4 мин.

Почему наше спортивное телевидение — это остров проклятых?

Я смотрю спорт в целом и футбол в частности около двадцати лет. Я помню многое: как дрожал голос Виктора Гусева после фейлов сборной России, как рыночные контракты превращались в туалетную подтирку после вмешательства рядового болельщика, как Александр Лидогостер путал фамилии игроков и как Геннадий Орлов их коверкал. Но чтобы трансляция игры убежала от меня за 2 минуты до начала, как молоко от Фрекен Бок, я видел впервые.

Когда холдинг «Матч» выкидывает такие номера, я лишний раз горжусь, что никогда не платил этим людям ни копейки. Вся переписка Энгельса с Каутским, которую «Матч ТВ» и «Порту» продолжают вбрасывать в СМИ, мне уже не интересна. Какое мне дело, кто из них прав, а кто виноват? Как и Полиграф Полиграфыч из «Собачьего сердца», я не согласен ни с тем, ни с другим. Если родители развелись, какая ребенку разница — папа там козел или мама стерва? Нормального детства все равно не вернешь.

Меня как зрителя вообще не должно волновать, кто там какой контракт и когда оплачивает. Интересоваться этим так же глупо, как выяснять, на каких условиях и за какие деньги дворник Валера чистит территорию моей «Пятерочки» за углом. Чужие детали чужой жизни, которые не волнуют меня как потребителя товара.

Когда у «Окко» зависает матч МЮ с «Челси», я включаю Acestream с чувством такой же внутренней правоты, с каким советские диссиденты печатались в самиздате. И с довлатовской иронией вспоминаю россказни Гутцайта о том, что мы, халявщики, лучше предпочтем смотреть пиратскую зависающую трансляцию в инете, чем за что-то платить. В итоге их легальная трансляция висит еще хуже, чем те самые органы, которые наше ТВ самозабвенно пытается поднять бесконечной рекламой простамола.

Наши телевизионщики вечно повторяют, что за спорт нужно платить. Я живу 30 лет, и ни разу в жизни не смотрел ни один матч за деньги. Я плачу только за базовый пакет кабельного ТВ и интернета. Когда я включаю SopCast или Acestream, за моим плечом не появляется дьяволенок и не давит мне на совесть. Я не слышу голоса детей комментаторов «Матч Премьер», вопящих о том, что я отбираю у их отцов часть зарплаты. Мне не является призрак Миллера и не страшит меня наказанием за пиратское проникновение в творчество «Газпром-Медиа». Ничего этого нет.

Пусть называют меня пиратом и халявщиком — мне все равно. Я не буду ничего доказывать тем, кто смотрит футбол за деньги. У них выбор свой, у меня свой. Если кто-то пойдет в Макдак и объестся гамбургерами, а я пройду мимо и направлюсь к бабушке кушать пирожки бесплатно, это не повод обвинять меня в чем-то. Это вообще не ваше дело. С просмотром футбола так же.

Маркетологи и комментаторы с нашего ТВ любят повторять, что 300 рублей в месяц за платный канал — это недорого. Любят сравнивать эти траты с повседневными нуждами. Мол, это всего две кружки пива, две пачки сигарет, три пары носков, сто ушных палочек, двенадцать презервативов и т. д. Дескать, это же мелочи. Но если я буду внимать всем маркетологам, впаривающим мне, что их продукт стоит «всего пару стаканов кофе», я очень быстро потрачу всю зарплату. Такое ощущение, что они, применяя этот примитивный маркетинговый ход, не думают о том, что людям надо платить за еду, за квартиру, за бензин, за проезд, за детей, за жену, за любовницу.

Когда кто-то покупает права на какой-то турнир, он пытается расшевелить наш зрительский мозг с банального толкача: «За спорт надо платить». Этот тезис вызывает у меня несколько риторических вопросов. Например, почему испанскую Примеру я могу бесплатно смотреть на «Сила ТВ», а за английскую АПЛ обязан платить «Окко»? Или почему почти вся РПЛ сгинула в платный сегмент, а все еврокубковые матчи этих же самых команд я могу видеть бесплатно. То есть условный матч «Реал Мадрид» — «Локомотив» с высокими скоростями и мировыми звездами мне покажут нахаляву, а за сонную возню того же «Локомотива» с «Сочи» или «Тамбовом» с меня хотят брать деньги. Где тут логика? Я не нахожу ответа и включаю SopCast. Многие тоже делают также, и в итоге спорт у нас продается плохо: деньги спортивной аудитории для платных сервисов выглядят не как серьезное подспорье в развитии, а как милостыня для уличной побирушки.

Наше спортивное ТВ — это остров проклятых: оно не открывает новых имен, зато закрывает старые. Это истеричная невеста: она сообщает об отмене важного события за 2 минуты до его начала. Это непутевый сынулька: он вечно просит деньги и вечно во что-то вляпывается.

Берегите себя.