43 мин.

Дмитрий Калугин: «В душе я - Бохабой!»

Этот человек ни разу не давал развернутых интервью. Лично меня сей факт заставляет недоумевать! В нашей спортивной журналистике уже давно нет тех людей (практически нет), которые умели бы писать о теннисе, говорить о нем, фонтанировать от самого слова ТЕННИС! При этом, псевдо теннисные индивидуумы получают места на главных страницах спортивных СМИ, делятся своими примитивными суждениями о теннисе и думают, что вот она — слава и признание! У микрофона на теннисных турнирах сидят, во многом, профнепригодные комментаторы, и так из года в год. Ничего не меняется, всех тех, кто заказывает музыку, все устраивает! Теннис в России летит в пропасть, но ничего не происходит. Никакой реакции! Все вышеперечисленное убедило меня в том, что необходимо представить теннисной общественности, по-настоящему, достойного человека. Знакомьтесь, ежели вы его еще не знаете! Теннисный фанат с пеленок, телеведущий, поэт — Дмитрий "Бохабой" Калугин!

 - Удовлетворен реваншем? Для фаната Надаля в этом сезоне вряд ли есть более принципиальный соперник, чем Кириос?

- Приоткроем шторы нашей внутренней кухни, и признаем: накануне этого матча в нашей с тобой беседе я высказывал полную уверенность в победе Надаля. Обычно в преддверии таких поединков чувствуешь не всегда приятную нервозность, но тут все было гладко. Последние месяца полтора вообще получаются порой реваншей. По крайней мере, в моих глазах. Циципас (за Мадрид), Джокович (за Мельбурн), Гоффен (за Итоговый), Тим (за Барселону), Кириос (за тот факт, что он изначально Кириос, плюс связка Уимблдон-Акапулько). Очень расстроился, что в Париже Тим прошел Джоковича. Я хотел двух струй отборной крови – Федерер-Джокович. Джоковича обязательно нужно побеждать на Шлемах, чтобы восстановить некогда пошатнувшееся лордство над ним. Возвращаясь к Кириосу... В этот момент, в этом месте не могло быть более сладкого пупсика для наподдавания ему по заднице. В этот вечер каждый получил то, чего заслуживает. И теннис получил то, чего заслуживает – хайповый контент, дико стреляющего в первый квадрат по линии Кириоса, и настроенного Чемпиона. Чемпион, конечно же, побеждает в таком раскладе. В отдельном матче может случиться все, что угодно, но когда на кону нечто больше, чем победа в отдельном матче, Чемпион должен побеждать!

- Ты понимаешь, в чем суть претензий Кириоса к Надалю и насколько они правомерны?

- Ник Кириос – это и есть претензия. Претензия к окружающему миру, но самое страшное, что это претензия к самому себе. Это молодой парень, и пока он до конца не понимает суть своей большой проблемы и беды. Вангую, что с ходом времени его будет все больше и больше мучить дискомфорт пребывания в этом теле с самим собой.

 - Во время матча на телеэкранах появлялась статистика: у Надаля между розыгрышами в среднем 27 секунд, у Кириоса — 17. В среднем, а значит бывало и больше. Правила нарушаются, судья не реагирует, Кириос бесится… Все в порядке? Надаль белый и пушистый?

- Правила нарушаются, это факт. Бессмысленно спорить с фактами. Ситуация следующая. В истории, когда есть двое, не испытывающих нежных чувств друг к другу, скорее всего, с обеих сторон будут идти поступки, которые не попадают под определение "белый и пушистый". Надаль затягивал время между розыгрышами? Нет проблем, ощутимый денежный штраф. Думаю, что и эта мера не остановила бы Надаля от затягиваний по ходу вчерашнего матча. Что бы остановило? Штрафные санкции непосредственно на корте, штрафные очки. Если бы он знал, что за это штрафанут очком… это угроза! Если серьезно, то камон, ну собрался бы Рафа и, если бы знал, что нельзя переходить рубеж 25 секунд, никогда бы не перешел. Потому что профессионал. Он всегда выполняет работу качественно. По правилам. Он знает, что можно, а что нельзя...

Сижу и слушаю, ибо вклиниться в этот пламенный спич возможности никакой нет!..

- ...в данном случае, он, к счастью, или к сожалению, знает, что может себе порой позволить затянуть более 25 секунд без последствий. Вообще, что касается темы Надаль-Кириос глобально, то нужно иметь в виду все составляющие звенья. Кириос победил, будучи тинейджером, Рафу на Уимблдоне, показав дерзкий стиль. Залез в голову Надалю. В дальнейшем начал вести себя все более и более раскрепощено в плохом смысле этого слова. Показательно набрасывать на вентилятор говно на тему, что я мало тренируюсь, не могу себя заставить и т.д. Это твои проблемы. Далее. Если ты мужчина, нельзя говорить сопернику по ходу матча, что его девушка переспала с другим. Просто есть в этом мире какие-то нормы, рамки, назови как хочешь, переходя которые, ты показываешь не то что свою необразованность (в чем упрекнул Кириоса дядя Тони), а степень собственной загаженности. Степень загаженности Ника Кириоса? Ну, Ник Кириос – это человек-говно. Такие случаются. Никуда от них не деться. И порой они случаются в той сфере, в которой и ты. И эта ситуация становится выводящей тебя из равновесия. Ты не можешь в этой ситуации находиться в абсолютно благостном и ровном состоянии. Что и случается с Надалем, когда он играет с Кириосом. Ты знаешь, в ММА бойцы, которым предстоит подраться, практически каждый раз льют дерьмо друг на друга. Порой невообразимой консистенции, как это было перед недавним боем Лобова и Малиньяджи. А после боя, столь же зачастую, они пожимают, руки, обнимаются и выражают респект друг другу. Потому что там это делается для раскрутки события. В случае Кириоса, это не делается для раскрутки его матчей с Джоковичем или Надалем. Это просто его модель поведения по жизни. Модель поведения человека-говна. Понять, простить (к этому лично я всегда стремлюсь) и поехать дальше. Каждый своей дорогой.

