10 мин.

«Только терпеть с прекрасными человеческими муками». Интервью с Полиной Свеженцевой — автором фильма «ЗАЛ» о легендарном боксерском клубе «Торпедо»

В июле на Beat Film Festival состоялась премьера документального фильма «ЗАЛ» о знаменитом боксерском клубе «Торпедо». Снос стадиона и здания зала начался в 2021 году.

Полина Свеженцева несколько лет работала над картиной и провела среди этих стен много времени, общаясь со спортсменами и фиксируя смену эпохи. Мы поговорили с ней о начале ее пути, образах, ее жанре и красоте спорта.

Расскажите немного о себе. Верно понимаю, что «Зал» — ваша первая большая документальная работа? Что снимали до этого? Если бы вас попросили назвать самых близких по духу авторов в игровом и документальном кино, то кто бы это мог быть?

Я родилась в небольшом военном городе. С ранних лет начала рисовать, потом переключилась на фотографию. В итоге решила поступить в СПбГИКиТ на кафедру кинооператорского искусства.

Про кино я знала мало, просто хотелось продолжать фиксировать образы из своей головы.

Моя первая большая работа — игровой фильм «ИДТИ НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ», который был моей дипломной работой. 

Сняв диплом, я поняла, что мне необходимо обрасти «мясом». «Мясо» — это жизнь и умение ее ретранслировать.

Я увлеклась документальными этюдами. Снимала всяких интересных мне людей, пыталась говорить с ними через камеру. Сережа с чердака, храбрая Вика, мальчики на фиксах. 

Постепенно у меня сформировался язык, который я бы назвала «художественная документалистика». Спустя 7 лет я сняла «ЗАЛ».

 

Честно говоря кино сейчас не очень люблю. Мне больше нравится живопись, и, по-моему, я ближе к русским передвижникам или местами к прерафаэлитам чем к кино.

А вообще — Вернер Херцог. Рекомендую всем его работы. По глубине мало что с ним можно сравнить.

В каком году и как вы начали работать над «Залом»? Сколько потратили на создание?

В 2019 году мой друг предприниматель Илья Окпыш позвонил и предложил «снять что нибудь» для клуба. Он сам ходит туда много лет и знал, что здание должны снести. 

Так все и началось. Я сразу поняла что это мой шанс сделать кино. Илья меня поддержал и полностью проспонсировал.

Сейчас мы ищем способы реализации для фильма. Чтобы у людей была возможность видеть его не только на фестивалях.

Вы смотрите спорт? Какой вид в теории, как кажется, мог бы понравиться?

Я люблю смотреть бои без правил или профессиональный бокс. Во-первых, это красиво. Во-вторых — бой двух противников это идеальная драматургия. Силы равны значит побеждает что-то еще. Что?

 Два человека как две стихии на твоих глазах вступают в конфронтацию. Очень увлекательно.

В самом начале вы проводите, как мне кажется, одну из главных параллелей, которая находит подтверждение на протяжении всего фильма: цикличность истории и символичность решений, которые сначала кажутся разрозненными фрагментами. Симонов монастырь, как один из важных оборонительных пунктов «превращается» в спортивный центр, где сражаются более привычные для нас бойцы. 

Да, кино о цикличности всего живого.

«Революцию же молодежь делает, пенсионеры не пойдут делать революцию. Она им не нужна» Отцы и дети вечный цикл. В 30-е взрывали храмы. И на месте монастырский полей построили стадион . А сейчас мои герои читают молебен на этой земле. Вот и замкнулся круг. 

Тренировка сама по себе тоже цикл. Дети взрослеют, стареют умирают. День сменяет ночь. Тихо течет река.

 

Признаюсь, если бы не язык, то по кадрам и съемке скорее бы подумал, что смотрю европейский документальный фильм. Конечно, смотрю чрезвычайно мало любого российского кино, да и документального зарубежного тоже, но цветокоррекция и не только напомнили совсем другие страны. Действительно есть это различие, и как оцениваете постпродакшн и монтаж, все ли удалось?

Честно говоря, не понимаю почему создалось такое впечатление. Думаю, это что-то личное.

Вспомните Достоевского. Да, грязь, темнота, но какие герои! Какие сильные эмоции они переживают.

Мне кажется этот баланс между внешней сдержанностью и внутренней страстью очень близок нашей культуре. Кстати, корни этого ведут к православной культуре. Ведь все изобразительное идет от иконописи. Сравните наши иконы и католические например. 

Может быть чем то мое изображение и напоминает скандинавское кино, но точно не в монтаже, не в выборе момента, не в чувственности в целом. 

Какой план вы использовали чаще всего в съемке, объясните тем, кто не снимает кино, почему именно такой лучше всего подходит для «Зала»?

Наверное речь идет о интерьерах зала? Не знаю, не могу сказать почему. Я же не просто оператор, я снимаю, зная как я это смонтирую, и рисую картину в целом, состоящую из сотни деталей. Так что, это как то интуитивно в голове складывается и получается решение. 

