8 мин.

В уходе Макелеле из «Реала» виноват не только Перес. Француз и его агент подставляли фанатов (расизм!) и шантажировали клуб

Клещенок – о самом большом поражении Переса.

Летом 2000-го Флорентино Перес замешал утопическую фантазию с неуважением ко всему, что не приносит денег, бросил «Реал» в котел новых ценностей и создал уникальный проект, ставший живым и вечным доказательством аксиомы Кройффа – что лучшие игроки не составят лучшую команду. «Галактикос» не любили и не умели выкладываться и потому с каждым годом падали безнадежно и неотвратимо – тем сильнее, чем дороже продавали каждую каплю пота.

Но так было не всегда. В первые три года они взяли семь титулов; ленивых суперзвезд прикрывал всемогущий чернорабочий.

Клод Макелеле был ключевым игроком Дель Боске. Он двумя шагами выравнивал командный баланс, разгонял атаки и перехватывал угрозы. Йерро называл его лучшим футболистом «Реала». Роберто Карлос говорил: «Глядя на Порше, обыватели восхищаются кузовом. Но знаете, что делает машину особенной? Двигатель. Наш двигатель – Клод».

Летом 2003-го Перес вызвал француза к себе: «Клод, давай перепишем контракт. Я не дам тебе столько, сколько плачу Зидану, но подниму зарплату на 5-10 процентов».

Макелеле зарабатывал 100 тысяч евро в месяц и был самым низкооплачиваемым из мадридских лидеров. Пять тысяч прибавки не меняли расклада и даже близко не соответствовали его вкладу в игру, но Клод никогда не был жадным. Он согласился. Перес пообещал, что сделку закроют через пару недель – когда француз вернется из отпуска.

Через пару недель Перес сказал агенту: «Мы купили Бекхэма, денег больше нет». 

Фло не учел, с кем столкнется.

Двадцать лет назад Марк Роже был одним из самых изобретательных футбольных агентов. Однажды он получил, обналичил и спрятал миллион долларов, пока следователи ехали из прокуратуры в банк, а в суде доказал, что живет с бабушкой на 450 евро в месяц. Макелеле был его лучшим клиентом. И само собой, этот персонаж не принял отказа.

На следующий день Клод притворился  больным и отказался от тренировок. «Макелеле на диване – это Луи де Фюнес в его лучших ролях. Он симулировал так профессионально, что врач едва не госпитализировал его. Я напел ему, что у игрока нервный срыв из-за давления», – описал Роже в автобиографии. Теперь Макелеле нельзя было оштрафовать. Клуб понимал, что доктора развели, но сделать ничего не мог – формально все было чисто.

Шантаж не прошел – «Реал» ответил, что прибавки не будет, – и Роже усилил нажим. В следующие два дня Макелеле ответил на звонки ведущих испанских медиа. Теперь он намекал, что хочет уйти из-за расизма и ненависти фанатов. «Клод жаловался на оскорбления, рассказывал, что в его виллу бросают бананы и камни, но все это делал я, – вспоминал агент. – Я применил тот же трюк, что и тремя годами ранее, когда заставил «Сельту» продать его в «Реал». Тогда мы подали в полицию жалобу на фанатов – якобы они повредили машину Макелеле. На самом деле это я бросал камни в его авто».

«Макелеле много значит для «Реала», – сочувственно впрягся Касильяс. – Незаменимых нет, но он очень полезен. Его решение следует уважать – с любым из нас может произойти то же самое». 

Параллельно Клод зашел через тренера. Дель Боске еще не знал, что вот-вот будет уволен, и надавил на Переса: «Реши вопрос. Макелеле больше, чем игрок. Если он не выйдет на поле, у твоих «галактикос» будут большие проблемы».

Президент оказался в осаде. Против него пошли пресса, команда и тренер. Но Перес не был бы собой, если б так легко сдался.

«В футболе нет правил. Когда дело доходит до покупки или продажи, в ход идет все: связи, взятки, левые комиссии, угрозы, мошенничество, партии в покер, – признавался Роже. – Звезды, которых все любят, сами поощряют нарушения. Футболистами движет алчность. Подобно президентам, агентам и мошенникам-посредникам, игроки согласны на все, чтобы получить больше денег».

В школе, в которой Роже усвоил эти уроки, Перес преподавал. Фло не реагировал на угрозы – он угрожал сам. И когда Макелеле прижал его, президент перешел в атаку.

Перес начал с давно запланированной отставки Дель Боске. Новый тренер Карлуш Кейруш с ходу включил моралиста: «Происходящее плохо влияет на футбол. Наш любимый спорт окажется под угрозой, если мы позволим игрокам забивать на тренировки, чтобы настоять на своем».