- Если вовремя не остановиться, то мы не успеем обсудить ничего кроме говна. Вообще! А хотелось бы. Поэтому немного меняю тему, оставаясь, конечно, на Уимблдоне. Твои главные впечатления от первой недели турнира?

- Вышеупомянутый матч будет там, на самом верху однозначно. Что еще? Мне нравится Гауфф. Когда я увидел, как она играет, то есть непосредственно на корте во время матча, я сказал тебе – она будет побеждать вместо Серены.

- Нечто подобное я вижу и у Алиассима, но чуть в меньшей степени. Думаю, Гауфф – это очень большая заявка на вероятную доминантность в ближайшие годы. Пару лет уйдет у нее на адаптацию к условиям WTA-тура, здесь все же соперницы несколько иного уровня, чем по юниорам, плюс, главное – она должна окончательно физически сформироваться. После того, как это произойдет, мы получим универсального солдата устрашающего функционала способностей. Я не фанат женского тенниса, потому что, на мой взгляд, зачем смотреть ФНЛ, когда можно посмотреть Лигу Чемпионов? Но событий реально цепляющих в мужской сетке почти не случилось…Ну разве поражения Зверева, Тима и Циципаса. Уимблдон – не Уимблдон, если один из солдатов Урфина Джуса (это такие пуляющие полудеревянные ребята) не пройдет кого-то из высокорейтинговых. Солдат Куэрри прошел Тима. Классика Уимблдона! Зверев продолжает пребывать в турбуленции, и никак не может выйти на стабильный уровень, при котором неожиданные поражения, как от Веселы, случаются все же реже, чем у него. Тут прилетают приветы-2019 от ребят с такими фамилиями, как Штруфф, Феррер, Мунар, Джарри, Гарин, Браун. Многовато. Вместе с тем, Зверев не перестает давать результат. Какой-никакой, но достаточный для того, чтобы уже продолжительное время чувствовать себя комфортно в ТОП-10. Циципас проиграл Фаббиано…Слушай, на каждом турнире случаются апсеты, вот вообще не бывает без этого. Ок, на минувшем Ролан Гаррос в третий раз за Открытую Эру первая десятка сеяных вышла в четвертый круг. Всего в третий(!!!) раз за 50 лет! Так что, апсет - это норма. Другое дело, что у каждого апсета свои корни. Циципас проиграл человеку, который любит и умеет играть на траве. И знает как выигрывать матчи на этом покрытии. И на протяжении всех последних сезонов выигрывал немало матчей на траве. Вероятно, Фаббиано был одним из самых опасных айсбергов, блуждающих в сетке. Титаник Циципаса попал. Ну и возвращаясь к женскому теннису...Это пике российского женского тенниса. Пике или Флинк. Полный Флинк! Прошу прощения у нашей молодой теннисистки, для нее второй круг - это очень хороший результат, с чем я ее поздравляю. За последние 20 лет женский теннис России никогда не был в такой жопе, как сейчас! Кстати, пруфы и развернутый диалог на эту тему – в первом выпуске нашего нового шоу, которое уже на низком старте.

- Об этом поговорим подробно позже! А пока скажи, кто виноват и что делать? Ответь хотя бы на одну часть!

 - У каждого события есть свои причины. Давай подумаем, что и в какой-то момент пошло не так. Во-первых, тот расцвет женского тенниса, который был во второй половине нулевых, когда в первом полтиннике было, внимание, 10(!) россиянок, и большинство из них не на 40-ых местах, а 4 - в топ 10, 6 - в топ-20.  Такое цветение сакуры я вот с чем связываю. Та же самая сакура цветёт сезонно. В основном все события в мире происходят по спирали. Удачный период - неудачный - потом опять удачный...неспроста мы так часто упоминаем жизненную зебру - белая полоса, чёрная полоса. Но расцвет российской сакуры в конце нулевых был обусловлен девяностыми. Именно тогда в теннис пошли те, кто потом дал результат. Девяностые - это благодарная почва для тенниса в нашей стране, правильно удобренная. Удобрения были топ-уровня, начиная с опеки Президента России. Тогда народ ещё не сошёл с ума на тему дойности этой щедрой коровы. Под "коровой" имею в виду теннис и те материальные блага, что он может дать. Родители вели детей в теннис, можно сказать из любви к искусству. На длинной дистанции все всегда получается очень честно, это зеркало не соврет. С какими мотивациями отдавали детей в теннис - такой результат и получили. Кузнецова, Шарапова, Мыскина, Сафина, Дементьева, Звонарева, Петрова, Веснина - все они показали, что теннис не просто может открыть двери в сытую жизнь, но и сделать из их детей настоящих королев спорта. Как только тумблер в ментальности был переключен, в изначальных мотивациях отдать ребёнка в теннис, то теннис не простил и ударил очень больно. Посмотрите, что сейчас происходит. У нас в сотне моложе двадцати лет только Потапова, которая 70-ая. Стоит ли говорить о том, что Курникова была в четвёрке Уимблдона в 16, Шарапова взяла Уимблдон в 17, Кузнецова US Open - в 19. Дементьева в 18-летнем возрасте играла в финале Олимпиады, да и все остальные к этому возрасту добились куда большего чем нынешние.

