5 мин.

Голландские высоты

У каждого вида спорта есть свои приметы. Любители «Формулы-1» с нетерпением ждут марта, чтобы лично или посредством телевидения оказаться где-нибудь в районе Мельбурна на старте очередного сезона. Поклонники большого тенниса тоже живо интересуются Зеленым Континентом в морозные январские ночи, где каждый год, как часы, проходит очередной Australian Open.

В шахматном мире приметы свои. Январь вот уже многие годы однозначно ассоциируется с небольшим голландским городком Вейк-Ан-Зее, в котором проводится грандиозный шахматный фестиваль Corus. На официальном сайте этого шахматного пиршества можно обнаружить информацию о несметном количестве проводимых турниров, состав участников которых едва ли не приближается к общей численности населения королевства. Но среди всего этого безумия выделяется главное событие – турнир супергроссмейстеров, или турнир А.

Вообще, что такое супертурнир? Чем он отличается от обычного турнира? Мне представляется, что логика здесь такая же, как при выделении супергроссмейстеров из числа «просто гроссмейстеров». Если мне не изменяет память, в свое время шахматный менеджер Сильвио Данаилов предложил хороший способ – наименовать так только Веселина Топалова. Однако есть и более объективный критерий – средний рейтинг турнира (сумма рейтингов участников, деленная на их количество) должен превышать 2700. При этом, если, например, в Линаресе участвует всего восемь человек, то в Нидерландах – целых четырнадцать, поэтому в нынешнем году средний рейтинг – 2742(!) – действительно впечатляет.

Состав нынешнего форума – штука достаточно занимательная. Пока одни из самых обсуждаемых участников – россияне. Заочно, правда. Из россиян ведь в основном турнире – лишь Владимир Крамник. Многие уже вовсю обвиняют организаторов в дискриминации по национальному признаку, но подкопаться тут объективно сложно: гигантский средний рейтинг турнира побеждает любые аргументы, а каждый из нынешних участников украсит собой любой супертурнир, даже не будучи россиянином по национальности.

Другой повод для обвинения зарвавшихся организаторов – ежегодное приглашение в основной турнир Люка Ван Вели (рейтинг, на минуточку, – 2681), местного гроссмейстера. Но, позвольте, в том же футболе страна, проводящая чемпионаты мира (а не локальные соревнования), обязательно получает место среди соревнующихся. В основном турнире Вейк-ан-Зее играют все-таки не тринадцать голландцев, а всего один. При этом он совершенно не портит картины. Вот краткий отчет о его первых четырех партиях: легкая ничья с Крамником, обиднейшая ничья с Теймуром Раджабовым (азербайджанец спасался в эндшпиле без качества единственными ходами), ничья с Юдит Полгар и победа над, видимо, особенно возмущенным приглашением голландца Веселином Топаловым. Неплохо для «любимчика», не правда ли?

Всех участников можно разделить на условные подгруппы. И первая из них – «тяжеловесы», обладающие заоблачными рейтингами. Это Владимир Крамник (2799), Вишванатан Ананд (2799) и Веселин Топалов (2780). Всем троим в этом году предстоят своеобразные полуфиналы в борьбе за шахматную корону, подготовка к которым, вне всяких сомнений, потихонечку начинается. Именно поэтому, на мой взгляд, ожидать от них можно лишь побед на классе, а не блистательных триумфов, подкрепленных концептуальными новинками.

Так пока и происходит: Владимир Крамник, как всегда, играет очень солидно, поэтому и выиграл лишь одну партию при трех ничьих. Стоит отметить, что три из четырех партии Владимира были «белые» и не с самыми принципиальными соперниками. Поэтому в дальнейшем россиянину будет сложнее.

Виши Ананд пока и вовсе ни у кого не выиграл, при этом уступив в принципиальнейшем антимосковском гамбите Теймуру Раджабову. А у Ананда если сразу «не попрет», то в дальнейшем вряд ли будет значительно лучше. Тонкая натура, понимаешь.

