7 мин.

Африка против

Сегодня в Кампале, столице Уганды, прошёл 41-й по счету чемпионат мира по кроссу. Так уж получилось, что в России за ним следили более-менее никто. Самое интересное, если бы не было бана, всех этих допинговых дисквалификаций, отстранений, ничего бы не изменилось. В стране, где кросс на национальном уровне представлен в виде двух с половиной стартов, он не то, что умер, - даже не родился. Однако это тема для отдельного и очень долгого разговора. А пока просто возьмёмся заполнить информационный вакуум и добавим свои пять копеек в пустоту, рассказав об этом замечательном турнире с богатейшей историей.

Гидей

Итак, когда-то чемпионат мира по кроссу был одним из самых ожидаемых стартов сезона с бешеной популярностью. Большинство известных стайеров успели поучаствовать в этом турнире, а кто-то даже и выиграть его. Советская и российская сборная также периодически была своей на этом празднике жизни: Александр Антипов брал серебро и бронзу в мужском забеге, восемь раз командное первенство выигрывали женщины.

Бекеле и Тадесе

Массовость соревнований была действительно фантастическая: так, на старт мужского забега в 1986 году вышли 337 участников, а рубеж в 200 человек в 1980-1990 годах стал обыденностью. Трудно сказать, когда всё пошло не так и привело к сегодняшнему состоянию. Кенийцы и эфиопы прочно обосновались на пьедестале ещё 30 лет назад, так что сложно списать на их доминирование упадок, начавшийся в начале 2010-х годов. Примерно в этот момент кроссовый мир стали игнорировать многие сильнейшие стайеры, а европейцы и вовсе отчаялись посылать кого бы то ни было (в 2017 году их осталось всего 13,8% от общего числа участников). Так, в составе сборной Великобритании сегодня были такие люди, как Эмили Хоскер-Торнхилл (57 место на чемпионате Европы по кроссу в декабре 2016 года) или 31-летняя Клер Дак (капитан команды), которая выиграла примерно ноль значимых титулов в своей карьере. Сильные команды по-прежнему присылают Кения, Эфиопия (без большинства лидеров, но там такая скамейка, что и третий-четвёртый составы выглядят грозно), Эритрея, Уганда, Бахрейн и ещё пара-тройка сборных. Как это сказывается на зрелищности, догадаться не трудно.

ИААФ вроде проблему понимает и старается что-то сделать. Чемпионаты для повышения престижности стали проводить раз в два года (раньше - ежегодно), в этом году вот дебютировала смешанная эстафета (о ней подробнее чуть ниже), но выхлоп пока небольшой.

На этом о грустном закончим и перейдём непосредственно к самим забегам. Ниже - просто мысли, которые возникли при просмотре очередной части африканского кроссового боевика.

 

Мысль первая

Смешанная эстафета. Если коротко, то идея хорошая. Две женщины, двое мужчин в произвольном порядке бегут свой этап в два километра. Вот только команды почему-то решили как под копирку выставить составы М-Ж-М-Ж, во всяком случае те, что боролись за медали. Слушайте, эй, это скучно! Я вот расчитывал на дуэль Гензебе Дибаба vs Асбель Кипроп, а когда девочки - отдельно, мальчики - отдельно, то никакой интриги. Как, в общем, и получилось.

Кения

Потом: вместо эстафетной палочки они передавали какой-то браслет. Можно же было придумать ленту, как на знаменитом экидене в японской Чибе:

Чиба

А если нет фантазии, то просто касаться друг друга, как в лыжах и биатлоне. На деле же каждая смена этапа выглядела так, как будто бегуны друг другу косяк (или же чирик) передают. Забавно, одним словом.

Мысль вторая

Джошуа Чептегеи почувствовал себя сначала Кененисой Бекеле (или Стивеном Кипротичем, он у них там главная звезда в Уганде), а затем организм дал ему почуствовать себя Хубертом Пярнакиви, Бобом Сотом, Денисом Нижегородовым и Джонатаном Браунли. За круг до финиша этот парень перед родными трибунами бежал первым с хорошим отрывом, а где-то за километр до конца его "накрыло". Очень жёстко.

Еле-еле он дотрусил до 30-го места и принес тем самым Уганде бронзу в командном первенстве. Если бы его успели обогнать ещё семь человек - третьими стали бы американцы.

Мысль третья.

Патрик Тирнан - крутой.

Тирнан

"Что это за чёрт?" - спросите вы и будете правы. Именно этим же вопросом задался и я, когда неделю назад на официальном сайте ИААФ было опубликовано интервью с ним, посвященное его дебюту на чемпионате мира по кроссу. В 2016 году он не смог выйти в финал на 5000 метров в Рио-де-Жанейро, а сейчас был "ещё одним супер-пупер чемпионом NCAA", который займёт своё место в четвёртом-пятом десятке - вот как это всё виделось тогда. Ну да, люди заблуждаются, признаю свою ошибку. Австралийский Патрик финишировал 13-м (прописью: тринадцатым) и стал лучшим белым бегуном турнира, обогнав даже одного кенийца и одного эфиопа.

Мысль четвёртая.

Арас Кая - Мерьем Акдаг - Али Кая - Ясемин Джан.

Амос Кибиток - Мириам Майо - Стэнли Мукче - Вивиан Джемутаи.

В чём разница? Да ни в чём: первая и вторая четвёрки - это одни и те же люди, кенийцы, переехавшие в Турцию, получившие за это деньги и (в нагрузку) паспорта с новыми именами.

Кения-2

Для себя я назвал этот эстафетный квартет Кения-2 и он успешно добежал до бронзы, уступив только Кении-1 и Эфиопии. А ведь в мужском забеге был ещё турок по имени Полат Арикан (aka Пол Кембой). Это прекрасно.

Вот ещё один забавный момент. За Бахрейн на этом чемпионате тоже бежали только натурализованные африканцы (из Кении, Эфиопии и Марокко), но абсолютно все - под своими настоящими именами. Я надеюсь, в Турции хоть доплачивают за этот национальный колорит, иначе ребята и обидеться могут.

Мысль пятая.

Чемпионат мира по кроссу = Кения vs Эфиопия, кто бы в этом сомневался. В личных забегах кроме этих двух стран зацепить медаль смогла только Уганда, и сразу золотую (Джейкоб Киплимо стал национальным героем, выиграв юниорский забег). Остальное кенийцы с эфиопами распределили примерно в равной пропорции (4-5-3 против 4-4-1). Первые смотрелись лучше во взрослых забегах, вторые - в юниорских, но шансов другим сборным особо не предоставляли. Кенийские женщины сотворили историю, заняв первые шесть мест и выбив легкоатлетический фулл-хаус.

Чептаи

Такой вот урок для остального мира.

Бонус.

Главная яма Уганды. По правилам, на пути спортсменов должно быть несколько препятствий, в том числе и вот такая яма. Перед стартом она была главным инфоповодом: выглядела как овраг, к тому же с водой, и всё шло к тому, что половина участников закончит в ней своё выступление.

яма

В итоге её привели в божеский вид перед самым стартом, позволив сконцентрироваться на самих соревнованиях.

Яма true

 

Фото: Roger Sedres (1, 3, 7), Michael Steele/Getty Images (2), Canadian Running Magazine (4), Runner's World (5), (6), Let's Run (8, 9)