- Конечно, сейчас времена несколько иные - раскрываются люди чуть позже. Но это не мешает теннису продолжать иметь таких уникумов, как Гауфф! Касаткина, Потапова, Кудерметова - это неплохие игроки, но это не топ, как Кузнецова, Шарапова, Сафина, Курникова, Дементьева, Звонарева. А были ещё Петрова, Чакветадзе, Макарова, Кириленко, Веснина. Уровень сегодняшних лидеров, это уровень третьей по силе волны россиянок 10-летней давности. Надо это принять, и не ждать от нынешнего поколения того, что сотворило поколение минувшее. Не ждать, потому что сегодняшнее банально хуже. Вот просто тупо хуже и с этим ничего не поделаешь. Ещё интересная деталь в подтверждение моей версии об искренности изначального помысла. Заметь, как много в минувшем поколении было москвичек, и заметь, что все лучшие молодые силы сегодняшнего дня из регионов. Москва пресытилась и почуяла лёгкую добычу. Вложил бабки в ребёнка, оплатил крутой корт и крутого тренера - и это автоматически должно дать результат. Но не все так просто! Сегодня все лучшие россиянки из провинции - там во Вселенную более искренний запрос посылался на тему тенниса в ходе последних лет. Наверное, я слишком утомил тебя и слишком углубился, но я хотел реально разобраться - в чем же дело. А на вторую его часть - что же делать?.. ждать и менять посыл во Вселенную, менять ментальность. И не ждать чего-то сверхъестественного от этого поколения, т.к. оно ничего не выиграет. Но я не сомневаюсь, что новая сила любви к теннису, которую будет возбуждать и наш Бохабой, по крайней мере мы такую задачу ставим перед собой, она принесёт новые имена, которые обязательно докажут, что сакура женского российского тенниса зацветет. Весна, лето, осень, зима… и снова весна - это очень мудрый фильм, и это очень мудрая формула. Всё будет, Бохабой ответит!

- Шараповой пора уходить?

- Пора. Хватит. Выиграла много. Была реально на топ-уровне. И если бы не Серена…но тут вспоминаешь одну из недавних прессух Надаля, когда его спросили, а вот если бы Кириос более профессионально относился к работе, если бы больше тренировался... If, if, if– ответил Рафа. У Шараповой однозначные проблемы со здоровьем, причем в достаточно серьезной фазе. У Шараповой подорван имиджевый момент и момент уважения в раздевалке после мельдония. За что ей бороться в таких обстоятельствах? Ладно бы позволяло здоровье, так ведь не позволяет. Выиграть отдельно взятый турнир, типа токийскую Олимпиаду? Можно бросить все силы на это, но не стоит забывать, что даже в относительно хороших кондициях, которые может предоставить тебе 33-летний возраст, соперниц, способных обыграть заслуженного ветерана слишком много. Молодых. Злых. И здоровых.

 - Почему на тех журналистов, кто не боится высказывать свою позицию, сразу все ополчаются?

- Потому что народ привык в принципе идти за тем, кто в тренде. Если у тебя много подписчиков в ютюбе, инсте, ты уже как бы прав. Изначально. Ты как бы босс. Изначально на стартовой решетке вы на разных позициях – тот на поул-позишн, а ты где-то там, месте на 19-ом. И вдруг неведомая моська тявкает на слона. Ну, посмотрят на нее искоса, да еще и плюнут в нее, мол, пошла отсюда. Слон – он заслуженный. Да и привычнее с ним как-то.

 - Наша теннисная журналистика скатилась только на неумелые облизывания разных точек себе во благо, а если уж на священную корову покусились, то казнить, нельзя помиловать?

- Облизывать себе во благо, и все в таком роде - это еще одна отличительная деталь толпы. Серой массы. Тех индивидуумов, которые проживут жизнь, уйдут, и никакого следа не оставят. Таких большинство. Это надо понимать. Это нормальная диспозиция. Но ведь "бумаги даже замарать и то, как надо, не умеют". Спортивная и в частности теннисная журналистика на таком уровне, на котором она пребывает сейчас, доступна почти каждому, кто более или менее следит за теннисом. То есть, почти каждый такой – будет ничем не хуже условных…эти фамилии слишком известны, чтобы я их называл.

- Хорошо, но чтобы все-таки услышать хотя бы одну фамилию, спрошу по-другому. Назови одного или двух журналистов, пишущих или говорящих о теннисе, которых бы ты оценил высоко и с уважением?

- Назову с удовольствием! Потому что это был бы верх неуважения не видеть ничего и никого вокруг. Конечно же, это Дмитриева и Метревели! Я рос на их комментариях, на их неподдельной любви к теннису. Эти люди не только реально любят игру, но и чувствуют её максимально остро и качественно. Слушать их репортажи всегда было невероятным сеансом теннисной психологии.

