12 мин.

Я его тоже смазал по роже!

На днях я заставил крепко поработать не столько себя, сколько свой компьютер. Вопрос, который я задал ему и себе, – сколько в биатлонном мире существует бойцов, не любящих оставлять кого-либо из своих соперников без внимания. Это означает следующее рассуждение: «Я кому-то проиграл? Надо отреваншироваться. Не получается? Да, он определённо сильнее меня, увы. Но хоть раз-то сделать его могу и я? Забить «гол престижа», так сказать?»

Разумеется, я далёк от мысли, что кто-то из биатлонистов действительно одержим такой идеей и ведёт соответствующий «дневник Родченкова». Иначе тут и впрямь могут возникнуть вопросы о том, что это – ещё педантизм или уже Канатчикова дача. Гоняться за каждым аутсайдером-счастливчиком, который случайно заглянул на КМ аккурат в тот момент, когда ты допустил глупую ошибку, – увольте. А то ведь, бывает, и завершающие карьеру «старички» попадаются – с ними уж вообще никак не сладить...

Надоедливый старичок

Как я писал в другом своём посте, даже на Мартана Фуркада нашёлся свой Алексей Айдаров. И подобные примеры можно приводить и приводить. (Скажем, для Антона Шипулина актуален другой украинец – Александр Колос.) Но всё-таки после того, как выяснилось, что Лаура Дальмайер никому покамест не проигрывала «всухую», захотелось узнать, сколько ещё существует подобных «бойцов-педантов». И каких.

Началась электронная пахота. Дело в том, что сравнить каждого с каждым – при условии, что женщин на КМ скопилось уже больше тысячи, а мужчин и вовсе под две, – нелёгкая работа даже для компьютера. И всё же она благополучно завершилась. Сегодня я представлю вам её результаты, начиная с мужской половины. (На самом деле на мужчин пришлась не половина, а где-то 80% потраченного времени.)

Наиболее любопытно, конечно, было бы обнаружить тех, кто вообще никому в итоговом очном противостоянии не проигрывал. И такой парень нашёлся! Я знал этого человека как единственного биатлониста, который, проведя на высшем уровне более двух гонок, ни разу не выпал из призов. Теперь же компьютер подтвердил мне, что и на той ниве, о которой я вам сейчас рассказываю, конкурентов у него нет! Ну-ка, спецы от статистики, включайте свои головы! А я пока доложу читателям о других интересных в данном контексте персонажах.

Йоханнес Бё, Эрлен Бьонтегор, Симон Дестьё

10. Чёткого десятого номера у мужчин на начало 2018 года нет. Зато есть три голодных волка, готовых куснуть своего конкретного обидчика и благодаря этому попасть на ту или иную позицию в нижеследующем списке «педантичных бойцов». Но сперва надо дождаться возвращения пресловутых обидчиков на КМ. Итак, Йоханнес-Тиннес Бё ждёт Даниэля Густафссона, Эрлен Бьонтегор – Фабиана Хёрля, а Симон Дестьё – Александра Поварницына.

Ветле-Шостад Кристиансен

9. Переходим к основным героям. Начнём с Ветле-Шостада Кристиансена. Этот парень, никогда не поднимавшийся выше 8-го места, схлопотал за свою карьеру люлей от целых 48 противников. Но, похоже, вёл-таки дневничок! Даже Мартану Фуркаду один раз врезал. Хотя, конечно, что такое один удар против тридцати двух…

Андре Земиш

8. Андре Земиш, обладатель БХГ-1986. Сделал то, чего не удалось ни Франку Ульриху, ни Клаусу Зиберту, ни Франку-Петеру Рёчу, – оставил свой «автограф» на каждом из встреченных им, среди которых было 10 обидчиков. Больше других повезло Сергею Тарасову, пропустившему от Андре всего один удар (в ответ на восемь).

Владимир Псарёв

7. Когда-то я представлял вам Владимира Псарёва как лучшего стрелка всех времён (при нижней границе в 100 выстрелов). Вот это-то качество и позволило ему попасть в данный список – несмотря на то, что выше 8-го места он, как и Кристиансен, не забирался. Обидчиков у Владимира тоже успело нарисоваться немало – 18, но ни один из них не ушёл от Псарёва вполне довольным собой. В частности, один контрудар (против шести) был нанесён Патрису Байи-Салену, Франку Люку и Свену Фишеру.

