10 мин.

Супергерои 2021-го – врачи, которые спасли Эриксена. Так подробно о них мы еще не рассказывали

Каждый идеально выполнил свою работу.

12 июня, второй день Евро-2020. Дания играет с Финляндией, 43-я минута. Датчане вбрасывают аут на левом фланге, мяч летит к Кристиану Эриксену – он как-то странно двигается вперед и, словно запнувшись, падает на газон.

Игроки и судья замерли, а через несколько секунд ринулись к Эриксену, лежавшему неподвижно. Пока врачи бегут с дальней бровки, Йоаким Мэле и Симон Кьер проверяют, не запал ли у Эриксена язык.

Минуты тянутся бесконечно. Датчане встают в круг, многие из них плачут. Все понимают: случилось что-то очень страшное. С трибун спускается Сабрина, жена Эриксена, к ней бегут Каспер Шмейхель и Кьер. Обнимают. Больше получаса стадион «Паркен» и миллионы болельщиков по всему миру прожили в неведении и ожидании.

Это был самый тяжелый футбольный момент 2021-го.

Уже потом мы узнаем, что прямо на поле у Кристиана остановилось сердце. К жизни его вернул разряд дефибриллятора.

Трагедии не случилось лишь благодаря профессионализму врачей, работавших в тот день на арене. Познакомимся с героями ближе.

Спасением руководил Мортен Боэнсен (его брат Андерс ассистировал). Оба – бывшие бадминтонисты, ушедшие из спорта ради медицины

После происшествия врач сборной Дании Мортен Боэнсен дал пресс-конференцию. От его слов до сих пор не по себе: «Эриксен был мертв. Мы вернули его после первого разряда дефибриллятора. Это произошло довольно быстро». Именно Боэнсен раскрыл подробности происшествия: «Когда мы подбежали, Эриксен лежал на боку. Сначала он дышал, его сердце билось, но потом ситуация резко поменялась. Как все видели, мы произвели сердечно-легочную реанимацию. Получив быструю помощь от бригады врачей на стадионе, мы вернули Кристиана».

Боэнсен попал в футбол в 2004 году – его пригласили в «Копенгаген». Спустя 5 лет Мортен возглавил клубный медицинский штаб, а с 2014-го совмещал работу в клубе с должностью в медицинском университете Копенгагена. В 2019-м он ушел в частную клинику, а потом попал в сборную Дании.

«Я смог прийти в сборную из-за перерывов в клубной работе. Когда я путешествую со сборной, мой брат Андерс, тоже врач, замещает меня в «Копенгагене», – говорил Боэнсен после прихода в сборную.

В день того самого матча Андерс тоже был на стадионе – как врач скорой помощи. «Обожаю работать с Мортеном, – говорил Андерс. – Это самый большой профессионал, которого я когда-либо встречал. Я его фанат!».

Андерс ездит на каждый матч сборной, но находится рядом с дежурной бригадой врачей. Поэтому, когда Эриксен упал, он выбежал на поле лишь после дополнительного сигнала арбитра.

В прошлом братья были профессиональными бадминтонистами. Мортен играл с 1993-го по 1997-й, его лучший результат – полуфинал Czech International, в котором он проиграл младшему брату. Успехи Андерса ярче: он даже входил в топ-3 мирового рейтинга. Завершив карьеру в 2005-м, Боэсен-младший ушел в медицину.

«Мне нравился бадминтон, но в спортивную медицину тоже тянуло, – вспоминал Мортен. – Футбол в моей семье любили все: и родители, и жена. А я просто люблю помогать футболистам. Когда я вижу, как они лежат и корчатся от боли, то в голове непроизвольно появляется план спасения. Я почти сразу знаю, как помочь. Обидно, когда ты подбегаешь к игроку, чтобы помочь, а он такой: «Док, все нормально, я симулирую». 

А еще Мортен признавался, что в детстве отламывал ноги солдатикам, чтобы потом их приклеить. «Из-за этого я люблю ремонтировать людей», – шутил врач.

До этой игры парамедик Педер Эрсгор и его ассистент Кристиан Нерсков думали, что худшее происшествие на поле – перелом ноги

Педер Эрсгор одним из первых подбежал к Эриксену и участвовал в спасении. «Я очень горжусь не только своими действиями, но и работой всей команды, – говорил врач спустя месяц после происшествия. – Такое достижение не под силу кому-то одному».