- В 90-ые, когда ОРТ показывал Ролан Гаррос, хорошо комментировал заслуженный человек тенниса Виктор Янчук, все по косточкам разбирал - все очень чётко, как хирург со скальпелем работал с аналитикой теннисного матча. Мне нравились в те времена и Каливод с Боровским. Потому что они тоже плоть от плоти из тенниса, и многое знают. Как-то так получается, что я называю имена, которые были актуальны, грубо говоря, вчера а не сегодня...но так выходит! Сегодняшние, те кто имеют доступ к постоянному эфиру - слабые. Либо не хватает реального понимания игры, либо знаний по статистике, либо правильной и здоровой эмоции, а зачастую реальной любви к игре. Я с уважением отношусь к тому, что привносит вообще в профессию комментатора мой друг Коля Саприн, уважительно отзываюсь о симпатии к игре Ильи Гееца. Ещё я очень респектую Евгению Федякову. За то, что рос на его колонках в СЭ. Это как сказать спасибо за счастливое детство!

 - А как же наша "прима" - Тартакова? Для журнала разделась, про сиськи рассказала все что можно в интервью на спортсе, в ФТР поработала! А когда приперло, стала комментировать теннис на каналах холдинга Матч…

- Я не знаю этого человека. Я видел её, разумеется, на теннисных событиях, видел в кадре, слышал как и что она говорит о теннисе...пожалуй, больше ничего не могу сказать. А нет, ещё могу сказать, что вроде у неё папа со связями, так скажем, которые могли подсобить на ниве профессиональный деятельности. Это если я ничего не путаю. Я почему так подчёркиваю этот момент, что мол, по-моему, если я не путаю, - потому что мне этот человек и его творчество не интересно. А когда не интересно, то и не следишь за человеком. Вроде слышал что-то, но не уверен про неё ли. Поэтому лучше перепроверить инфу. Снялась с голыми грудями? Почему-то мне дикая аналогия пришла в голову, от которой стало самому стыдно... я вот думаю, что Дмитриева и Морозова в свое время так бы не сделали. Но время другое. Поверхностное. О, красивая грудь - клево! О, чемпионка Уимблдона - вот это круто! И на этом строится основная линия. Хайп-трейн уже создан и теперь в него надо заскочить и насладиться поездкой. Мне кажется, эта история именно про поездку на хайп-трейне. У меня есть подозрения, что Тартакову вряд ли будут вспоминать по итогам деятельности, как ту же Анну Владимировну. Вот ты меня заставляешь говорить о людях, которых я не знаю. Мало этого, мне они неинтересны. Это как спустился на первый ужин в гостинице с олл инклюзив. Такой выбор еды, что глаза разбегаются! Понабрал всего и опытным методом определил, что будешь брать впоследствии, а что нет. Блюда под соусом "тартакова" - это не моё.

 - Бог с ними со всеми, хочется немного позитива! Лучше много, конечно, но… Хачанов, Медведев, Рублев. Какова их объективная сила и каков потенциал? Наши реальные и единственные надежды в теннисе!

- Я бы выделил Рублева. У меня есть одна знакомая. Она просто нереальный спортсмен, атлет, добившийся успехов и в теннисе, а сейчас совершенно в ином виде спорта. Одно время мы хорошо общались. Прямо тесно так. Был День Рождения у нее, совмещенный с ДР ее близкой подруги, по совместительству сестры Рублева (Анна-Арина Маренко). Сидели в ресторане, принадлежавшем папе Андрея. Застолье. И вот вбегает некто маленький, торпедно-ускорительный рыжий в зал и начинает бегать вокруг стола и почти каждому имеет, что сказать. Так я его и открыл для себя. Талантливый парень, но менее удачливый чем Хачанов. Я хочу сказать, для результата должны сойтись сразу несколько исходящих – талант, усердие, правильный тренер, удачный расклад по турнирам на старте карьеры. Вот этот пасьянс в целом оказался лучше у Хачанова, хотя, как теннисный талант, я Рублева ценю выше. Медведева вообще не воспринимаю. В том смысле, что параллельно. Негатива к нему нет. Симпатий к нему нет. Он выглядит, как…я не знаю, чувство испанского стыда что ли… Как Коля Давыденко в свое время. Вроде молодой парень, а как-то неловко за него. Хотя на корте делает неплохие вещи. Объективно неплохие, раз он так высоко стоит в рейтинге. В мужском теннисе у нас все просто зашибись, это если сравнивать с женским вариантом, и в то же время хуже чем в начале нулевых. Ну тогда был вообще уровень теннисизма в стране запредельный, так к тому же он совпал еще с такими гигантами, как Кафельников и Сафин. А ведь были еще Давыденко, Южный и Турсунов. Но я хочу отвечать на каждый вопрос четко и конкретно, вопрос состоял в том каков их потенциал. Хачанов уже достиг своего максимума на мой вкус. При определенных обстоятельствах может залезть и в ТОП-5, были ж там и Робредо, и Гонсалес и Джэймс Блэйк… Но это прямо Эверест для него. Рублев точно может быть в ТОП-10. Может, но не значит что будет. Медведев, наверняка, рано или поздно тоже зайдет туда, учитывая его довольно стабильный уровень по всему сезону. Это очень важный аспект. Плюс у Медведева, на мой взгляд, меньше вот той турбуленции, что есть у Зверева.

- Правильно ли я понимаю, что на первом месте в рейтинге АТР из наших в будущем ты никого не видишь?