Насколько понимаю, вам было довольно просто «влиться» в коллектив, потому что почти все спортсмены ведут себя естественно и уже не обращают внимание на камеру. Что вы для этого сделали, какие сложности были?

Не очень просто. Процесс съемки людей очень интересный. 

Конечно, то, что вы видите в кино — не есть объективная правда. Я же ищу «свое» лицо в толпе. И, как правило, то что получается — результат некоторого бессловесного взаимоотношения. Он смотрит на тебя, ты — на него. Долго, через камеру. Попробуйте сделать так в жизни. Очень быстро с людей спадают маски. И останется что-то. Кое-что.

За один съемочный день удавалась снять один такой портрет. И это большая удача, я считаю.

Мне по душе тезис, что любой фильм и плод культуры не имеет какой-то тематической принадлежности: хорошо сделанная работа будет такой независимо от темы. Если «Зал» больше не о спорте и не драма, то о чем этот фильм? И что это?

Мне кажется любое произведение если докопаться будет о смерти. Она как мерило всех вещей.

Что это? Притча или сказка.

Я бы назвала себя сказочником, да. 

Выходит это сказка о смерти.

Вы упомянули о поэтике на презентации. Но в быту слово «поэтический» воспринимается по-разному и довольно стереотипно. Можете на примере нескольких сцен или кадров «Зала» объяснить, в чем проявляется поэтика?

Так. Я научу вас смотреть кино.

Вот один из эпизодов:

Тренер говорит: «Труд всегда выльется. Терпеть, работать».

После идут кадры: Шамиль молотит по груше. Портрет с черной лентой — тренер орет: «Выбор! Выбор!». Миша страдает на полу, терпит. «Пять! Четыре! Три! Два! Один!». Вода.

Это аллегория человеческой жизни. Любой! Выбора у нас нет. Только терпеть и работать. А труд он куда то да выльется. 

А внутри — прекрасные человеческие муки. Ведь это правда красиво. Посмотрите.

Хотелось бы еще сказать, что мой язык всегда на стыке звука и изображения. У меня много музыки. В этот раз мне помог Женя Щукин (FMSAO). Он мой полноправный соавтор в этих поэтических моментах. 

Кстати, саундтрек уже в сети.

Финал истории зала кажется очевидным, но считывается по-разному. Ведь понятно, что переселение секции здесь абсолютно не играет какой-либо роли. Если бы дело было исключительно в помещении, то и отношение к истории зала была бы другой. 

Любое действие имеет комплекс причин. 

Конечно их не только переселили. И в фильме об этом говорится четко: «Ребята, мы строим вам новый зал. В этом зале вы будете тренировать детей бесплатно». На одной из встреч они говорят: «Нет ребят, надо деньги платить». Соответственно, теперь нет бесплатной детской секции.

Я сознательно сместила акцент в сторону. К тому, что для меня важнее.

Ведь архитектура — памятник. И память хранящаяся внутри. Куда повесить портрет, если стены нет?

Но теперь есть кино. Считайте теперь это их цифровая стена.

Судьба пока что туманна, но, надеюсь, кино возьмут еще на фестивали.  Ну а дальше — будем пробовать оказаться на платформах. 

Почему выбранный вами кадр для постера кажется наиболее подходящим?

А вот! Это ключик к разгадке фильма.

Дам подсказку: скульптура умирающий раб Микеланджело. 

Как вы можете описать мужество и силу? Или какие образы представляются вам, когда слышите эти слова?

Я наверное, разделю эти понятия.

Мужество — способность трезво смотреть на вещи, переносить страдания, справляться со страхом.

Сила. На аркане «Сила» картах таро изображена женщина в белый одеждах склоненная надо львом. Она не борется с ним, она его приручила, своей любовью, чистотой. Мне близка эта трактовка!

Вот бы только набраться мужества и быть этой дамой!

Есть стереотип, что режиссеры смотрят много кино: вы тоже? Какие 3 фильма вы посмотрели за последнее время?

Фуух… Нет я смотрю не много кино. Из последнего.

Атлантида — документальный фильм, который я посмотрела на Beat Film Festival. О жизни ребят живущих в пригороде Венеции. Документальное кино дает уникальную возможность увидеть мир за закрытыми дверями. Ну как бы мы еще узнали, что парень Дэниел живет жизнью нашего Вани? У них даже музыка одна. Это очень отрезвляет.

«Угрюмый» Филиппа Грандье. 

Этот режиссер — настоящий художник. Кино, похожее на сон. Глубоко, чувственно.

«Путешествие в Париж» Марии Поляковой — русский короткометражных фильм. 

О жизни мальчиков в колонии. Все актеры – из детской колонии. Потрясающая игра мальчиков! Все кино проплакала. Он кстати есть в открытом доступе, очень рекомендую.