Марк Кирхнер

6. Ещё один парадокс: Марка Кирхнера также часто обижали – целых 17 человек (в том числе, кстати, и Владимир Псарёв – 4 : 3). Но те, кто пропускал от Марка всего один ответный удар, сами успевали нанести ему максимум три (Константин Попов).

Евгений Гараничев

5. Право же, данный пост мог бы послужить дополнительным стимулом для Евгения Гараничева. Новичок КМ текущего сезона, Эмильен Жакелин, уже нанёс ему три удара в обмен на один. А Александр Логинов – семь в ответ на пять. Итак, по два удара тому и другому – и Женя вознесётся аж на цифру «21» (против Мартана Фуркада) – это будет огромный ответный показатель. Пока же вот – всего один без двадцати.

Максим Чудов

4. И потому самым «боевым» россиянином на данный момент является Максим Чудов. Веса Хиеталахти – самый счастливый биатлонист-мужчина всех времён – когда-то пропустил от Макса два удара (против трёх). Все остальные из 22 его обидчиков пропускали больше.

Арнд Пайффер

3. А самым «боевым» немцем можно считать Арнда Пайффера. Тут мы уже переходим на следующий уровень: минимум семь ответных ударов. Адресованы они были Александру Логинову, которому теперь следует изо всех сил сопротивляться немцу: ведь ещё буквально один пропуск – и Пайффер взлетит на отметку «28» (против Михаэля Грайса и Ивана Черезова), то есть даже повыше, чем это может сделать Гараничев. Причём обидчиков у Арнда побольше – 16 против 14 у Евгения.

Эмиль-Хегле Свенсен

2. Эмиль-Хегле Свенсен выглядит ещё более солидно. Терпеть люли он согласен только от пятерых противников. Причём менее чем на десять ответных банок не рассчитывайте, даже если вы – Сергей Чепиков.

Магнар Шульберг

1. И, наконец, главный герой – Магнар Cулберг. Человек, которого с подачи завидующих советских старичков, потерпевших от него чувствительное поражение в Гренобле-1968, принято представлять как великовозрастного олимпийского везунчика, ничего больше в своей жизни не выигравшего, кроме этих двух случайных золотых медалей, – там и ещё в Саппоро-1972. То с включением в состав норвежской сборной ему подфартило, то с погодой, то с промахами соперников... Ах да, он ещё тренировался стрелять, стоя в муравейнике. Александру Привалову и Ко такой метод в голову, к сожалению, не приходил.

Теперь – всё то же самое, но по-другому. Две Олимпиады – два личных золота. Никому больше в XX веке сделать этого не удалось. (Из биатлонистов, разумеется.) Плюс два чемпионата мира – и две бронзы. Итого – ничья с Александром Тихоновым (2 : 2), причём по дополнительным показателям норвежец лучше (8 : 9 по сумме мест на соответствующих ГС), и выигрыш у всех остальных.

Женский бой

Женское продолжение следует. И что-то мне подсказывает, что оно вам понравится больше. В том числе потому, что среди них тоже есть одна, никому не проигрывавшая!

Кайя Парве, Ольга Останина, Елена Головина

Сказал я пафосно и тут же, хихикая, попятился назад. Ольга Останина – резервистка сборной СССР и незачётница на старом Кубке Европы – «сыграла вничью» с четырьмя соперницами в Раубичах-1985 (в частности, с наблюдаемыми здесь Кайей Парве и Еленой Головиной) и выиграла у всех остальных, в том числе у триумфаторши прошлогоднего чемпионата мира Венеры Чернышовой. Однако, поскольку Ольга была, повторяю, незачётницей (и к тому же больше нигде и никогда не выступала), я показываю вам её прямо сейчас – отдельно.

А дальше… Дальше будет несколько проще, чем у мужчин. Потому как три голодные волчицы имеются и у женщин, но полноценных «педантичных воительниц» среди них чуть меньше – восемь.

Жюстин Бреза, Сюзен Данкли

10. Жюстин Бреза для вступления в ряды «педантичных воительниц» требуется возвращение на КМ Анники Кнолль (и, естественно, победа над ней), которую в текущем сезоне наблюдали лишь в Ленцерхайде. А Сюзен Данкли, надо сказать, очень «вовремя» не повезло: в декабрьском спринте в Хохфильцене финка Венла Лехтонен – последний на данный момент новичок КМ – заняла 95-е место, в то время как Данкли – 97-е. Давай теперь, отыгрывайся, Сюзи! Верим в тебя.