- Ты вот сейчас серьёзно? Да ладно, я знаю, что ты пошутил, потому что если серьезно...камон, чувак, надо выходить из этого штопора! Mayday, Mayday, земля близко! Я очень интересуюсь Авиа-тематикой. Можно сказать, это одно из главных хобби. Потому что теннис и поэзия - это больше, это стиль жизни. Так вот, Mayday - это SOS в авиации, а в кабине пилотов автоматически срабатывает кричащее предупреждение, если самолёт оказывается близко к земле, там где не должен быть к ней близко. Pull up! Pull up! Чувак, Pull up! Конечно, я не вижу никого из нынешних россиян на первом месте в рейтинге. Потому что, во первых там есть Рафа и Джок, и никто не может реально представить сколько они ещё будут играть, во вторых, даже если они уйдут, там найдутся те, кто возглавит рейтинг и без наших. Феликс, Циципас, Зверев, Тим, я все равно продолжаю верить в Шаповалова. Их слишком много и все они лучше Хачанова и Медведева, да и Рублева тоже.

- С кем из действующих российских теннисистов и теннисисток тебе хотелось бы сделать интервью?

- Слушай, я не интервьюер. Никогда себя не чувствовал в этой роли комфортно и гармонично. Я люблю поговорить о теннисе, а репортерство оставим на откуп более талантливым на этом фронте ребятам…

- А есть ли они, те, кто более талантливые?

- Сложный вопрос для меня, не могу ответить. Объясню в чем сложность. Мне для получения информации о теннисе, не нужно читать чьи-то статьи, чьи-то интервью с игроками. Мне достаточно посмотреть матч, ознакомиться с его статистикой, почитать цитаты с прессухи - остальное я проанализирую сам. Я редко читаю чьи-то статьи и интервью, поэтому и не знаю есть ли умелые ребята на этом фронте. Но, например, вот вроде, Владас постоянно в теме. Раз постоянно - значит, признак класса - значит, умелый парень. Вот и пусть продолжает беседовать в кайф для себя, собеседника и, надеюсь, в кайф для зрителей и читателей. У меня много знакомых из тенниса. С удовольствием встретился с одним из этого списка. Например, с Катей Деголевич, Аней Бастриковой, …мы всегда хорошо проводим время!

- О чем бы ты их спросил из небанального?

- Они бы мне сами рассказали все о всех своих последних перипетиях жизни. Это бы сделал и я. Это довольно небанальные вещи.

- По нынешней работе тебе приходится сталкиваться с теннисными людьми?

- Почти не приходится. Я работаю ведущим спортивных новостей на радиостанциях Маяк, Радио России и на телеканале Мир. Порой в часовую программу на Маяке приходят люди из мира тенниса. Бычкову недавно видел. Увидеть Бычкову – это всегда небанально, как ты говоришь.

 - Тебе 36, но ты уже больше половины жизни тесно связан с теннисом. Давай напомним читателям, с чего все начиналось?

- Я связан куда больше половины жизни с этой игрой. Меня отвели в школьную секцию тенниса, когда мне было 7-8. Я играл пару лет. Теннис очень нравится моей маме. А папа был за боевые искусства. Одно время я совмещал, но в итоге его влияние оказалось сильнее маминого, и я на определенном этапе сделал выбор в пользу ушу. Затем случилась катастрофа – папа умер. В 40! Его убили. Завистники. Он был лучшим кардиохирургом в стране. Вытащил из клинической смерти Пугачеву (потом человек из бригады папы стал личным врачом Аллы Борисовны), имел кучу предложений из-за границы. На момент его смерти, у нас на руках было несколько вариантов, и мы должны были переехать в другую страну. В Латинскую Америку. Но случилось так, как случилось. Я конечно был подавлен и мне попался на глаза Оззи Оупен-1995. И я как-то втянулся. У меня с детства была черта – если чем-то увлекаюсь, то на очень солидных глубинах. И вот с января 95-ого – понеслась. Я вернулся в теннис – и на корт, и вообще в тему. С января 95-ого я ее больше никогда не покидал.

- Я достаточно много играл – в среднем по 3 раза в неделю, и постоянно читал теннисную прессу. Всю, что была доступна в России на тот момент. То есть, теннисное образование у меня шло по всем направлениям. Непосредственно на корте, и столь же усиленно в плане накачки и поглощения информации. Я был подписан на "Теннис+" - это было топовое теннисное чтиво в те годы.

- Еще б! Культовое издание!

- О да! Журнал выходил раз в месяц. Я знал в какой день почтальон должен был положить очередной номер в наш ящик. Я предвкушал этот день нереально. Порой мне не удавалось перехватывать почтальона и тогда бабушка доставала журнал и типа дразнила меня, просила что-то сделать по дому, чтобы я мог побыстрее получить любимый "Теннис+". Непосредственно на корте меня вполне удовлетворял мой уровень. Я обыгрывал кандидатов в мастера спорта, и много раз. Одного из них – больше десятка раз. Он меня тоже часто обыгрывал. Хорошее было время. Во дворе был корт, без парных коридоров. Стильный на все 100. Я называл его Грэндстэндом…по аналогии с площадкой, которая когда-то была во Флашинг Медоус.

