9 мин.

История лимита: от липовых правил нулевых до согласования с властью

Большая проблема русского футбола.Август 2005 года. Легендарный матч «Динамо» – ФК «Москва». Бело-голубые пухли от денег Алексея Федорычева и как раз устроили самую масштабную трансферную кампанию нового времени: Иво Вортманн выпустил в старте 11 иностранцев, среди которых были Манише, Дерлей, Коштинья, Данни и нынешний главный тренер «Вулверхэмптона» Нуну.

«Динамо» это не помогло – «Москва» победила, а два мяча забил Кириченко. 

Многие ошибочно считают, что лимит на легионеров начался именно с того матча. Но он существовал и раньше.

Лимит-2005: правила легко обходили, Мутко обвинил РФС и РФПЛ в бездействии и пообещал жесткое решение

О лимите в РПЛ (в низших дивизионах он появился еще в конце 90-х) заговорили в 2002-м – после провала на чемпионате мира в Японии и Корее. Тогда посчитали, что выбор игроков для сборной маленький, нужно давать им больше игрового времени – в том числе и ограничивая дорогу для иностранцев.

Идею поддержал президент РФС Вячеслав Колосков: «За лимит выступают все. В том числе РФПЛ. У нас вряд ли возможна ситуация как в Англии, где для получения разрешения на работу необходимо определенное количество выступлений за сборную. Мы пойдем по пути численного лимита. Моя позиция: на поле одновременно должны находиться не менее шести футболистов, имеющих право играть за сборную команду России. Это, кстати, могут быть и легионеры, не заигранные за сборные своих стран» («Спорт-Экспресс»).

В 2004-м лимит утвердили. Обсуждали несколько вариантов: от «8+3» (не считая граждан стран СНГ) до «6+5», но со смягчающим уточнением – от статуса легионера освобождались иностранцы, которые сыграли больше 10 матчей за сборную за два года. Последний вариант и утвердили, но только словосочетание «за два года» по пути исчезло – именно поэтому «Динамо» смогло выпустить в старте только иностранцев.

В 2005 году президентом РФС стал Виталий Мутко, и через три дня после динамовского матча он выступил: «Возмущает не сама ситуация с 11 легионерами, а другое. То, что с молчаливого согласия РФС и при бездействии руководства премьер-лиги удалось протащить регламент с липовым лимитом на легионеров. На поле выходят 11 иностранцев, а оказывается, что они и не иностранцы вовсе. Мы приведем лимит в порядок, нравится это кому-то или нет, заключены контракты или нет– мы будем действовать в интересах страны».

Мутко поддержал и Евгений Гинер: «Лимит на легионеров, на мой взгляд, нужен. Только реформы в этом вопросе должны быть разумными и взвешенными. Ведь любой клуб – не враг сам себе: если есть сильные российские футболисты, никто не будет держать их на лавке. Просто пока мастерство многих иностранных футболистов выше, чем наших».

Второй лимит: ужесточение на фоне невыхода на ЧМ-2006, Путин впервые говорит о количестве иностранцев на «Прямой линии»

В 2005-м «липовый лимит» Колоскова отменили и ввели жесткий: 7 легионеров плюс 4 русских игрока.

Изначально представители РФПЛ на собрании решили, что ужесточать лимит нужно постепенно: «8+3» в 2006-м и 2007-м, «7+4» в 2008-2009-м, дальше – «6+5».

Гинер был одним из главных сторонников лимита: «Меня устроило бы чуть ли не любое решение относительно легионеров, ведь ЦСКА по их количеству идет, по-моему, на предпоследнем месте среди клубов премьер-лиги. Даже если сократят одновременное присутствие иностранцев на поле до 3-4 человек, на ЦСКА это не скажется. Мы как состоятельный клуб скупим лучших российских футболистов – и все».

Исполком РФС попросил лигу ужесточить ограничения и начать с семи иностранцев. Клубы согласились – как раз на фоне непопадания сборной России на ЧМ-2006.

О лимите на одной из «Прямых линий» высказался даже Владимир Путин: «[Иностранцев] слишком много. Нужно это количество ограничивать. Когда составляется национальная сборная, собирать ее не из чего. Это избыточное количество легионеров подавляет рост молодых и талантливых игроков».

Мутко вежливо ответил: «Владимир Владимирович обозначил проблемы профессионально и с пониманием дела. И все острые вопросы решаются. С переизбытком иностранцев мы тоже боремся. У РФС есть программа, по которой к 2010 году на поле смогут выходить не больше пяти граждан других стран. Можно, конечно, все запретить. Но как, например, ЦСКА будет выглядеть после этого в Лиге чемпионов? И будут ли у нас такие победы, как над «Арсеналом»? Все надо делать грамотно».

План дальнейшего ужесточения тоже слегка изменили: шесть иностранцев на поле в 2007-2008 годах, пять – с 2009-го. 

Но потом все опять переиграли – новая редакция лимита появилась как раз в 2009-м.

Лимит-2009: изменения после Евро-2008. «А как еще давать дорогу молодым?»

В 2008 году заговорили о фэйковых иностранцах – футболистах из стран СНГ, которые имеют российское гражданство, играют за свою сборную, но при этом не считаются легионерами.

