10 мин.

Бизнес и удача

Отметили старый Новый год в китайском ресторане Red 8, а потом пошли на шоу Дэвида Копперфилда. Я вот фокусы терпеть не могу, а Андрею нравится. Мне кажется, что фокусы это только обман. А мне не нравится, когда меня обманывают. Дэвид появился на сцене такой пожилой и усталый, что мы даже подрасстроились. На лице его было выражение: «Как же вы мне все надоели… ну, что делать, щас че-нить вам покажу». Он показывал фокусы, которые совсем не производили ни на кого впечатления. Фокусы, которые можно увидеть в парке им. Горького или «Старлайт Дайнере» на Маяковке. Просил ему хлопать и пытался шутить, но никому не было смешно. Видимо, это было одно из последних выступлений Дэвида, после чего он отправится на пенсию.

А вот концовка нас всех очень порадовала. Он пообещал, что сможет делать так, что несколько людей из зала пропадут и появятся в другом месте (на противоположной стороне зала) через 10 секунд.

Случайно выбрали нашего ассистента Татьяну. И что вы думаете? Татьяна исчезла со сцены и правда оказалась за нашей спиной через 10 секунд. Все шоу я думала, что Дэвид – шаромыжник, но тут и правда фокус-покус – нет Татьяны. Более того, после того, как Татьяна оказалась за нашей спиной, и посветила в нас фонариком, она вновь пропала. Причем вернулась она к нам минут через 15 после шоу. Конечно, нас одолевали вопросы – как он делает этот фокус, и пытали Татьяну полночи, но она держалась молодцом и тайну Дэвида не выдала. И показала нам фото, которое он ей подарил и подписал.

Кирю проводили в тот же вечер, а сами девичьей компанией остались. Поэтому домашнюю игру с «Милуоки» смотрели в спорт-баре. Как-то разговорились о баскете и стали сравнивать НБА с европейским баскетболом. Так вот и созрел новый пост. Тем более что многих читателей интересует очень многое об НБА как о структуре, как туда попадать, все ли могут, и что необходимо, чтобы у тебя отлично сложилась карьера в НБА.

Попробую порассуждать на эту тему, но имейте в виду, что это будет мое субъективное мнение, которое не стоит принимать за правило.

Итак, НБА – это в первую очередь очень прибыльный бизнес, который поставлен на рельсы суперпрофессионалами во главе с очень умным комиссионером Дэвидом Стерном (уже второй Дэвид сегодня, видимо, это одно из самых распространенных еврейских имен).

Успех лиги определяется рынком США, их развитой экономикой и дикой популярностью спорта. Кроме того, американцы очень любят шоу, особенно телевизионные. В связи с этим у каждого американского жителя есть кабельное телевидение, по которому можно смотреть от 150 американских каналов. Спортом в Америке интересуются не только мужчины, но и женщины, дети, дедушки и, самое смешное, бабушки. Бабушки – одни из самых ярых болельщиц, которые покупают билеты на игры на весь сезон. Все они прекрасно разбираются в спорте, любят покритиковать судей и знают правила досконально.

НБА является очень прибыльным бизнесом. В связи с этим договорняков тут нет. Механизм работы лиги полностью отличается от механизма работы ФИБА. В основе НБА лежит шоу, то есть зрелищность игры. Именно поэтому «вбития» и «горшки» вызывают наибольшие эмоции. Практически все клубы приносят прибыль. За редким исключением выходят в ноль. Прошу заметить, что ни один баскетбольный клуб Европы (и что самое смешное, почти ни один футбольный тоже) не приносит прибыли. И видимо, каждый может уже додумать, как и каким образом, а самое главное, для чего существует европейский спорт. Видимо по этим же причинам в Европе есть «договорняки».

НБА – это 82 игры в сезон плюс плей-офф. Игры регулярного чемпионата составляют основной доход команд, плей-офф же принадлежат НБА. Допустим, если оплата контракта игрока производится хозяином клуба, то за плей-офф игрокам платит ассоциация.

Каким же образом зарабатывает хозяин команды?

