8 мин.

Торган Азар вышел из тени брата и стал звездой Бельгии. Хотя всегда говорил, что Эден сильнее

Что нужно знать про отношения братьев.

Торгана Азара постоянно сравнивали со старшим братом, но сейчас о нем говорят даже чаще, чем об Эдене.

Пока Азар-старший мучается с травмами (в матче с Португалией – уже седьмая за сезон), Торган делает результат в сборной – он полностью отыграл три из четырех матчей на Евро-2020 (пропустил только игру с Финляндией, но тогда Бельгия уже вышла в плей-офф) и забил два гола, в том числе победный в 1/8 финала.

Родители не хотели, чтобы Эден и Торган играли в одном клубе – из-за сравнений

Родители Азаров Тьерри и Карин сами занимались футболом и познакомились во время матча. Тьерри играл на любительском уровне в Ла-Лувьере (70-тысячный городок в 50 км от Брюсселя), где и родились их дети.

Мама играла на позиции нападающего, но завершила карьеру перед рождением Эдена – на третьем месяце беременности: «Когда я была маленькой, ходила на матчи моего папы и играла. Благодаря мне Эден забивал голы еще до рождения».

Родители никогда не заставляли заниматься только футболом, но, когда парни только начинали карьеру, Тьерри и Карин ездили по всей Бельгии на их матчи.

Родители считали, что французские академии лучше бельгийских, поэтому в 2005-м Эден оказался в «Лилле». Через два года клуб захотел подписать и Торгана, но он выбрал «Ланс». Торган объяснял это так: «Родители не хотели, чтобы мы с Эденом играли в одном клубе. Им не хотелось, чтобы нас сравнивали».

Торган перешел в «Челси» вместе с Эденом, но провел в клубе всего 37 дней. Уехал в Германию, вдохновившись примером де Брюйне

В 2012-м Торган почти одновременно с Эденом перешел в «Челси». Это многих удивило – на тот момент у Торгана было лишь 14 матчей в Лиге 2 за «Ланс». Заговорили о том, что Торгана подписали по просьбе Азара-старшего.

«Конечно, мне помогло, что «Челси» подписал и Эдена, но они не покупают брата каждого нового футболиста, – говорил Торган. – Братья Лэмпарда и Терри не играли за «Челси». Меня подписали, потому что увидели потенциал. Им пришлось заплатить «Лансу», чтобы выкупить меня. И они не ошиблись. Может, я и не иду тем же путем, что и Эден, но постепенно развиваюсь».

В Лондоне Торган провел всего 37 дней – а потом его отправили в «Зюлте-Варегем». Братья так и не сыграли за «Челси» вместе, а единственный матч там Торган провел за команду U21 (против «Манчестер Сити» в августе 2012-го).

Торган никогда не жалел, что ушел из «Челси», даже не попробовав пробиться в основу. «Я не такой игрок, как мой брат, – говорил Азар-младший. – Эден – один из лучших футболистов мира. Когда я только пришел в «Челси», сразу понял, что стану первым кандидатом на аренду. Так что я отправился в Бельгию и хорошо поработал там. Я был слишком молод для «Челси» и не был готов к такому рывку в карьере. Решение сменить команду пошло мне на пользу».

Два сезона в Бельгии получились яркими. Азар забил 21 гол в 90 матчах во всех турнирах и переехал в Германию – его пригласила гладбахская «Боруссия». Он увидел, как здорово его товарищ Кевин де Брюйне заиграл в «Вердере» после «Челси», и решил пойти тем же путем.

«Я провел в Германии всего два месяца, но меня уже оштрафовали на 1,5 тысячи евро. И я понятия не имел, почему, – рассказывал Торган со смехом. – Я не знал всех этих правил, но сказал себе: «Я не буду отдавать такие деньги каждые два месяца!» Пришлось стать более осторожным, я все сильнее походил на немца. В Германии ты должен уважать правила. В Бельгии правил нет. Ты можешь делать все, что захочешь».

Фавр – очень важный тренер в карьере Азара. Торган называл его вторым отцом

Торган Азар расцвел в «Гладбахе». Год он провел там в аренде, а потом «Боруссия» выкупила его у «Челси».