Следом в прессе появился сам Перес: «Я удивлен разницей между тем, как тихо вел себя Макелеле три года, и его сегодняшним поведением. Уверен, на него плохо влияют. Клод просит половину зарплаты Зидана, но это невозможно».

Перес портил репутацию игрока. Вальдано выставил Макелеле хищником – заявил, что никто не обещал ему повышения. Клод сразу позвонил Marca: «Вальдано ни черта не знает, потому что его вообще не позвали на встречу. Я не лжец. Хорхе понимает только бумажные договоры, но у нас с Пересом был устный контракт. Я еще многое мог бы добавить, но не хочу ссоры».

Вальдано приехал к Макелеле: «Ты чем думаешь? Такой как ты должен играть за «Реал» бесплатно. Но если хочешь уйти – ладно. Найди клуб, который заплатит 15 миллионов».

Вальдано понимал футбол лучше большинства тренеров, но в тот день чутье его подвело. Макелеле получил пять предложений, и все выше 15 миллионов. Он уже готовился к переходу, но еще не знал, что «Реал» блефовал. Перес отменил встречу с «Челси» и сделал последний ход – пообещал агенту 1,5 миллиона евро, если он кинет игрока и оставит его в Мадриде.

Трансфер подвис и, возможно, никогда бы не состоялся, если б за «Челси» не играл Пини Захави.

Пини Захави был одним из первых футбольных агентов. Он начинал в те времена, когда Райола еще ходил в среднюю школу, а к 2000-м стал трансферным демиургом – охватил планету сетью зависимых агентов, подставных фирм и офшорных счетов. Сам о себе Пини говорил так: «Нет в мировом футболе дыры, в которой у меня не было бы влияния и власти».

«Мы не знакомы лично, но я знаю, что этот британец [у Захави двойное гражданство] стоит за приходом русского в АПЛ, – рассуждал Роже. – Захави держит все трансферы «Челси». Он представляет всех новичков, и если Макелеле перейдет, часть моей комиссии заберет Пини».

«Челси» стал идеальным холстом для находчивого агента. Абрамович бросался сотнями миллионов, чтобы превратить «Челси» в топ-клуб всего за одно лето. В клуб перешли Дафф, Креспо, Верон, Муту и Коул. Вице-президент «Арсенала» Дэвид Дейн жаловался: «Русские припарковали танк на наших газонах и расстреливают нас купюрами по 50 фунтов».

В решительном шопинге был всего один недостаток, мгновенно схваченный Брайаном Клафом: «Интересно, кто будет убирать за этими гламурными иностранцами, которые любят атаку, но не справятся даже со своим ужином, не то что с мячом. Верон, Коул и Дафф не запачкаются работой простых парней». «Челси» нуждался в Макелеле. И когда появился шанс, намертво вцепился в него.

Захави и Абрамович не тратили время на уговоры Переса. Сначала они убедили Макелеле, предложив ему 290 тысяч в месяц – в три раза больше мадридской зарплаты, – а потом переманили Роже. Перес обещал ему полтора миллиона, если Макелеле останется, но «Челси» отвалил 2,3 млн. Такой комиссии он не видел ни разу.

Только тогда «Реал» сдался. Перес понял, что Макелеле больше не выйдет в мадридской футболке, и принял сделку.

Как Пини Захави привел Моуринью в «Челси»

***

Продажа Макелеле всегда подавалась побочной ошибкой маркетингового мышления, но на самом деле была больше, чем просто ошибкой. Она была поражением Переса – пожалуй, самым громким в его карьере.

В сентябре 2003-го Фло сказал: «Мы легко справимся без Макелеле. У него средняя техника, нет скорости и дриблинга, а 9 пасов из 10 он отдает назад или поперек. Клод плохо играет головой и пасует не дальше трех метров. Придет молодежь, и о нем все забудут». Но он лукавил. В последние дни перед трансфером Фло сдался и предложил Макелеле в два раза больше «Челси».

«Перес слишком поздно проснулся, – рассказывал француз Stadium Astro. – Он доверился Вальдано, а когда очнулся и предложил мне такую же зарплату, как у Зидана, Рауля и Фигу, было уже поздно».

Макелеле ушел и вместе с Моуринью изобрел роль, определившую следующее десятилетие. «Челси» выиграл два чемпионских титула и добрался до финала ЛЧ. А «галактикос» больше не взяли ни одного трофея. Убрав Макманамана и Йерро, Перес продал душу «Реала». Утратив Макелеле – лишился единственной батарейки.

«Я увезу его в Африку, и он больше не будет играть в футбол». Как «Реал» потерял лучшего опорника мира

В 2005-м Арриго Сакки стал директором «Реала», но всего через год ушел из-за Переса. Давление «галактикос» обострило болезнь

***

Телеграм автора

Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!

Фото: Gettyimages.ru/Michael Kienzler, Andreas Rentz, Harry How, Martin Rose