12 мин.

The United States of Soccer

«Европейскому» футболу в США на Спортcе посвящена не одна группа, значит интерес к теме есть. Видя это, я решил прочитать книгу про американскую футбольную лигу MLS – “The United States of Soccer: MLS and the Rise of American Soccer Fandom”. Она представляет собой приятный сплав ретроспективного обзора лиги и прямой речи как главных действующих лиц (руководства Лиги и команд, игроков), так и болельщиков, коим во многих городах пришлось создавать болельщицкую культуру с нуля. Но вовсе не везде – кое-где любовь к Игре Миллионов была у американцев в крови уже десятилетиями (и даже не у испаноязычных). Этим книга и хороша: то тут, то там вылезает интересный факт или анекдот. Из них-то я и построил этот пост. Единственное, повнимательнее отнесся к периоду возникновения MLS, т.к. поднять такое дело в США, сами понимаете, было не просто. Да и лигу-то, собственно, изначально запускать не планировали – ее амерам навязали.

Важным условием присуждения США Чемпионата Мира’94 года в 1988 FIFA поставила создание профессиональной футбольной лиги, желательно до начала ЧМ. С этим было непросто – всего 3 года назад склеила ласты предыдущая про-лига North American Soccer League (NASL) – начать сезон’85 выразили желание лишь 2 команды: Minnesota Strikers and Toronto Blizzard.

После того схлопывания пробудить по-новой интерес у инвесторов и спонсоров было нелегко. Вопросы типа «Разве мы уже не пробовали запускать это у нас? А что будет иначе в этот раз?» требовали серьезного подхода. В первую очередь люди не хотели, чтобы лига превратилась в чемпионат парочки богатых клубов и остальных нищебродских, как в NASL (все же помним нью-йоркский Космос с Пеле, Беккенбауэром и ко?). Небогатые клубы позакрывались, и богачам не осталось с кем играть. Ошибок NASL решено было избежать любой ценой.

По счастью с самого начала у проекта обнаружилась хорошая поддержка от нескольких спонсоров ЧМ'94 и ТВ-каналов ESPN и ABC. Так вышло, что ЧМ’94 проводился на стадионах в американский футбол, отличающихся космической вместимостью. В результате турнир 1994 года установил рекорд посещаемости, не побитый по сей день – 68 991 чел/матч. Это тоже послало позитивный сигнал спонсорам и инвесторам (включая мэров городов).

Сборная США на удивление хорошо выступила, пробившись в 1/8, где достойно уступила 0-1 лишь будущим чемпионам бразильцам. Эта кампания сделала нескольких ведущих игроков сборной узнаваемыми (Алекса Лаласа, уверен, и вы помните), плюс познакомила американскую аудиторию с целой россыпью международных талантов, часть из которых решено было заполучить – например, колоритного колумбийца Карлоса Вальдерраму, экспрессивного вратаря Хорхе Кампоса из Мексики.

Техническим спонсором всей лиги изъявила желание стать Nike, но руководство MLS решило, что не стоит так сразу отдаваться целиком, и предложило экипировать лишь половину, дав Adidas, Reebok, Puma, Mitre шанс. Задачей было привлечь в зарождающуюся лигу все компании с именем в мировом футболе. Это решение оказалось провидческим – Nike решила раскрасить новую лигу во все цвета радуги, породив просто невероятную цветовую какофонию. На презентации MLS в 1995 году, пожалуй, лишь представителю Adidas из DC United не было неуютно в попугайской форме. Теперь, конечно, о буйстве красок 90х можно лишь с улыбкой поностальгировать:

С названиями команд тоже случались фокусы. Команде Коламбуса, штат Огайо, имя придумал студент. Называя ее Крю (экипаж, команда, дружина) он остроумно обыгрывал имя города, названного в честь Христофора Колумба, - экипаж каравелл Колумба. К его изумлению на лого дизайнеры поместили другое прочтение “Крю” – бригаду строителей в касках. Эмблему поменяли лишь в 2014.

KANSAS CITY WIZ, за которую играл позже Игорь Симутенков, назвали в честь…Волшебника из страны Оз (Волшебник = wizard). Элли с Тотошкой летали на урагане именно в Канзасе. Радужная полоса через грудь на первой форме команды (см. выше) – отсылка к популярной песни из фильма « Волшебника из страны Оз», “Somewhere Over the Rainbow”. ЧуднАя самоидентификация, не правда ли? Но…если это максимум, по чему вас узнают, то, может, оно имело смысл. Теперь коллектив именуется Sporting Kansas City, следуя последней моде в MLS на использование названий, перекликающихся со Старым Светом. Но, кстати, и это, не особо изобретательное на первый взгляд название, появилось не сразу.