Топалов после четырех туров на последнем месте. Он красиво переиграл Ароняна, но затем, вместо того чтобы просто добить, подобно злодею из голливудского фильма, начал долгий и поучительный монолог. Положительный герой Аронян воспрял духом и заслуженно победил. В партии же с Ван Вели Веселин, по мнению шахматного аналитика Василия Лебедева, просто проявил максимум неуважения в сопернику, разыграв дебют, как на сеансе в дворце пионеров. Собственно, после дебюта же Топалов мог со спокойной душой и сдаться. Но в итоге неизбежное случилось только на 82-м ходу.

Следующая группа – «талантливая молодежь». Я вообще уже с трудом понимаю, кто сейчас в шахматах – «молодой», а кто – уже нет. Спасибо, хоть насчет Раджабова с Карлсеном сомнений нет. Плюс я все-таки «распределю» в эту группу Левона Ароняна и Шахрияра Мамедьярова, от которых уже давно ждут только больших побед.

После четырех туров молодежь теснит «стариков» без тени сомнения. Карлсен и Аронян делят первое место, а Тима отстает от них на полшага. Ароняну очень повезло (как первому призеру?) в первом туре (то самое «голливудское» спасение в партии с Топаловым), после чего он разбушевался и заодно разгромил Бориса Гельфанда.

С Карлсеном, как мне кажется, многие уже садятся играть, внутренне соглашаясь с тем, что Магнус априори знает и помнит больше. «Он уважать себя заставил» очень рано, и победа в голландском супертурнире – цель более чем реальная.

Шахрияр Мамедьяров пока выглядит бледнее, чем его заклятый друг из сборной Азербайджана Раджабов. По-моему, у обоих конечный успех процентов на 80 зависит от куража. И если Теймур поймал его еще в Украине, выиграв представительный турнир по быстрым шахматам, то Шах пока только находится в процессе ловли удачи за хвост.

В группу «темные лошадки» я отношу не тех, от кого непонятно, чего ждать, а тех, чей выигрыш в турнире возможен только в силу совершенно невероятных обстоятельств. Борис Гельфанд, Петер Леко, Павел Эльянов, Люк Ван Вели и Майкл Адамс – замечательные и очень сильные гроссмейстеры. Но, может, время уже не то? Не их, что ли. Как бы то ни было, пока вся эта компания (за исключением Люка, но есть подозрение, что его высокая позиция – временная неурядица) благополучно окопалась в середине и нижней части таблицы, где, подозреваю, и проведет в своем большинстве весь турнир.

Corus 2008 освящен присутствием двух гениев. Это, конечно, Василий Иванчук и… Нет, Морозевич в Москве. Речь о Юдит Полгар. Кто не знает, это – очень особенный участник, принципиально отличающийся от остальных. Несравненная Юдит – единственная женщина (и, кстати, мама) в этой мужской компании. Когда вы слышите рассказы о женских шахматах, чемпионках мира среди прекрасного пола, успехах Александры Костенюк, Антуанеты Стефановой и прочих, то не забывайте, что на фоне Юдит (рейтинг – 2707 – с ума сойти!), это, извините за бедность речи, рассказ Михаэлю Шумахеру о Николае Фоменко. Между прочим, пока Полгар делит второе место. Тренируйтесь, что называется…

Иванчук же пока запомнился только часовым обдумыванием своего хода в партии с Борисом Гельфандом. Все бы ничего, только ход этот был четвертым! В остальном – на его счету четыре ничьи. Ну, тут строить прогнозы бесполезно.

Делать выводы о турнире после всего четырех туров – занятие глупое. Несмотря на проявление первых контуров турнирной таблицы, не стоит забывать, что Веселин Топалов очень любит проиграть пару партий вначале, а потом просто выкосить оставшихся соперников и выиграть турнир. Кроме того, как уже было сказано, в составе есть Иванчук. Промежуточные итоги подведем после следующих четырех туров, а пока просто наслаждаемся игрой...