Во-первых, это продажа сезонных билетов. В Юте, например, при зале 20 тысяч зрителей (точнее, 19911) уже третий год sell out. То есть, билетов нет. Цены на билеты от 15 до 600 долларов. Я, к слову, свои билеты покупаю за 350 (покупать можно только пару) и плачу около 25 тысяч за сезон. И это только я одна. Представляете, как нужно любить баскетбол, чтобы иметь желание платить такие деньги. Ну то, что у меня есть такое желание, это понятно, я все-таки на мужа прихожу посмотреть, а вот остальные 19909 зрителей, они вот, что об этом думают. А думают они, что за такие деньги они имеют право видеть, как на площадке игроки разбиваются в лепешку.

Болельщиков не обманешь, они все прекрасно знают, на что способен каждый игрок, и поэтому спуску не дают. Они могут простить поражение и, более того, результат матча их не сильно не интересует (они все равно уходят за 5 минут да конца, чтобы в пробку не попасть), но не могут простить, когда их команда не старается. Поэтому стараются все! А те, кто не стараются, будут обменены при первой возможности.

Далее, продажа телетрансляций кабельному телевидению. Обычно, это два канала – местный и федеральный.

Продажа командного «мерчендайза». Майки, кепки, толстовки, мячи, календари с логотипами команды и именами игроков. К примеру, майка Кириленко стоит от 25 до 85 долларов.

Спонсоры и реклама. Размещения логотипов компаний на арене и печатной продукции, объявления во время игры. Так, в прошлом году наша арена, которая прежде имела спонсора Delta Airlines, закончила другой контракт и была переименована в Energy Solutions Arena за 3 миллиона долларов.

Еда и напитки, которые продаются на арене. Цены завышены на 50-100 процентов по сравнению с ресторанами (около 100 тысяч долларов за игру).

Наверняка, я упускаю какие-либо еще позиции по доходам. Но это не принципиально. Смысл в том, что, к сожалению, в Европе, и там более в России, такого рынка для спорта не существует.

С другой стороны, европейский спорт ориентирован на результат, а не на шоу. Поэтому и спортсмены, и хозяева очень трепетно относятся к своей работе. Пропуская все через себя. Они по-прежнему не относятся к своей работе как к бизнесу. Поэтому горько переживают поражения, копаясь в себе и виня себя.

В НБА каждый игрок после матча из раздевалки выходит с улыбкой, и не важно, выиграл он или проиграл. Все прекрасно понимают, что впереди еще много игр, и если каждый день расстраиваться, то можно и в психушку загреметь с нервным расстройством. Но, несмотря на это, игроки остаются «профиками» до конца. Они держат уровень и никогда не позволят себе «проваливаться» и поэтому, если они по какой-то причине не в форме, они идут тренироваться в выходной и нанимают себе персональных тренеров, за которых платят по 250 долларов в час.

Я знаю, что очень много называю разных чисел, но я еще раз хочу подчеркнуть, что это реальность. Я сейчас говорю об игроках НБА высокого уровня. Это люди, которые никогда не останавливаются на достигнутом и продолжают работать, даже если они уже становились олл-старами и подписали многомиллионные контракты. Действительно, в НБА существует жестокая конкуренция, и все игроки имеют «класс». Те, кто не имеют класса, либо не попадают в НБА, либо сидят на банке.

Здесь, наверное, многие читатели вспомнят некоторых российских игроков, которые начинали карьеру в НБА, или по-прежнему, как они сами говорят, «пытаются пробиться в лучшую лигу мира». Я имею в виду своего любимого друга Виктора Хряпу, хорошего товарища Сергея Моню и приятеля Ярослава Королева.

Мы и один из победителей нашего конкурса

По моим личным наблюдениям, в НБА существуют предрассудки, и если чернокожие игроки не перестают в повседневной жизни напоминать нам о том, что их притесняют белые, то в лиге все обстоит наоборот. Белым все-таки приходится доказывать каждый день, что все-таки WHITE MAN CAN JUMP. Более того, быть белым, да еще иностранным игроком, очень тяжело хотя бы в силу того, что совершенно естественно для менеджмента и тренеров помогать и подтягивать своих, нежели чужих. Да и еще тех, с которыми мы в течение надцати лет находились в состоянии «холодной войны». Поэтому всем европейцам приходится проходить через все круги ада и просто терпеть.

