9 мин.

По форме доложите!.. Часть 10. 1989 – 2014

Анфиса Резцова в 1990 году

«Второстепенные» костюмчики Калгари после Олимпиады вполне себе продолжали жить. Полагаю, Анфиса Анатольевна не станет с этим спорить.

Любовь Егорова в 1990 году

И Любовь Егорова – тоже (обе фотографии датируются 1990 годом). Как видите, у советской команды появился ещё один новый спонсор – концерн «BMW».

Сергей Чепиков в 1990 году

Однако и немцы – товарищи не без греха. Ранее я уже упоминал вскользь про неудачную спортивную и повседневную форму биатлонистов ФРГ в 1980-х гг., а теперь вот созданное ими «убожество и никакого художества» пижамного типа демонстрирует вам Сергей Чепиков на ЧМ-1990 в Раубичах.

Светлана Давыдова

Проглядывает этот «пижамный» горошек и из рукава Светланы Давыдовой. Полюбоваться на него (равно как и на другие элементы одежды наших биатлонисток на ЧМ 1989-1991 гг.) получше можно вот здесь. А также вот здесь:

Делегация в Альбервилле - 1

До 1988 года советские олимпийские костюмы шили в Армении: при Госкомспорте существовал специальный экипировочный отдел, у которого был договор с фабрикой в Ереване. Однако незадолго до развала СССР «портным» нашли замену, причём кардинальную. Что сподвигло спортивных – а может, и не спортивных – чиновников на такой шаг, сказать трудно. Как бы то ни было, новыми «портными» для советской (задумывалось-то всё это ещё для советской) олимпийской сборной стали… югославы, страна которых в 1991 году разваливалась на куски не хуже СССР. Именно то, что вы только что видели, они и вышили нашим спортсменам для Игр в Альбервилле. Скажем так: для сборной, идущей не под государственным, а под олимпийским флагом, – вполне сойдёт. Сами югославы, в конце концов, тоже маршировали в 1992 году под олимпийским флагом.

Делегация в Альбервилле - 2

Парад в восточной Франции – это, несомненно, переломная точка. Здесь ваш покорный слуга оказывается перед выбором: либо, согласно нескольким уже поступившим «просьбам трудящихся» (спасибо!), раскрывать полностью тему Альбервилля, либо продолжать двигаться в изначально намеченном направлении. И я его делаю: нет, уважаемые читатели, 2015 год заканчивается, должен успеть закончить свою основную мысль и я. И пусть последняя часть декабрьской серии послужит фундаментом для январской – на тему российской олимпийской спортивной и повседневной формы. Самых нетерпеливых ждут статьи на сайте СБР: «Биатлон, как олимпийский вид спорта», «Великие отечественные. История олимпийских побед» и «Эволюция биатлонной формы».

Делегация в Альбервилле - 3

Итак, чтобы подвести черту, пробежимся напоследок галопом по Европам, точнее – по парадным костюмам на последних семи зимних Олимпиадах, в которых принимала участие уже не сборная СССР, а сборная СНГ либо России. По Альбервиллю мы, собственно, уже и пробежались.

Делегация в Лиллехаммере

В лихие 90-е положение россиян спасали авторские коллекции от Валентина Юдашкина. Впрочем – спасали ли? И если да, то – всегда ли? На Олимпиаде в Лиллехаммере, например, у него вместо шарфов получились какие-то полотенца (у немцев, как видите, тогда был «тигриный» дизайн):

Гросс, Чепиков и Тарасов

К Играм в Нагано Юдашкин малость напрыгался, да и руку набил – и предоставил спортсменам и всем остальным членам делегации уже не свои буйные дизайнерские фантазии, а вот это:

Делегация в Нагано

Ну, а в XXI веке прочно захватил свои позиции Михаил Куснирович – глава фирмы «Bosco di Ciliegi». На Олимпиаде в Солт-Лэйк-Сити он выдал каждому российскому спортсмену 57 предметов спортивной одежды, обуви и аксессуаров – в частности, кашемировые пальто с бобровыми воротниками, а также шапки «пирожок» – для мужчин и муфты из бобрового меха – для женщин:

Делегация в Солт-Лэйк-Сити

Ладно, так и быть, залезу немного в «повседневный» двор, он мне нужен для «подведения черты»:

Биатлонистки в Солт-Лэйк-Сити

Как видите, Куснирович, в отличие от Юдашкина, решил добавить к цветам российского флага народный орнамент. Последний, однако, в дальнейшем был явно гипертрофирован. Вот так, например, выглядел этот гротеск на Играх в Турине, где красно-белый стиль одежды формально был призван напомнить о старых добрых временах (в первую очередь – хоккейных), а по факту – превратил парадную форму российских олимпийцев в карнавальную (чтобы не сказать – шутовскую):