- Несмотря на невысокий рост – 180 см, подача была одной из главных отличительных сторон моего тенниса. Как-то приехали на соревнования в школу с соседней улицы. Их тренер, увидев меня на разминке, подошел и попросил: "парень, а ты не можешь подавать нашим игрокам первую, как свою вторую? Мы никогда не встречались с такой подачей". Спустя много лет я играл со своей отличной знакомой Вишней. Это теннисистка из сербского городка Вальево. Играли на грунте у нее на Родине. После матча она у сетки мне говорила, что в последний раз на нее мяч летел на подобных скоростях с подачи, когда тренировалась с Ильей Бозоляком. Бозоляк выиграл сет у Федерера на Уимблдоне, между прочим. Бомбил под 230! Возвращаясь к теннисному образованию за пределами корта... Потом на НТВ по понедельникам ночью выходил журнал АТР с озвучкой Анны Дмитриевой. Я записывал все выпуски на VHS. Однажды они устроили викторину, и я помню, что в какой-то момент входил в ТОП-10, моя фамилия была на экране телевизора в том теннисном обозрении – это был просто овертоп! Это было мое первое появление на ТВ. А второе случилось довольно скоро, в том же самом детстве, я попал на "Звездный Час" к Сергею Супоневу. И выиграл его! Кубок до сих пор у меня дома, как и диплом. Вручали мне все эти вещи девочки из группы Стрелки. У меня есть видос этого эфира. Покраснел я просто в хлам, когда одна из них поцеловала меня в щеку.

В общем, теннис поглощал в детстве жадно, огромными порциями и на протяжении всего дня. С утра – СЭ, днем – тренировка на корте, вечером устраивал интересную треню дома. Брал ракетку для пинг-понга, поролоновый теннисный мяч и часами долбил слета об стенку у себя в комнате. Я устраивал соревнования. Прописывал сетку турнира. Например Кафельников играет с Мантильей.. Жеребьевка, Кафельников подает. Я подаю, а второй удар – соответственно Мантильи, третий - Кафельникова и тд. Причем старался подражать технике каждого теннисиста. В таком тотально теннисном режиме, когда на завтрак, обед и ужин – только теннис, я жил с 1995 по 1999 год. Обязательно вел подробный дневник турниров АТР, куда вносил все результаты основных сеток, аккуратно вклеивал фотки победителей и фиксировал все интересные рекорды, свершения, которые были установлены на каждой отдельно взятой неделе. Во время Уимблдона 2000 года, подобный дневник пропал из редакции Спорт ФМ. Я забыл его на своем рабочем столе, и там оставалось всего два человека. На утро я его не обнаружил. Есть стойкое подозрение, кто мог его подрезать, но... Словом, так или иначе, за пять лет подобной на всю катушку бохабойной жизни, вы можете представить Бохабоем какого уровня можно стать. Считаю, что уже на тот момент я, по знаниям, был готовым к работе на самом высоком уровне. К счастью, так считал не только я, но и дяди со Спорт ФМ, которые абсолютно сенсационно для меня, заинтересовались моим резюме, позвали на собеседование. Освободили от работы уже имевшегося у них теннисного обозревателя и взяли меня к себе. Это была осень 99-го, мне было 16. И началась новая жизнь.

- Какие творческие планы? Не поверю, что ты полностью удовлетворен рабочей рутиной! 

- Думаю, что я человек с планом на данный момент. Сейчас я вдохновлен с группой друзей создать нечто такое, чего нет в нашем медиапространстве. Это будет ютюб канал о теннисе. Честно о теннисе. Развернуто. Без рамок, которые по-любому всегда будут на ТВ, на радио. Это не значит, что есть установка наехать, обгадить кого-то неугодного в ходе наших эфиров, это значит, что наконец появится возможность по душам поговорить и высказать реально все, что думаешь. Я счастлив, что со мной в этом проекте человек энциклопедических знаний о теннисе, лучший в своей области.

- А что значит Дмитрий “Бохабой“ Калугин? И давно ли ты не просто Дмитрий?

- Я всегда был Бохабоем в душе. Понятно, на какой слог ударение?

- БохабОй?

- Да. Ну так вот. С компадре, с которым мы и будем делать наш проект, мы на одной волне уже почти 20 лет! Всегда любили потрещать за теннис, загадать друг другу теннисистов, и далеко не из первого полтинника рейтинга. Но у меня был еще один дружище – сын одного из самых видных (когда-то) теннисных деятелей в стране. С ним мы чекали все результаты челленджеров, саттелитов, фьючерсов. Обращали внимание порой на интересные фамилии. Так появился на нашем радаре Бохабой. Друг называл меня Бохабойчиком. Это было 17-18 лет назад. Потом про Бохабоя я почти забыл, как вдруг, пролистывая результаты турниров тех лет, я вновь наткнулся на эту фамилию…Бохабой – это крэйзанутость на теннисе. Это стиль жизни. Ты либо Бохабой, либо нет. Бохабоев в официальной российской теннисной журналистике нет. Но есть, как минимум два Бохабоя из подполья. Из андеграунда. Эти андеграундные парни попытаются сделать то, чего не было у нас в стране и нет до сих пор. А называться все это будет "Бохабой-шоу".

 - С чем можно сравнить "Бохабой-шоу"? Есть аналоги или это абсолютно уникальная история?

- На федеральных каналах иногда мы видим какие-то документальные фильмы о теннисистах, их приводят в студию для стандартных интервью о результатах-планах и т.д. На этом освещение тенниса заканчивается. Как говорил один коллега из бородатых времен, это было на одном из первых для меня "Кубке Кремля", говорил он значит так: "Ну что, освещать сегодня теннис будете глобально? Что у вас там прожектор, или фонарик карманный?" Софья Тартакова и Владас Ташев – это карманные фонарики, Бохабойство – это прожектор.