Эрсгор правда действовал не один – на матче был его ассистент Кристиан Нерсков, с которым они работают в Копенгагенском центре готовности к чрезвычайным ситуациям. За три часа до начала матча на «Паркен» прошел традиционный инструктаж: условились, что Эрсгор должен находиться недалеко от поля, а Нерсков – за пределами стадиона (вместе с полицией, пожарными и тремя машинами скорой помощи).

До матча Эрсгор распределил обязанности: четырех врачей он отправил к скамейке финнов, еще четырех – к датчанам. Обсудили, кто должен давать лекарства, а кто – делать массаж сердца. На себя Педер взял аптечку, кислородный баллон, дефибриллятор и даже проверил, есть ли у его коллег запасные.

Вместе с врачом от УЕФА, доктором со стадиона и сотрудниками скорой они провели перекрестный опрос, вспомнив все типы травм, которые могут случиться. Повреждения головы, спины и – худший вариант – проблемы с сердцем. Врачи посмотрели видео, чтобы вспомнить, как обычно выглядит сердечный приступ у профессиональных спортсменов. Как оказалось, не зря.

«Когда Эриксен упал, я сразу же подумал о видео, которые мы смотрели до игры, – вспоминает Эрсгор. – Раньше я никогда не видел сердечный приступ у футболиста. Просмотр подготовил меня, и я смог быстрее отреагировать».

Эрсгор быстро надел Эриксену кислородную маску. Как признается врач, в тот момент он забыл, что находится на стадионе, где сидят 16 тысяч человек, и не думал о миллионах телезрителей. «Появилось ощущение, что я знаю, как поступать. Когда я почувствовал, что это просто моя работа, все внешние факторы испарились», – говорил доктор.

Осознав, что массаж сердца не помогает, Эрсгор использовал дефибриллятор. Помогло. Педер почувствовал пульс Эриксена.

***

В это время Нерсков сидел около стадиона и вместе с полицейскими и пожарными смотрел матч на большом экране.

«Незадолго до происшествия мы с Педером говорили о худшей травме, которую может получить футболист. Решили, что перелом ноги, – рассказывал Нерсков. – Довольно странно сначала смотреть спокойный матч, а через пару минут стоять на поле и бороться за спасение жизни. На вас смотрят, рядом игроки. Встав в кольцо, они создали нам рабочее пространство. И мы привыкли к такому, ведь чаще всего работаем у пациента в гостиной. Здорово, что игроки сделали это».

Чем же врачи занимались, когда Эриксена увезли в больницу? «Проговорили все наши действия, чтобы понять, были ли ошибки. Это поможет нам в следующий раз, – говорит Эрсгор. – Я просто очень счастлив, что с Эриксеном все хорошо. Это показывает, как важна проверка оборудования и распределение обязанностей. Наш девиз: «Нужна система, чтобы спасти жизнь». Это и произошло. Система, договоренности и компетентность. Горжусь, что помог спасти такого молодого человека».

Нерсков уверен, что Эриксен просто не мог умереть: «Вряд ли что-то могло пойти не так, ведь речь о 29-летнем мужчине. Любой парамедик знает, как хрупка жизнь. Но время Эриксена еще не пришло».

***

Эрсгор воспринял случившееся без особенных эмоций и вернулся на «Паркен» уже через 9 дней, чтобы поработать на матче Дания – Россия.

Так что Педер удивился, когда руководитель медицинской службы стадиона «Паркен» Могенс Кройцфельдт, ранее работавший в сборной Дании, рассказал, что УЕФА зачем-то просит его почтовый и домашний адрес. Эрсгор подумал, что получит благодарственное письмо или какую-нибудь футболку с автографом, но, открыв почту, увидел сообщение от президента УЕФА Александера Чеферина. «Дорогой мистер Эрсгор, – говорилось в нем. – Надеюсь, что, когда вы читаете это письмо, ваше здоровье в порядке. Спасибо за вашу работу. Приглашаю на финал Евро-2020 в качестве ВИП-гостя».

«В этот момент я просто оказался на полу, – вспоминает Эрсгор в интервью Fagbladet Foa. – В детстве я с нетерпением ждал Рождество. Здорово ощущать, что меня все еще можно так удивить. Я был в шоке. Не думал, что такое когда-то случится. У меня подкосились ноги, когда я это прочел».

Эрсгор – один из шести врачей, получивших такое приглашение (но механизм выбора непонятен – его ассистента Кристиана Нерскова, например, не позвали).

