сделал себе имя на выигранном процессе, постоянно повторяя, что это именно настоял на том, чтобы рискнуть и подать иск, а Босмана же постоянно просил не давать никаких комментариев, мотивируя это тем, что «сам все уладит». В этом году Дюпон начал вести еще одно дело, обещающее стать крупным — его новый клиент Даниэль Стриани подал иск в Европейскую комиссию на правила финансового fair play. «Он просто ищет новый способ подзаработать», — пренебрежительно отреагировал президент УЕФА Мишель Платини. Но и в успех дела Босмана поначалу никто не верил, а Дюпон его выиграл. 

  • Французский футбольный телеканал Canal + организовал в честь Босмана матч поддержки, но не отдал футболисту ни одной обещанной копейки.

  • Выиграв дело, Босман стал нежелательным лицом номер один, и не мог устроиться ни в один клуб, хотя всё ещё хотел продолжать карьеру.

  • Никто из бывших друзей и партнеров Босмана, кроме Ван Боммела и Дегрисе, публично ему не помогал. Многие выражали свое уважение в темных коридорах, но, выходя в свет, отводили от бельгийца взгляд.

  • Свою нынешнюю семью Босман вынужден кормить на социальное пособие в 715 евро, т.к. репутация и отсутствие образования мешают Жану-Марку найти достойную работу. «Лучше буду бедным, но гордым», — заявляет обсмеянный судьбой бельгиец.

  • Сейчас 49-тилетний бельгиец не работает. Любимое занятие — считать чужие деньги. Не такой справедливости он хотел. «Революционеры либо рано умирают, либо живут в бедности.Так, видимо, принято». 

текст написан специально для offside.by