Азару очень помог Люсьен Фавр. Торгану нравилось внимание тренера к деталям – Фавр останавливал тренировку, если игрок отошел на метр с нужной позиции. В одном из интервью Торган даже назвал Фавра вторым отцом.

Швейцарец ушел из гладбахской «Боруссии» в сентябре 2015-го, но Азара уже было не остановить – с 2016-го по 2019-й бельгиец в среднем забивал в каждом третьем матче. Когда Фавра назначили в дортмундскую «Боруссию», он почти сразу позвал Азара.

«Я знаю, чего он хочет, и понимаю, что у него на уме. Фавр развивает игроков, а особенно – молодых, – говорил Азар. – В «Гладбахе» мы с ним задерживались после тренировок на 10-15 минут и говорили о некоторых аспектах моей игры. То же самое происходит и сейчас. Иногда мы тренируем навесы или отрабатываем удары. Для меня это норма. Мне нравится становиться лучше».

У братьев прекрасные отношения. Торган говорит, что Эден постоянно старается его защитить

Когда твой старший брат – Эден Азар, уйти от постоянных сравнений невозможно. Но, кажется, что Торган и Эден делают все, чтобы в таком ключе о них говорили как можно реже.

«Я не думаю, что слышать сравнения со старшим братом каждый день – это приятно, – говорил Эден. – Торгана должны хвалить больше и чаще, чем меня, потому что ему труднее. Успех пришел ко мне быстро, я уже в юности проводил яркие матчи. Торгану же постоянно приходилось слышать, что он – брат Эдена, и бороться с таким восприятием».

В декабре 2019-го бывший вратарь «Челси» Роберт Грин полыхнул неожиданным инсайдом, рассказав, что Эден отказался переходить в «Баварию», потому что в Германии играет его брат.

«Я и не знал, что он мог перейти в «Баварию», – говорил с улыбкой Торган. – Но, конечно, они бы захотели его взять. Я не слышал слова Грина, но вообще это в характере Эдена. Как старший брат он, возможно, хочет защитить меня. Он всегда был таким. Помню, как-то в одном интервью Эден сказал, что я как футболист лучше него, и все стали думать, что я мегазвезда».

Борьба за место в составе сборной Бельгии тоже не влияет на отношения парней. «Мы братья, но, к сожалению, в сборной мы конкурируем и не можем выходить на поле одновременно, – говорил Торган. – Играть за родную страну вместе с братом – это прекрасное ощущение. Но, если честно, мне было бы очень сложно играть с Эденом в одном клубе. Он игрок куда большего масштаба, чем я. У нас все отлично, мы даже никогда не ссорились, и я могу многому у него научиться».

Эден и Торган общаются почти каждый день, но очень редко говорят о футболе. «Иногда я смотрю его матчи, а он – мои. Мы не обсуждаем футбол, лучше поговорим о семьях и детях, – рассказывал Азар-младший. – Эден никогда не дает мне советов. Он просто радуется за меня».

Эдена и Кильяна постоянно критикуют за отношение к тренировкам, а у Торгана таких проблем не возникало. Когда он чувствовал, что ему не хватает таланта, работал еще усерднее. Это признавал даже Тьерри Азар, отец футболистов: «С точки зрения техники Эден – лучший, но Торган опережает его в трудолюбии».

***

Торган очень эмоционально отреагировал на гол в ворота Португалии в 1/8 финала Евро: «Это самый важный мяч в карьере, особенно если посмотреть на количество звонков и сообщений в моем телефоне. Игра за родную страну всегда дарит очень сильные эмоции».

Возможно, сегодня ему удастся порадовать страну еще раз.

Бедность развила характер Лукаку, а диета и самоанализ сделали одним из лучших форвардов мира

В Бельгии очень много итальянцев и их потомков (даже мать короля – из Тосканы). Объясняем почему

Фото: REUTERS/Thanassis Stavrakis; globallookpress.com/firo Sportphoto, Panoramic/Keystone Press Agency, Sandro Delaere/ZUMAPRESS.com