 - Слушай, я вот задумался, заслушавшись про Бохабоя… А почему так получается, что ты не востребован на отечественном спортивном ТВ? Каливоды, тартаковы, михайловы на слуху! Тебя нет, ты уже давно не комментируешь теннис?

- Я бы не сказал, что я совершенно не востребован. На старте карьеры (1999-2002) – все было очень ярко, у меня была авторская программа на "7ТВ", в прямом эфире, еженедельная. В 19 лет! Брали автографы на "Кубке Кремля". А я смущался и предлагал этим девчонкам лучше пивка в кафе у корта попить, чем какие-то там автографы. Потом на "7ТВ" пришел Андрей Никифоров, и босс по фамилии Кузнецов позвал меня к себе и по-отечески сказал: "Дим, у тебя невероятная карьера, почти никому не удается так стартовать, но вот сейчас к нам перешел Андрей Никифоров, уважаемый в мире тенниса журналист, мы не можем оставить его без эфира". Так у меня не стало своей программы.

- Того Кузнецова не Владимир Александрович зовут?

- Да-да!

- Он при спортивном ТВ на постоянной основе. И на 7ТВ, и на России-2, и на Матче… Про Никифорова не слышал очень давно!..

- Ну и ладно… А потом, когда нужно было делать какие-то активные шаги по само-протекции, продвижению себя, я не продвигал, потому что был увлечен жизнью молодого парня – девчонки, кафе и все такое. Потому что у меня не было студенческого периода в прямом понимании этого. Потому что я работал на Спорт ФМ с 16 лет, почти круглосуточно там зависал, и у меня ни на какие гулянки времени совершенно не было. И я захотел, чтобы в моей жизни возникла бы и тема беззаботности. Потом, спустя уже много лет, когда я попал на ВГТРК, они привлекали меня к теннису. Когда телеканалы холдинга ВГТРК показывают теннис (раз в несколько лет), то зовут. Комментировал парный олимпийский женский финал в Рио на России. Звали даже как-то на "Евроспорт", это было лет 6-7 назад, наверное, и это был Мельбурн. Для того, чтобы быть в обойме, наверное, нужно мозолить глаза кому надо, ходить куда надо с какими надо просьбами. Я не мозолю, не прошу и не хожу. Я всегда знал, что я хотел бы делать что-то другое.

- Вне всякого сомнения, что Дмитриева и Метревели — это настоящие мэтры, да что там мэтры! Они — Боги! Но где их последователи? Анне Владимировне в это году будет 79, Александру Ираклиевичу — 75, а за ними-то кто?

- Бохабои придут. Они должны это сделать!

 - Исчерпывающе!.. Что должно произойти, чтобы у тебя опустились руки? Сколько еще лет должно пройти, когда ты — теннисный комментатор, будешь продолжать сидеть у телевизора и слушать всю эту компанию?

- По естественным причинам руки к старости имеют свойство опускаться, точнее не подниматься так резво, как это бывало. Но пока они функционируют, движение к мечте Бохабоя будет продолжаться. Мечта – это "Бохабой-шоу".

 - Поэзия — твоя вторая страсть! Пару четверостиший, пожалуйста, для начала!

- Вот как раз небольшое произведение из пары четверостиший:

- Это из последнего, потому что что-то одно выбрать из такого количества написанного нереально....Я приглашаю всех в свой мир Поэзии!

- Вполне логичный вопрос: так поэт или теннисист?.. теннис или поэзия?

