6 мин.

В 99-м весь весь состав «Жениса» свалился в перерыве. Жаловались на отравление в местном кафе, а соперник намекал на допинг

Лихие девяностые

В конце прошлого века в казахстанском футболе случилась уникальная история – матч «Жетысу» против «Жениса» остановили из-за отравления гостей. Подобных случаев в казахстанском футболе ни раньше, ни позже не происходило.

0:2 от аутсайдера и тройная замена к двадцатой минуте

В 99-м «Женис» еще не был грандом местного футбола, но состав по тем временам подобрался солидный. В столичном клубе собрали крепких легионеров и качественных казахстанцев. Выезд в Талдыкорган для того «Жениса» казался пусть и не легкой прогулкой, но довольно проходным матчем.

Сама игра удивила астанчан. Команды выглядели равными. «Жетысу» быстро открыл счет, удвоив его с пенальти еще до перерыва – 2:0. К двадцатой минуте астанчане валились с ног, и тренер «Жениса» Сергей Гороховодацкий решился сразу на три замены. Поле покинули лидеры – Лория, Мингазов и Котов. На второй тайм «Женис» уже не вышел. Все игроки столичного клуба пожаловались на проблемы со здоровьем – пришлось даже вызывать скорую и срочно всех госпитализировать.

Трое в реанимации – установить химическое вещество в организме невозможно

Руководство «Жениса» обвиняло в отравлении принимающую сторону – «Жетысу» и кафе «Мираж», в котором астанчане завтракали и обедали.

«Вы знаете, что в штате любой команды есть врач, который следит за правильным питанием футболистов. В тот день заказали омлет, кефир, бульон. Игроки аппетитно позавтракали, а к обеду команда свалилась. Неважное состояние игроков мы посчитали за издержки акклиматизации. И, как оказалось, ошиблись», – говорил директор «Жениса» Григорий Лория.

В талдыкорганской больнице к отравленным футболистам отнеслись серьезно – сразу разместили в реанимационном отделении и провели необходимые для подобных случаев процедуры.

«В перерыве мне позвонил инспектор матча Селим Есимбеков и сообщил, что игроки столичной команды жалуются на плохое самочувствие. Затем врачи, осмотрев футболистов, поставили диагноз – отравление, и немедленно госпитализировали игроков. Естественно, матч пришлось прервать. Решение о переигровке будет принимать Комитет ФАРК по проведению чемпионата», – комментировал произошедшее президент Футбольной Ассоциации Республики Казахстан Куралбек Ордабаев.

Отравление футболистов стало главной темой местных и республиканских СМИ. На телевидении даже сообщили, что три футболиста «Жениса» оказались в тяжелом состоянии в реанимации, хотя уже на следующий день астанчане улетели в столицу.

Врачи талдыкорганской клиники опровергали новости об ужасном самочувствии игроков «Жениса»: «Поступивших футболистов мы разместили в реанимационном отделении, хотя состоянию их здоровья угроз не было. Также, как и сопутствующих признаков пищевого отравления. Мы оказали первую помощь, сделали промывание. Что за химическое вещество, находившееся в организме игроков, в местных условиях установить практически невозможно», – сообщила врач-анестезиолог-реаниматолог Мира Сакенова.

«Бесчеловечность» талдыкорганцев и обвинения в допинге

У директора «Жениса» Лории даже возникли вопросы о человечности соперников и горожан – 20 футболистов оказались на больничной койке, но ни полиции, ни представителей «Жетысу» в клинике не было: «Это же небывалый случай: 21 человек отравился! Это ведь можно понять по-разному. Они должны были находиться рядом с нами, помогать, поддерживать. А их попросту нет! Я не представляю, что было бы, случись такое ЧП в Астане. И мне бы просто совести не хватило сидеть спокойно дома, когда команда гостей в тяжёлом состоянии и в полном составе находится в больнице. Это вообще безобразие какое-то. Я не понимаю – люди они или нет?».

Руководители города и клуба отвечали резко. Исполняющий обязанности директора «Жетысу» Асхат Акылбеков признавался, что действия астанчан похожи на симуляцию: «Некорректное и неэтичное поведение гостей в отношении нашей команды и болельщиков. Ничто не предвещало конфликта. Игра была равная. Когда после перерыва открылась раздевалка гостей, оказывается, что полкоманды чуть не упало в обморок. Все видели, как игроки говорили – езжай ты, у тебя же там болело и в таком плане. И потом, люди с отравлением не могут нащёлкать гору семечек, которая после них осталась. Моё мнение – это явный факт симуляции».

В тот же вечер еду и продукты из кафе «Мираж», в котором питался «Женис», отправили на экспертизу. Ничего запрещенного или просроченного в анализах так и не нашли, к тому же в кафе обедали и горожане – никто из них на проблемы с желудком не жаловался. У других команд, которые заезжали в «Мираж» по ходу сезона, тоже никаких претензий не было.

«Город за собой вины не чувствует. Есть официальное заключение, что никакого пищевого отравления не было. Были проведены все реабилитационные мероприятия, хотя у футболистов не было ни повышения температуры, ни рвотных признаков, а была легкая возбудимость. Вероятно, причины попадания в больницу были иными», – заявил председатель спорткомитета Август Ким.

Директор талдыкорганцев послание чиновника расшифровал. В «Жетысу» посчитали, что игроки «Жениса» принимали допинг, но что-то пошло не так: «Я сам сопровождал гостей в больницу. Налицо были перевозбуждение и утомление. Произошла какая-то реакция… компетентные органы разберутся, но я считаю, сейчас уже поздно. Мы не докажем, был ли факт употребления каких-то стимулирующих веществ, иначе именуемых допингом. Всплыло всё это ночью после игры. Надо было раньше всё делать».

***

Разбираться в запутанной ситуации пришлось правоохранительным органам и Футбольной Ассоциации, но никаких сообщений о запрещенных веществах больше не было. В Талдыкоргане считали, что техническое поражение «Женису» будет логичным решением проблемы – никаких доигровок или переигровок, но чиновники приняли версию столичного клуба.

Через месяц команды снова вышли на поле в Талдыкоргане, чтобы переиграть матч. На этот раз «Женис» не оставил семиреченцам никаких шансов – 4:1. Тот сезон астанчане закончили в шаге от тройки призеров, а «Жетысу» стал предпоследним.

Фото: kazlenta.kz, ФК «Жетысу», ФК «Кызыл-Жар». Использованы материалы портала kaz-football.kz

У Суперкубка Казахстана странная история. О нем забывали на 13 лет, там играл футболист с поддельным паспортом

Провал программы «Оле Бразил» (около $5 млн): дети жаловались на еду в чужой стране и не понимали тренеров, до сборной дошли только двое