6 мин.

«Клуб миллиардеров» - стала спортивной книгой года 2018

The Billionaires Club: The Unstoppable Rise of Football's Super-rich Owners. James Montague. Bloomsbury Sport. 2017

 

Если о приключениях в британском футболе Абрамовича, Усманова, а то и Гайдамака с Романовым отечественная пресса время от времени пишет, то о прочих покупателях английских клубов мы знаем значительно меньше. Джеймс Монтагю, обозреватель BBC и World Soccer, решил основательно разобраться в ситуации, ведь дошло до того, что к концу 2016 г. иностранцы владеют пятнадцатью из двадцати клубов Премьер-Лиги. Это не удивительно, ведь элитная английская лига – самый лакомый футбольный актив в мире, к тому же постоянно растущий в цене. Растущий настолько, что теперь входной билет во владение клубом Премьер-Лиги по карману лишь миллиардерам. Знакомство с этими жирными котами привело Монтагю к написанию целой книги "The Billionaires Club: The Unstoppable Rise of Football’s Super-rich Owners", в которой он знакомит с ними читателей, и рассказывает о происхождении их капиталов и мотивах покупок (любовь к футболу часто вообще не при чем). Приятно, что данный труд не ограничивается исключительно Туманным Альбионом, и тектонический сдвиг во владении командами представляется в мировом контексте.

***

Роман Аркадьевич покупал «Челси» без особого шума, а вот покупке «Манчестер Юнайтед» американской семьей Глейзер поспособствовал конфликт Алекса Фергюсона с тогдашним со-владельцем команды Джоном Мэгниером. Конфликт случился из-за того, что Сэр Алекс посчитал, что ему недодали причитающихся призовых. Но не за победы на футбольном поле, а на ипподроме – Фергюсон совместно с женой Мэгниера владел призовым скакуном-чемпионом по имени Rock of Gibraltar. Хотя в итоге шотландцу и заплатили 2,5 млн. фунтов отступных, атмосфера в клубе изрядно испортилась, а болельщики единодушно были на стороне своего кумира и ненавидили руководство. Тут-то раздосадованным владельцам и поступило предложение от Глейзера, который с 2003 г. потихоньку скупал акции клуба.  

Этот пример привлек других американцев-владельцев различных команд в Новом Свете (Глейзеру принадлежал клуб НФЛ «Тампа Бэй Баккэнирс»). В конце сезона 2015–16 собственник баскетбольных «Мемфис Гриззлиз» купил «Суонси» за 100 млн. фунтов стерлингов. Потянулись и инвестиционные фонды, готовые удовлетвориться лишь частью акций. PEAK6 Investments, уже имеющая интерес в хоккейном клубе «Миннесота Уайлд», купила четверть «Борнмута», а «Кристал Пэлас» продал 36% акций Apollo Global Management, основанному владельцем «Нью-Джерси Дэвилз» и «Филадельфия 76». Появление инвестфондов стало симптомом того, что клубы Премьер-Лиги теперь стали зарабатывать достаточно не только для самообеспечения, но и для выгоды акционеров. В том числе и за счет болельщиков. Так, фанаты американских «Колорадо Эвеланш», «Сент-Луис Рэмз» и «Колорадо Рэпидз» горько поздравили английских, когда владелец всех этих франчайзов Стэн Кронке прикупил лондонский «Арсенал». Еще бы, под его руководством эти клубы лишь исправно приносили Молчаливому Стэну прибыль, но трофеями даже и не пахло. Они как в воду глядели... Впрочем, выкачивание денег из клуба самоцель не для всех – встречайте арабских шейхов и азиатских бизнесменов.

Не секрет, что глава Китая Си Цзиньпин большой любитель футбола. Его мечта – провести Чемпионат мира в КНР. Китайская бизнес элита ответила на это основательными инвестициями. За кошелек взялись большие и малые компании и корпорации Поднебесной: куплены «Эспаньол», «Гренада», «АДО Ден Хааг», «Сошо», «Славия Прага», «Вулверхэмптон», «Астон Вилла», «Вест Бромвич Альбион» и многие другие. Вырван из рук Берлускони «Милан», совместно с индонезийцами взят контроль над «Интером». Атака идет подлинно кавалерийским нахрапом: вместе со спонсорством португальской первой лиги шэнчжэньская группа Ledman попросила топ-10 клубов взять по китайскому игроку. Федерация отказала, а Ledman купила «Ньюкасл Джетс» из австралийской А-лиги. Но иногда хозяева не столь неуступчивы – к визиту Си Цзиньпиня в Великобританию в Зал славы английского футбола был введен Сунь Цзихай, первый китайский автор гола в Премьер-лиге. 