Реакцией на историческое достижение России на Евро-2008 стало ужесточение лимита: не больше 6 иностранцев на поле. «Мы-то как раз движемся в правильном направлении. А как еще, скажите, давать дорогу молодым и перспективным российским игрокам?» – говорил Мутко. Тогда же он пообещал, что ужесточений лимита не будет еще пару лет.

Самый большой скандал с нарушением лимита случился в 2009-м: Дик Адвокат в матче с «Локомотивом» выпустил седьмого легионера и опомнился только через несколько минут. Оказалось, что в регламенте никак не прописано наказание: в итоге «Зенит» оштрафовали, а крайним назначили арбитра Александра Гвардиса и его помощников.

В следующем туре судьи вышли в футболках в поддержку Гвардиса – уникальный случай.

Лимит-2012: резкие изменения от Гинера, пока нет президента РФС

В 2008-м Мутко назначили министром спорта, и ему пришлось уйти в отставку из-за запрета на совмещение должностей – он и так оттягивал уход два года. В 2010-м его заменил Сергей Фурсенко.

Он не трогал легионеров, но незадолго до его отставки (следом за вылетом с Евро-2012) подняли вопрос о потенциальной отмене или как минимум смягчении лимита.

25 июня Фурсенко уволился. 4 июля, в период безвластия и за 3 недели до старта чемпионата, состоялся исполком, где смягчение продавили – «7+4». Именно Гинер, как признавался Фурсенко, поднял эту идею за полгода до конференции, его поддержал богатый «Анжи» Сулеймана Керимова, набиравший звезд.

Виталию Мутко на реакцию потребовался день: он назвал решение безответственным и пообещал сделать все, чтобы вернуть прежний лимит «во имя национальных интересов». Получилось не сразу.

«То, что меньше чем за три недели до старта чемпионата меняют правила игры, – просто беспредел. Другими словами это решение никак не назовешь. У нас, получается, не цивилизованная, а африканская страна», – говорил Валерий Карпин. Он еще не знал, что дальше будет хуже.

3 сентября 2012-го президентом РФС стал Николай Толстых, а Никита Симонян наехал на Гинера за то, что тот инициировал перестановки в отсутствие президента. Но отменять ничего не стали, планировалось, что «7+4» продержится до 2017 года, а там уже будут решать, в какую сторону двигаться.

Толстых сам не знал, что делать: он выступал против лимита, но в то же время подчеркивал его необходимость, будто стараясь не нажить себе врагов – ведь на выборах в президенты РФС он всего на 20 голосов обогнал Сергея Прядкина.

Лимит-2015: вопросы лимита решает государство, одобренную реформу отменяют, а новые правила вводят за три дня до старта чемпионата

В 2014 году исполком РФС утвердил новую эволюционную схему. Планировалось, что спустя год – с сезона-2015/16 – лимит перейдет с ограничения на поле на ограничение в заявке: 10 иностранцев и 15 россиян (выпускать на поле их можно в любом количестве). Эту реформу одобрили летом 2014-го, окончательно планировали закрепить в декабре, но все сорвалось. Евгений Гинер говорил, что ограничения вредят и сборной, и клубам, и всем остальным: «Люди не должны играть только потому, что у них правильный паспорт».

Схема «10+15» не прижилась, потому что реформа случилась уже на политическом уровне. Владимир Путин подписал закон о легионерах в спорте, который передал все полномочия по регулированию лимитов во всех видах спорта министерству спорта.

«Идет работа над тем, что государство будет устанавливать лимит для каждого вида спорта индивидуально. Не нужно было спешить и принимать долгосрочные решения по лимиту, не посоветовавшись. В некоторых видах спорта – в частности, в футболе – не посоветовались. Зря они это сделали. Не будет в футболе лимита по схеме «10+15», – сказал Мутко в феврале 2015-го. 

Исполком РФС, который летом 2015 года возглавлял Симонян, сдался перед напором Мутко. За три дня до первого тура от «10+15» отказались, вернувшись к варианту 2009 года – «6+5». А заодно легионерами признали всех, кто не может играть за сборную России – даже тех, у кого есть российский паспорт.

Вы наверняка помните пламенную реакцию Андре Виллаш-Боаша: «Это решение – худшее из возможных. ЦСКА, «Локомотив», «Краснодар» поддерживают, чтобы его отменили. Лимит не поможет в Европе, не поможет в России, не поможет набирать квалификационные очки. Этот лимит не поможет России нигде».

Жалобы не спасли. В сентябре президентом РФС выбрали Мутко – единственного кандидата. Он не просто отменил обещания ослабить лимит, но и пообещал ужесточить его после ЧМ.

Лимит-2019: все-таки будет лимит в заявке

Новый лимит приняли сегодня на исполкоме РФС – он определил будущее российского футбола на ближайшие годы. 

Формула лимита наконец-то перейдет с ограничений на поле на ограничения в заявке. Если изначально обсуждали схему «10+15», то сейчас в заявку пустят только 8 иностранцев. Исполком выбрал «8+17», но итоговое слово за министерством спорта. 

Его введут с сезона-2020/21. 

Фото: Gettyimages.ru/Alexey Ivanov/Pressphotos; РИА Новости/Владимир Федоренко, Сергей Пятаков; globallookpress.com/Viktor Chernov; РИА Новости/Владимир Родионов; fc-zenit.ru; РИА Новости/Виталий Белоусов, Алексей Филиппов