Пытаюсь привести какое-либо достойное сравнение, применимое в НБА. Контракт – это как брак по расчету. Как это ни странно, кабала и, как правило, на время контракта ты не принадлежишь себе. Ты не можешь в один прекрасный день прийти и сказать, что больше не хочешь играть в баскетбол или хочешь играть за другую команду. Тебе платят так много, что ты не имеешь права высказывать свое мнение или пытаться что-то изменить. Если начинаешь каким-то образом проявлять себя (в негативном смысле), товарищи недоумевают. Что же ты так неспокоен, так много денег тебе заплатили, так что сиди, помалкивай в тряпочку.

Еще один немаловажный фактор успеха в НБА – это везение. Как ни банально звучит, но, по моему мнению, а главное, по мнению Андрея, везение решает все! Это чуть ли не определяющий фактор успеха. Просто попасть в правильную команду, команду, которая будет ценить тебя – это уже полпути к успеху. Хорошо бы, конечно, чтобы тренер любил, хорошо бы, чтобы партнеры по команде неконфликтные были.

Безусловно, Андрею повезло с «Джаз». Да, и город мгновенно полюбил Андрея. Дело в том, что Юта – очень консервативный штат, в котором равлечения сведены к минимуму. Правительство штата, естественно, поддерживает церковь Иисуса Христа и Святых Последних Дней (в народе – мормоны), которая крайне сконцентрирована на семье и максимально правильном и порядочном образе жизни. Поэтому основным развлечением в городе остается игры «Юты Джаз». Иметь сезонные билеты престижно, и это, пожалуй, единственный достойный social event в городе.

Так вот, например, ситуация с моим любимым другом Виктором Хряпой (прочитает, ругаться будет на меня). Понятно, что команда «Чикаго» не слишком удачна для него. Естественно потому, что на его позиции играет еще два баскетболиста. Думаю, что если бы состоялся обмен Виктора в другую команду, это безусловно благоприятно отразилось на его карьере. Но обмен по какой-то причине невозможен. Просто его команде очень удобно, что за не очень большие (по меркам НБА) деньги у них есть очень приличный надежный игрок, который способен “play hard”. И незачем им такого игрока терять.

Виктор – неконфликтный, собачьими боями в подвале своего дома не занимается и пистолет с собой не носит. Он в прекрасной форме и всегда готов “отоварить” при первой же возможности. А вот о том, что Виктор живой, что он может чуствовать, команда мало волнуется. Мало волнуется, что таким образом рушит человеку карьеру, мало волнуется о его эмоциях и переживаниях. Одним из определяющих моментов карьеры Виктора в НБА была серьезная травма, полученная во время летней лиги сразу после драфта. Из-за этой травмы он должен был пропустить почти весь следующий сезон. Летняя лига НБА – это «мясорубка». Там людей ломают на всю жизнь, но, к сожалению, избежать ее невозможно. Киря, как настоящий везунчик, отделался рассеченной бровью в первый год, а вот во второй на ногу ему так прыгнули, что он так и не смог востановиться, и провалил чемпионат мира в Индианаполисе.

К сожалению, ведя этот блог я должна оставаться политкорректной и именно по этой причине не могу более подробно рассказывать о мормонской религии, о чернокожих баскетболистах, употреблении марихуаны, наличии холодного оружия у спортсменов, заведении уголовных дел и т.д. Хотя, поверьте, есть о чем поведать.

В одном из следующих постов я расскажу все же о своем восприятии мормонов. И забегая вперед скажу, что быть мормоном не так уж и плохо. Это ужасно скучно, но при этом очень правильно. Как, впрочем, все правильное обычно скучно.

P.S. в американской ночи запуталась и сначала повесила черновик. Сейчас правильный вариант.