Дениз Херрманн

9. Дениз Херрманн стоит всё же отдельно – поклонники могут, в принципе, записывать её в «педантичные воительницы» уже сейчас. Ибо единственная биатлонистка, которой Дениз проигрывает «всухую» (0 : 9), – Дарья Домрачева. Но происходит это... совершенно верно, потому, что Даша сошла в спринте Эстешунда и, таким образом, не дала Херрманн зафиксировать по всем статьям хотя бы один контрудар. Придётся ждать немецких этапов.

Франциска Пройсс

8. Франциска Пройсс. Можно сказать, по-мужицки интересный персонаж. Её поколотили целых 22 соперницы, но ни одна из них не сумела «на ёлку забраться и не ободраться». Меньше всех ободралась Ирина Старых, поцарапавшаяся о Франциску всего однажды и применившая свои собственные коготки семикратно. Правда, по Старых я не учитываю гонки января 2014 года. Так не пойдёт? Тогда берите только что описанную Дениз Херрманн – 1 : 5. А в скобках упомяну также Динару Алимбекову и Теклу Брюн-Ли – по 1 : 2. Зачем? Сейчас узнаете...

Мари-Лор Брюне

7. Мари-Лор Брюне. Практически копия Пройсс, только ещё более боевая. Уступила сразу 29 соперницам, в том числе Альбине Ахатовой – со счётом 1 : 7 (без учёта гонок декабря 2008 – января 2009 года), опять же Ирине Старых – со счётом 1 : 5 (и вновь без учёта гонок января 2014 года), а также Наталье Соколовой и Марте Улсбю – по 1 : 2. Вот такие вот у Мари-Лор точные совпадения с Франциской. А выше она потому, что в большей степени имела неудачные дела с попавшимися впоследствии на допинге соперницами.

Дарья Домрачева

6. В случае с Дарьей Домрачевой вновь актуальна Альбина Ахатова, получившая от неё парочку зуботычин в ответ опять-таки на семь. На подхвате у Альбины, если что, имеется Линда Груббен – 2 : 6. Кстати, обидчиц у Даши не так много – семь. У Магдалены Нойнер, например, восемь, в том числе одна «сухая» – Лив-Грете Пуаре.

Ольга Ромасько

5. Вот у Ольги Ромасько их побольше – 17. Но только Наталье Терещенко удалось обойтись лишь двумя ответными зуботычинами (против четырёх). Мария Стреленко и Светлана Черноусова получили уже по три – против пяти и четырёх соответственно.

Катрин Апель

4. В отсутствие Дениз Херрманн когорту боевых немок открывает Катрин Апель. Как и Терещенко от Ромасько, Зильвия Каден ушла от Апель с двумя царапинами против четырёх. Только вот следующая счастливица (а всего их ни много ни мало 22) – уже другая Катрин, Ланг: 7 : 13. Потому-то немка и стоит выше россиянки.

Мартина Бек

3. Мартина Бек из своих 11 обидчиц, как и Катрин Апель, больше других щадила соотечественницу – Пегги Вагенфюр: два удара в обмен на три.

Лаура Дальмайер

2. Фактическая инициаторша данного расследования – Лаура Дальмайер – находится здесь. Как я уже писал, у неё – четыре обидчицы и как минимум шесть тумаков, которые Лаура отвесила Туре Бергер и Ольге Вилухиной – против 21 и 15 соответственно. Правда, я не учитываю дисквалификацию россиянок с гонок в Сочи-2014 (равно как и Теи Грегорин с гонок в Ванкувере-2010) – пусть сначала бессеберговские ребята обновят протоколы на сайте IBU.

Ольга Медведцева

1. И, наконец, вот вам подарочек на наступающий – основа для фразы типа «Русские не сдаются!». Если историю Ольги Останиной я помнил и сам (как и в случае с Cулбергом, компьютер лишь подтвердил мне, что других столь же удачливых женщин не было), то как минимум девять ответных оплеух для своих восьми обидчиц со стороны Ольги Медведцевой стали неожиданностью даже для меня. А кого именно она уважила пресловутым «ударом в девятку» – в ответ на, кхм-кхм, 51 пропущенный гол – полагаю, догадаетесь сами.