По рекомендации MLS Томсон [новый владелец] встретился с брендинговой фирмой, которую использовала лига. Он вспоминает: «Мы позавтракали с ними, и рассказали им все о нашем клубе, о Канзас-Сити, и всем, что было важно. Примерно через месяц они прилетели в Канзас-Сити и сделали презентацию. Они сказали: «Мы всё чётко уловили – отныне вы будете «Пчелами Канзас-Сити», потому что официальным насекомым штатов Канзас и Миссури (город Канзас-сити расположен по обеим берегам р. Миссисиппи, и по сути относится к двум разным штатам) является пчела»! И мы такие: «Чего они вообще такое несут?!»

***

Свой первый сезон в 1996 MLS начала, отличаясь от остальных лиг мира тремя принципиальными моментами: 1) она была закрытой – без вылетов; 2) Без ничьих – в случае равного счета исполнялось подобие буллитов; 3) Часы на стадионах отсчитывали время игры в обратном направлении – к нулю.

Т.к. специально построенных для «европейского» футбола арен в США не было, команды начинали на гигантских стадионах, построенных для американского футбола. Дабы не смущать телезрителей (да и присутствующих) пустующие кресла закрывали специальными покрывалами. 15 000 на 80 000- 100 000 арене – это действительно жалкое зрелище, и могло послать сигнал, что разворачивающееся действо привлекательно лишь горстке идиотов. Первый футбольный стадион MLS, Columbus Crew Stadium, открылся в 1999. С тех пор они растут как грибы, причем последние арены уже на переднем краю архитектурной мысли. Средняя посещаемость MLS в 2018 уже 21 875, а стадион в Атланте, случается, за 70000 собирает.

Вообще, переезд на арены для футбола с американо-футбольных стадионов это декларируемая задача лиги. Дело в том, что ширина последних – 49 метров, в то время как весь мир, во основном, играет на более широких полях (64–75м). Это значительно отражается на игре, мяч чаще уходит, и у стороннего болельщика (коих в начале было большинство) могло создаться впечатление, что уровень игроков в лиге крайне низок – постоянно упускают мяч. Рост зрелищности без потери в классе оставался и остается в приоритете MLS.

Именно для продолжения роста в 1999 г. лига назначила нового комиссара (управляющего) из NFL, известного своими успехами в маркетинге и работе с болельщиками. Одними из первых его шагов было сближение с мировым футболом. Он отменил особые правила MLS (буллиты вместо ничьих и обратный отсчет времени), считая, что они только раздражают любителей футбола, большинство из которых смотрит соревнования и других стран (Европы, Л. Америки). Вопрос закрытости лиги от вылетов он не обсуждал, и продолжает регулярно от него отбиваться, заявляя, что иначе инвесторы не будут вкладываться как в существующие, так и новые команды (Лига-то всё растет и в 2019):

Картинка отсюда

В конце 2001го лига столкнулась со своим первым экзистенциальным кризисом. Сразу две флоридские команды объявили о сворачивании операций: Miami Fusion и Tampa Bay Mutiny. Эти решения повергли в шок владельцев остальных команд. Надо отметить, что не у всех команд были частные владельцы – несколько клубов управлялись собственно MLS. Поэтому, например, и все игроки подписывали контракты именно не с клубами, а с Лигой. В условиях подобного сжатия соревнования Лига больше не могла тянуть клубы, но покупателей не них не находилось, т.к. банкротство двух флоридских команд было негативным сигналом. Руководство MLS и владельцы команд собрались на совещание. Бизнес-модель лиги в текущем виде треснула, и надо было что-то делать. Переговоры зашли в тупик. И тут случилось событие, как считают, повлиявшее на историю MLS.

После дня бесплодных переговоров, владельцы отправились на гала-вечер, посвященный окончанию сезона и вручению наград по итогам года. Там Тим Ховард получил приз Вратарь Года. Он произнес очень красивую речь о борьбе, которую вел с синдромом Туретта. И он говорил о том, какое большое влияние игра оказала на его жизнь, и как она помогла ему преодолеть трудности. Он выразил огромную благодарность MLS. После речи миллиардер Фил Аншутц (В апреле 2019 года Forbes поставил его на 38-е место среди богатейших людей США, оценив его состояние в $11,1 млрд.) заявил: «Мы должны продолжать эту лигу ради таких молодых людей». Он и двое других крупных инвесторов согласились взять у лиги под свое крыло несколько команд. Со временем они их продали. У Аншутца сейчас только LA Galaxy. Но в те времена ради выживания и сохранения числа команд принимали крутые управленческие меры. Так, в конце 2005 Аншутц перевез одну из своих команд, San Jose Earthquakes (тоже из Калифорнии), в Техас, в Хьюстон.

