5 мин.

И ни слова о везении

Закончился легендарный Амбер. Его безоговорочным триумфатором стал Левон Аронян, который выиграл и турнир в целом, и его «быструю» и «слепую» половины в частности. Обычно про Левона говорят, что он – «везунчик», но в данном случае язык не повернется объяснить досрочную (за тур до конца) победу Ароняна исключительно везением. Лева выиграл в одну калитку, не оставив камня на камне от своих именитых соперников.

Закрытая вечеринка

Серьезно анализировать итоги Амбера крайне трудно – все-таки элита собралась развлекаться. После многих партий гроссмейстеры оправдывали свои преимущественно неудавшиеся авантюры одной и той же фразой: «Ну, мы же здесь веселимся!». Так сказал, например, Владимир Крамник, когда, не особо напрягаясь, пожертвовал слона Карлсену. Получилось, действительно, весело; особенно веселился шокированный некорректной жертвой Магнус, у которого просто закончилось время в лучшей позиции.

Люк Ван Вели так вообще отдал Крамнику коня на шестом ходу! Правда, потом опомнился, ужаснулся содеянному и стал повторять ходы. Надо сказать, что с Крамником давно так вызывающе и цинично не делали ничью белыми! А тут – хороший друг, и… В общем, Владимир от повторения ходов отказался и на пару с Люком соорудил одну из самых зрелищных партий турнира, закончившуюся, правда, тоже вничью.

Весело соперникам было не только в игровом зале, но и на различных увеселительных мероприятиях, которые устраивали местные «аниматоры» в выходные дни. Уже традиционная забава Амбера – поход в специальный клуб, где гроссмейстеры массово расстреливают друг друга при помощи лазеров. Как признался Петер Леко, лучшим игроком всех времен и народов в эту стрелялку является Гарри Каспаров. По нему было совершенно невозможно попасть. Как это Великому и Ужасному удавалось, Петер рассказывать даже под прицелом лазера отказался. Только вот, по-моему, сейчас у Гарри с этим навыком дела стали значительно хуже…

После расстрела, игроков повели в казино. На видео с местного сайта видно, как уверенно Магнус Карлсен жонглирует фишками в руках. Интересно, а по европейским законам ему уже можно играть?

Есть у Амбера и еще один обязательный атрибут: в ожидании своих партий почти все гроссмейстеры с остервенением играют в настольный футбол. Глядя на то, как главный судья Гирт Гийссен буквально оттаскивает Ароняна от ручки, на которую насажена вся полузащита команды Левона, чтобы тот наконец пошел за игровой столик, сразу понимаешь, на каком месте в Монако для Левона были шахматы.

Главный слепой Как я уже писал, Амбер – турнир необычный. Все играют друг с другом в «быстрые» и «слепые» шахматы. При этом сначала играют именно вслепую, так как занятие это не для слабонервных, требующее огромных затрат энергии. Где еще увидишь, как гроссмейстеры в дебюте просто так отдают фигуры? А вот у Люка Ван Вели в его «слепой» партии с Петером Леко это с успехом получилось уже на пятнадцатом ходу.

При этом, как отметил Сильвио Данаилов, на быстрые шахматы сил у шахматистов иногда уже не оставалось. Заодно Сильвио не забыл добавить, что не самое уверенное выступление его подопечного вызвано исключительной несерьезностью обстановки. Что ж, на данном турнире с этим не поспоришь.

А напишу-ка я, что в очередной раз победу среди «слепых» шахматистов одержал главный «слепой» шахматной соверменности – Александр Морозевич. Нет, нельзя так: будучи чистой правдой, данное утверждение было бы жуткой несправедливостью к еще трем гроссмейстерам. В этом году впервые в истории Амбера первое место в «слепых» шахматах поделили сразу четыре участника – уже упомянутый Моро, Владимир Крамник, Левон Аронян и Веселин Топалов. И если эти россияне всегда отличались уникальной способностью отлично двигать фигуры, не глядя на доску, то победы Ароняна и Веселина Топалова можно с о-о-очень приличной натяжкой назвать неожиданностями.

Конечно, каждый из этой четверки может вспомнить несчастные потери очков. Например, Морозевич непостижимым образом умудрился закончить патом партию с Магнусом Карлсеном, имея «почти ферзя» на а6. Однако тот же Александр только благодаря забывчивости Бориса Гельфанда ускакал на ничью вечным шахом в позиции без коня. В общем, никто в этот раз не «переслепил» остальных, а значит наличие четырех триумфаторов можно признать справедливым. Fast and Furious Зато в турнире «быструшек» – полно сенсаций. Ананд, непревзойденный мастер играть, «не думая», – занял восьмое (!) место. Что случилось с Виши – наверное, загадка и для него самого. Я думаю, причину надо искать не во Франции, а в Германии. В Бонне. В грядущем октябре…

К слову, похожие проблемы были у еще двух очень сильных игроков в быстрые шахматы, а по совместительству непримиримых соперников – Веселина Топалова и Владимира Крамника. Рук они так и не пожали и поделили в итоге 6-7 места. Понимаете, шутки шутками, а когда в уме нужно постоянно держать матчи за корону, то даже в Ницце расслабляться не очень-то получается. Кстати, Крамник сполна вернул Веселину должок за Вейк-ан-Зее, просто раздавив болгарина в их «быстрой» партии.

Совсем не сложилось у Мамедьярова. Готовился человек, старался, – а толку ноль. С несколько истеричной улыбкой Шах вещал в камеру: «Играю плохо! Все нормально!». «Уже несколько подряд турниров играю плохо, а почему – не знаю!», – заклинал он зрителей. Возможным выходом из этой ситуации Мамедьяров выбрал кардинальное «подождать следующего турнира».

После поражения от Карлсена изможденный азербайджанец сорвался и твердо решил начать следующую партию выигрывающим 1.а4. Однако обещания не сдержал, видимо вовремя сообразив, что за такое хамство можно схлопотать так, что мало не покажется. За доской, разумеется.

Провалился среди «быстровиков» и Морозевич. Наверное, фокусы Александра проходят только в экстремальных условиях «слепых» шахмат. А вот когда на доску смотреть можно, то все его выкрутасы соперники раскусывают. В итоге, как я понял из интервью, Александр обвинил в неудачах исключительно себя, видимо, считая, что соперники здесь не особо при деле.

Но Моро стоит сказать спасибо хотя бы за то, что мы увидели «невозможное начало» (того, что нет в теории дебютов), странноватую защиту Чигорина и ход 1. b3 в партии с самим Крамником. Кстати, Крамника Моро переиграл и по непонятным причинам согласился на ничью в лучшей позиции. Тот же сеанс мазохизма Саша проделал и в последнем туре в партии с Магнусом Карлсеном, не пойми с чего углядев ничью в отличной позиции. Хет-трик Левона Нет, ему в этот раз тоже везло. Но не больше, чем другим. «Эта фраза никчемна – тебе повезло», – поет Гарик Сукачев. Благодаря Фортуне не выигрываются оба малых турнира и, соответственно, общий турнир Амбер. Я думаю, успех Левона здесь более чем закономерен: мало того, что он в шахматы играет, как Бог, так ему не надо трястись, что за каждым ходом следит соперник по матчу за чемпионский титул.

Но все же главную причину успеха Аронян назвал сам в итоговом интервью: больше всего в шахматах (в любых их проявлениях) он ценит красоту. В этом смысле лучшего места для игры, чем Амбер найти невозможно. Так что в данном случае турнир и игрок, похоже, просто нашли друг друга.