Делегация в Турине

В книге В. Л. Штейнбаха «Оборотная сторона олимпийской медали» довольно подробно описываются непомерные рекламные амбиции Куснировича, спровоцировавшие в Турине «форменный скандал» и грозившие российским атлетам дисквалификацией и лишением олимпийской аккредитации, в связи с чем плакаты и растяжки «Bosco di Ciliegi» пришлось в срочном порядке снимать и заклеивать – как и парадные куртки. К тому же потом пошли штаны не того размера, кроссовки-колодки и т. п. Сам кутюрье всея Руси предпочитал решать возникавшие вопросы так:

Мама готовит

На Олимпиаде в Ванкувере гротеска было уже поменьше, и всё же он присутствовал:

Делегация в Ванкувере

Ну, а к Играм в Сочи Куснирович, как в своё время Юдашкин, наконец, напрыгался. Изначальную идею с орнаментом зарубили (по мне – так и слава богу), вспомнили про Нагано вместо Турина, вытащили из архивов Гренобль вместо Кортина д’Ампеццо – и вот что из этого вышло:

Делегация в Сочи

Всё, подводим черту. Итак, что же у нас в итоге получается?

1. Сочетание синего, красного и белого мало того, что далеко не всегда бывает удачным само по себе, – например, когда дизайнеры начинают дурить с орнаментом или выдавать на-гора современное «стильно, модно, молодёжно», – так ещё и придумано отнюдь не Куснировичем и даже не Юдашкиным: оно использовалось аж на Играх в Кортина д’Ампеццо – почти 60 (!) лет назад.

2. Когда известные кутюрье одевают отдельно взятого спортсмена-модника (скажем, фигуриста) – это одно, но когда они же берутся одевать целую делегацию – это совсем другое. И с непривычки – гораздо худшее. Во всяком случае, результаты экспериментов Зайцева в Сараево и Юдашкина в Лиллехаммере меня лично совсем не удовлетворили. А всё потому, что традиционные российские цветастые платки (или шарфы, неважно) хороши только на белом фоне и лишь тогда, когда дизайнеры не лезут из кожи вон, чтобы обеспечить сочетание определённых цветов. Иначе спортсмены и все остальные превращаются в Арлекинов.

3. С другой стороны, и в СССР вполне себе существовали… мягко говоря, перекосы, связанные с обмундированием. Неизлечимый Дефицит Дефицитович, «крестьянские» курточки и штанишки в стиле «главное – не форма, главное – содержание», взимание со спортсменов части стоимости одёжки и её использование по методу сэконд-хэнда – всё это было, причём цвело и пахло! Наряду с красивыми «повседневными» сине-белыми костюмчиками, о которых так приятно поностальгировать. Я уж не говорю о необходимости сотрудничества с «Adidas» и о том, что даже парадный «пророк в своём отечестве» не всегда существовал – вспомнить тот же «югославский» Альбервилль.

4. Кроме того, существовал непременный показ русских шуб, которым сегодня «по инерции» занимается… сами знаете, кто. Излишние дизайнерские выкрутасы – оно, конечно, плохо, но старомодное и зачастую – скучноватое одеяние чиновничьего типа будет ничуть не лучше. Любопытно также то, что, хотя белый, синий и красный – цвета монархического флага, на Олимпиаде в Кортина д’Ампеццо использовалось именно это сочетание – наряду с традиционным орнаментом. Кроме того, отчасти это была ориентировка на моду, задававшуюся… американцами. (Вот и сегодня форма российских биатлонистов похожа на таковую у биатлонистов США. Это что же, завернувшиеся в американские флаги Вилухина и Слепцова идею подбросили?)

5. И, уж конечно, неистребима тяга русского народа, а особенно – порождаемых им «вождей» к шику-блеску, переходящая либо в Транжирство с большой буквы на фоне чуть ли не голодающей страны, как в Инсбруке-1964 (я уж о Красной книге не заикаюсь), либо просто в пошлость и кич.

6. Что же делать? А вот что. Хотите превратить спортсменок в Снегурочек? Пользуйтесь опытом Гренобля. Хотите обеспечить российский триколор? Ориентируйтесь на Нагано. (Собственно, Куснирович перед Играми в Сочи именно этими двумя Олимпиадами и воспользовался.) Хотите, чтобы было стильно, модно и… нет, не молодёжно, а просто сбалансированно и потому – красиво? Посмотрите ещё раз, как оно было на параде в Саппоро или Солт-Лэйк-Сити. И будет вам счастье.

Вот на этой ноте я свою серию и закончу. Напоследок – поблагодарю всех тех, кто писал статьи об олимпийской форме до меня (правда, фрагментарные), и ещё одного автора – М. Ю. Прозуменщикова:

С наступающим всех!