На матче ждали и самого Эриксена, и его жену Сабрину, но они так и не приехали.

Немецкий врач скорой помощи Йенс Кляйнфельд рассказал о первых словах очнувшегося Эриксена – и это был скандал

Йенс Кляйнфельд оказался на трибунах во многом случайно – перед матчем он участвовал в тренировке по оказанию неотложной помощи, проходившей на арене, а потом остался, чтобы посмотреть игру. «Я сидел на противоположной стороне поля, когда Эриксен упал, – говорил Кляйнфельд в интервью The Guardian. – Сначала я не подумал, что это серьезно. Но потом, увидев резкие движения врача сборной Дании, понял, что это не обычная травма. Игроки держались за головы. Тогда я подал знак бригаде Эрсгора, у них был дефибриллятор. Они побежали на поле, и тогда я сказал коллегам, с которыми сидел на трибуне: «Мы должны помочь».

Кляйнфельд уверен, что Эриксена спасла скорость и отлаженность действий врачей, ведь когда дефибриллятор использован в течение двух минут после остановки сердца, шансы на выживание равны 90%. С каждой потерянной минутой они падают на 10%.

«Скорость – самое важное, – говорит Кляйнфельд. – Эриксен получил разряд через две или три минуты, так что его шансы были очень высокими». Почти сразу Кристиан пришел в сознание. «Он открыл глаза и заговорил со мной, – вспоминает доктор. – Я спросил по-английски: «Ты вернулся?» Он ответил: «Да, я тут». А потом добавил: «Вот дерьмо, мне только исполнилось 29 лет». Я заверил его, что сейчас все в порядке, что ему больше ничего не угрожает. Эриксен все сразу понял и положил руку на грудь».

Но разглашение таких подробностей понравилось не всем – сборная Дании пожаловалась на немецкого врача в УЕФА. Пришлось извиняться: «Я не собирался говорить о Кристиане Эриксене, а только хотел рассказать о том, насколько важна работа с реанимацией».

А еще на трибунах был болгарский специалист по сосудистой хирургии Валентин Великов. В декабре он пострадал от прилетевшей в него петарды

Валентин Великов оказался на матче Финляндия – Дания как медицинский работник от УЕФА. Он специализируется на сосудистой хирургии и работает в «Лудогорце». После спасения Эриксена Великов стал одним из восьми лауреатов награды президента УЕФА.

Но несколько дней назад Великов оказался в неприятной ситуации – и помощь потребовалась уже ему. Он работал на матче «Лудогорца» с софийским ЦСКА. На трибунах было неспокойно – фанаты швыряли петарды с трибун, и одна из них прилетела прямо в Великова. Ему повезло – один файер пролетел в нескольких сантиметрах от лица, но другой угодил ему в ногу.

В тот день пострадал не только Великов, но и форвард Илкер Будинов и  сотрудник «Лудогорца». Клуб осудил инцидент: «Три человека получили травмы, которые не угрожают их жизни и не нанесли серьезных последствий здоровью. Считаем, что стадион – это место для веселья, а не для попыток искалечить игроков и сотрудников команды соперника».

ЦСКА наказали, выписав штраф и предписав провести одну игру при пустых трибунах.

***

О ком-то из врачей, работавших на матче Дания – Финляндия, мы рассказали, но некоторые из них – максимально непубличные фигуры, поэтому просто перечислим их имена.

Президентскую награду УЕФА за спасение Эриксена получили восемь врачей. Это сотрудники медицинской бригады стадиона Могенс Кройцфельдт, Фредерик Фленстед, Андерс Боэнсен и Педер Эрсгор, медицинские работники УЕФА на стадионе Йенс Кляйнефельд и Валентин Великов, а также члены медицинского штаба сборной Дании Мортен Скьольдагер и Мортен Боэнсен.

Благодаря каждому из них Эриксен говорит, что хочет сыграть на ЧМ-2022. И мы тоже верим, что это возможно.

«Интер» и Эриксен разорвали контракт – из-за встроенного дефибриллятора. Кристиан уже тренируется, есть интерес «Аякса»

Эриксену установили кардиовертер-дефибриллятор. Что это такое и можно ли с ним играть в футбол?

Фото: Gettyimages.ru/Martin Meissner – Pool; eastnews.ru/AP Photo/Martin Meissner, Friedemann Vogel/Pool via AP, Wolfgang Rattay/Pool via AP; stolica.bg