Не весь использованный для покупок капитал имеет солидный провенанс – покупатель «Бирмингема» Карсон Ён начинал парикмахером, а «Блэкберн Роверз» куплен в общем за 43 млн. фунтов в 2010 индийской птицеводческой фирмой Venky’s, поставщиком KFC и McDonalds. Впрочем, не стоит свысока смотреть на азиатов – два британца, продавшие клуб Ёну, сделали свое состояние в секс-индустрии. Разнятся и успехи покупок: тайский владелец «Лестера» точно сорвал джекпот, а вот малазийский миллиардер Винсент Тан, немного разорившийся на «Кардифф Сити» вылетел в Чемпионшип. Это его не обескуражило – он нашел утешение в «ФК Сараево» и доле в  новом клубе «Лос-Анджелес».

Шейх Мансур ибн Зайд Аль Нахайян

Когда дела у азиатов дальних не клеятся, появляются азиаты ближневосточные. Шейх Мансур ибн Зайд Аль Нахайян – один из богатейших людей планеты и заместитель премьер-министра ОАЭ. В 2008 году, когда дела у тайского премьера и владельца «Манчестер Сити» Т. Чиннавата пошли из рук вон плохо (пришлось сбежать из страны и разжиться черногорским паспортом), шейх выкупил у него «горожан». Член правящего дома Абу Даби сперва нацеливалсся на «Ливерпуль», но там сделка не получилась. Таец успел сделать амбициозным арабам выгодное предложение и «выйти в кэш», столь приятный любому политэмигранту, а Манчестере начались дорогие покупки, а за ними и трофеи, сыпящиеся на клуб по сей день. Однако у шейха был куда более амбициозный план – в 2014 был основан холдинг City Football Group, куда вошли доли в похоже названных командах по всему свету от США и Австралии до Японии и Эквадора, и это ожерелье пополняется – в августе 2017 была прикуплена «Жирона» из испанской Примеры. ФИФА еще не сообразила как реагировать на такие «лучшие практики» капитализма, но ответ явно не за горами: возможность группы перекидывать игроков и персонал между континентами, не особо смущаясь правил трансферов и финансового фэйр-плей, действует раздражающе не только на функционеров. Мы помним, как легенда «Челси» Ф. Лэмпард отправился заканчивать в «Нью-Йорк Сити», но всплыл в «Сити» манчестерском. Чем-то подобным занимаются и владельцы «Red-Bull»’а, заимевшие по команде, а то и по две в Германии, Австрии, США и Бразилии. 

Эмиратовцы, по сути всей страной владеют «Сити»-клубами, и используют их для рекламы бренда Абу Даби – это реклама госавиакомпании, туризма и прочее. Не отстают от соседей и в Катаре. Для них футбол тоже инструмент «мягкой силы», помогающей создавать позитивный имидж страны. Катару он не помешает – весьма многие до сих пор не успокаиваются по поводу их выигрыша права проведения ЧМ-2022. Глобальное партнерство и реклама на футболках популярнейшей «Барселоны» и покупка «ПСЖ» фрагменты этой работы. Рекордный трансфер Неймара именно между этими двумя клубами заиграл новыми красками...  

Покупка клуба как инвестиция, как реклама, как способ выказать лояльность или даже как страховка от преследования на родине, путем получения международного признания (по мнению Монтагю, «Челси» для Абрамовича служит не в последнюю очередь страховым полисом), – мотивов для такого действия автор насчитывает немало. Дальнейшие перспективы такого поветрия, однако, пока внушают ему опасение. Если не тратиться на команду просто из любви к ней и не разделять к ней привязанности с простыми болельщиками и местным сообществом, то душа из футбола окончательно уйдет.

Денис Песков