Хьюстон, однако, начал с косяка. В начале 2006 представили название для нового клуба: Houston 1836 – это отсылка к немецкой традиции клубного наименования, когда имя содержит год (например, Hannover 96), а столь древняя хьюстонская дата – это год основания собственно города. Увы, в 1836 примерно в тех же местах также произошла и Битва за Аламо, в которой американцы победили мексиканцев, и в итоге оттяпали у тех Техас (и ввместе с другими территориями в общей сложности треть страны). Местное латинское населения Хьюстона, представляющее лакомую аудиторию для нового клуба, события 170-летней давности не забыло. Название поменяли на Хьюстон Динамо. Это и отсылка к энергетической отрасли штата, и продолжение тренда на европеизацию имен, начатого Real Salt Lake и FC Dallas (начавший в MLS в 1996 как Dallas Burn). Да и в 1985-6 была футбольная команда Houston Dynamos.

***

Следующим важнейшим этапом развития MLS стало “Правило назначенного игрока, оно же правило Бекхэма — было принято для регулирования потолка зарплат в MLS на сезон 2007 года. Правило позволяет каждому клубу лиги подписывать игроков, на которых не будет распространяться установленный потолок зарплат (либо путём предложения игроку более высокой заработной платы, либо путём платы за трансфер игрока), что позволяет командам MLS конкурировать за звёздных игроков на рынке международного футбола” – цитата из Wiki.

Решение было принято после глубокого изучения мнений американских футбольных болельщиков после ЧМ’2006. Стало очевидным, что они хотят видеть больше игроков мирового класса, а также американцев-сборников. Они хотят видеть на поле узнаваемые лица.

Коммюнике руководства лиги гласило: «Вплоть до ноября прошлого года M. L. S. жестко контролировала зарплаты игроков в рамках своей единой системы, в которой Лига владела всеми контрактами игроков, а зарплатный бюджет команды не мог превышать около 2 миллионов долларов в год. Совет управляющих лиги проголосовал за то, чтобы ослабить это ограничение и позволить каждой команде подписать одного игрока на любую сумму, из которых Лига заплатит только первые 400 000 долларов». С первого дня это правило стали неофициально называть Правилом Бэкхема.

Кстати, из статьи 2013 года стало известно, что одним из бонусов при согласовании котракта Бэкхема было право покупки одного из будущих франчайзов (т.е. команд) MLS за $25 млн. После окончании карьеры игрока. При условии, что эта команда не будет из Нью-Йорка (но Майами например, ОК). Дэвид этим воспользовался – его Inter Miami дебютирует в следующем, 2020 году.

***

Но не все команды создавались и планировались кулуарно или толстосумами. Легендой стала кампания жителей Филадельфии по привлечению команды в город. Инициативная группа “Сыновья Бена” [Франклина, со 100 долларов ;)] стала ездить на матчи MLS в соседних городах – Вашингтоне, Нью-Йорке, Бостоне – и требовать у руководства лиги команды. Речевками и баннерами. Об их “безнадежном предприятии” написал авторитетный футбольный журнал FourFourTwo, который и прочитал бизнесмен, ставший будущим основателем и владельцем клуба Philadelphia Union.

Случалось, что не только болельщики заигрывали с MLS, но и лига пыталась добиться от них отдачи. Речь о конфликте из-за кричалки “You suck, asshole”, или YSA [Ты отстойный говнюк], которую болельщики кричали чужим вратарям, выбивающим мяч. Этот вопль был хорошо слышен во время трансляций, и изрядно злил спонсоров, семейных зрителей и руководство лиги. На видео 2010 года этот момент особенно ловко пойман, когда кричалка звучит как раз после рекламного текста, произнесенного комментатором:

MLS вело переговоры с телеканалами о правах на трансляции после 2014. Комиссар Гарбер позиционировал лигу как ориентированную на семьи. Руководство клуба Red Bulls решило принять конкретные меры с бранью на трибунах. Клуб пообещал фанатским группировкам по 500 долларов за каждую игру, на которой ни разу не прозвучит кричалка YSA. Дабы это вошло в привычку, а не стало разовой акцией, клуб заявил, что выплатит всю сумму ($2000) единовременно лишь после четырех игр без брани подряд. В общем и целом эта и другие меры сработали, и теперь игры MLS свободны от сквернословия.

Цифры посещаемости сейчас делают MLS восьмой в мире, выше топ-лиг Аргентины, Бразилии, Франции и Нидерландов. В то время как между лучшими профессиональными футбольными лигами мира и MLS все еще существует разрыв, растет ощущение, что лига, рожденная обещанием ФИФА провести чемпионат мира, все увереннее чувствует себя на общем мировом фоне. Оставаясь упорно американской (закрытой), но и будучи полноправной частью мирового сообщества.

KNIGSOVET - Мой Телеграм-канал об интересных нехудожественных книгах (нонфикшне)