2 мин.

Учиться, учиться и учиться

Учиться нужно только тому, что и так хорошо получается – к такому внешне парадоксальному выводу привел меня жизненный опыт. Более строго можно сформулировать так: Серьезно, на профессиональном уровне имеет смысл учиться только тому, к чему имеются врожденные способности. 

Казалось бы, наоборот, надо усиленно работать над своими слабыми местами, а сильные стороны больших усилий не требуют. Но к чему это может привести? Усиленно работая над тем, к чему нет способностей, все равно не поднимешься над средним уровнем… которого другие достигают без особых усилий. В то же время лишаешься шанса добиться действительно больших успехов в том, к чему у тебя талант. Если что-то получается лучше и легче, чем у большинства окружающих, то вроде и совершенствоваться ни к чему… 

Возьмем, к примеру, спорт. При советской власти тренеры из спортшкол ездили по школам и пионерлагерям в поисках перспективных ребят. В условиях бесплатных занятий в спортшколах это легко объяснимо — незачем занимать ограниченное количество мест теми, кому все равно не суждено стать чемпионами. 

И действительно — если у парня рост 170, как бы он ни любил баскетбол, выдающимся, да и просто профессиональным баскетболистом стать шансов нет. Лучше бы лыжами занялся. 

Вспоминается рассказ Бальзака, название которого я, к сожалению, забыл, но сюжет запомнил из-за поучительности. Некий молодой француз очень хотел стать художником, но не имел таланта. Зато у него было полно трудолюбия, настойчивости и упрямства. Поэтому он упорно шел к воплощению своей мечты, учился, где и как мог, осаждал художников с целью выведать секреты мастерства, писал картину за картиной… Поначалу его произведения никто не хотел принимать на выставки и покупать, но путем героических усилий он достиг среднего уровня ремесла. Тут он подсуетился, написал и выставил пару картин на «идейно правильную» тему (это и в монархической Франции было актуально), его заметили, пошли заказы от не обремененных вкусом буржуа… В итоге он достиг некоторого материального благополучия, но все живописцы над ним втихомолку смеялись. 

Эту бы энергию, да в мирных целях! Если бы столь же упорно добивался успеха в той области, к которой были способности, наверняка был бы в ней на первых ролях. 

Пока же мы видим, что выпускники школ поступают в вузы и выбирают профессию под влиянием моды, примера приятелей, настояния родителей и т.п. Потом мы видим вокруг безграмотных юристов, хамящих продавщиц, бездушных учителей, строителей-халтурщиков и т.п.