- Мне кажется я родился с этим геном Поэзии. Сложно объяснить обычными словами. Я вижу мир, я думаю поэтическими образами. Это изначально либо есть, либо нет. Научиться писать стихи по лекалам – ямб, хорей – вполне реально. Но невозможно научиться быть Поэтом. Далеко не все, кто приступают к написательству стихов – поэты по своей сути. Теннис – это все же такая часть пазла жизни, на которую ты можешь наткнуться, а можешь и нет. Мне повезло, что после смерти отца, в тот момент душевного штопора, Бог подбросил моему вниманию теннис. Повезло, что мы нашли друг друга. Я – теннисист от поэзии. Поэзией я занимаюсь, даже больше, чем теннисом. Пишу с 10 лет. Помню, как это было впервые. Волнения в Москве в октябре 1993 года. БТР въезжает в телецентр (в который через 6 лет я начну гонять каждый день на ежедневные эфиры Спорт ФМ). Это и вдохновило на стихи. Я показал их отцу. Он был для меня ультимативным авторитетом! И ему…понравилось. Он прямо выписал мне респект. На следующий день я отнес стихи в школу и показал приятелю, которого очень уважал за кругозор. Он не поверил, что это написал я. Потом была пауза в стихах, до первой влюбленности. Высоцкий говорил, что в 18 пишут все, потом все они делятся на две части – большинство бросают это дело, и совсем незначительное количество людей продолжают писать. Я продолжил. Кстати, любопытная история, связанная с поэзией. Я уже рассказывал о том, что мой отец спас в свое время Пугачеву. По невероятному стечению обстоятельств, спустя 23 года уже меня судьба свела с Примадонной. Один друг – музыкальный продюсер, всегда сетовал, что я мол не продвигаю свой талант на ниве написательства текстов для известных исполнителей. На что я всегда ему отвечал что-то в таком стиле: "ну ты вот знаешь, как на них выйти?.. знаешь – сведи меня, я только за!" И вот как-то он сообщил мне, что в его кругах общения есть продюсер, работающий с Пугачевой, и что он поговорит на эту тему. Конечно, тот разговор я забыл сразу же. Ну какие тексты к песням, ну какая Пугачева…Прошло месяцев пять. Я только прилетел из Лос-Анджелеса. Был адаптационный отходос. Лежу в кровати, еще до конца не проснувшийся. Время 10 утра. Звонок на мобильный: "Алло, Дмитрий, это Алла Борисовна…" Я сразу узнал голос. Мгновенно соединил логически все исходящие, которые привели к этому звонку, и как ни в чем не бывало, будто бы совершенно не удивлен, продолжил беседу. Алла Борисовна была заинтересована в поэтическом переводе одной из ее любимых песен. Но перевод должен был лечь на музыку. Я с удовольствием принял заказ. Итоги ей понравились. Она предложила оплатить мои труды, на что, вот уж наивная душа, сказал: "Да ну что Вы, давайте лучше еще что-нибудь сотворим?" И мы сотворили еще одну песню. Здесь уже не было перевода, здесь был полноценный мой авторский текст. Сотрудничество проходило интересно. Алла Борисовна ставила диктофон на рояль, наигрывала на нем мелодию и напевала в том стиле, в котором хотела бы видеть песню. Потом пересылала мне это все дело по почте. Ее письма до сих пор в почтовом ящике, так же, как и до сих пор записан ее телефон. Итак, мы сделали вторую песню, и…она пропала. Я не из тех, кто будет навязываться и все такое. Однажды написал ей в канун Нового Года, просто поздравил с праздником, выразил сожаление тому, что не свершилось поработать с ней побольше. Без ответа. Прошло еще года полтора и я понял, что терять мне нечего, и почему бы не упомянуть о красивой истории. Я и упомянул. Мол, могло бы красиво выйти - 23 года назад вас лечил мой папа, а сейчас сотрудничаете с еще одним Калугиным. До этого я ни разу в беседах с ней упоминал об этой связи – отца и Пугачевой. Ответа опять не поступило. Я не расстраиваюсь. Здорово, что удалось поработать с такой величиной. Я благодарю Бога за такой шанс, и Аллу Борисовну за доверие, пусть и мимолетное.

 - Твои любимые поэты? Кто и почему?

- В 17 лет я открыл для себя Высоцкого. Я слушал ежедневно его запоем. Мама была в шоке, мол, почему молодой парень постоянно слушает столь небанальную музыку. Я ей объяснял, что юмор, который в его песнях, невероятная интересность историй в них, да и сами мелодии - все мне по кайфу. Несмотря на это, нужно признать объективно, сами стихи по исполнению у Высоцкого зачастую просты. Конечно, это связано с тем, что они накладывались на музыку. Поэтому в чистом виде поэтом его назвать вряд ли можно. Он не бард и не поэт...Он – Высоцкий. Но наполненность у него была поэтическая, душа Поэта – это 100 процентов! Через год я подсел на Есенина. С этой поры и на протяжении многих лет, я едва ли не ежедневно читал его. В одно время, мог похвастать тем, что знал наизусть процентов 70 из всего Есенина и процентов 40-50 – из Высоцкого. Много параллелей проводил с Есениным, начиная с того, что 28 декабря – день его смерти, и моего рождения. Но стихи Есенина – это зеркало его грустной, а в последствии и больной души. Я всегда очень хорошо чувствовал Есенина. Понимал, в каком именно состоянии он написал ту, или иную строчку. Поэтому в определенный момент во мне накопилось слишком много депресса от постоянного чтения его стихов. И в какой-то момент я решил совершенно отказаться от Есенина. Но если задают вопрос, кто мой любимый поэт – Есенин номер один. Очень интересен для меня Пастернак. С годами, по-настоящему, оценил размах таланта Пушкина. Это чудесный автор с удивительным миром!

- Если про поэтов — кумиров детства как-то странно спрашивать, то благодаря кому из теннисных звезд ты влюбился в эту игру?

- Я просто ошеломляюще был вовлечен в карьеру Кафельникова. Ты не представляешь до чего доходило! Летом в деревне, я убегал летом из компании, чтобы прильнуть к редким выпускам новостей спорта на "Радио России", чтобы узнать, как он играл в июле на евро-грунте, в августе на североамериканском харде. Иногда я просил Бога о том, чтобы он выиграл тот или иной матч. Результаты его матчей на сто процентов влияли на мое настроение, но вот только не на мой стиль игры непосредственно на корте. Из воспоминаний детства, одним из наиболее ярких хайлайтов является полуфинал Кубка Дэвиса-95 Россия – Германия. Это было благословенное время для тенниса у нас в стране. Тогда болели так, как никогда после. Олимпийский был битком. Я с мамой был на самой галерке.

- Когда Чесноков отыгрывал те самые 9 матчболов у Штиха, зрителям мало было просто орать и хлопать в ладоши, они еще и топали. Было ощущение, что этот балкон все же рухнет в конце концов. Но в конце концов была наша победа, и в честь такого праздника мама мне разрешила не идти в школу на следующий день. В конце девяностых мой фанатизм от тенниса в целом и Кафельникова в частности, привел к тому, что я решил сделать его своеобразный фан-вестник. Читатель был один – он же издатель. Это было такое ежемесячное издание, где приводились не только все результаты Кафельникова, но и анализ каждого из его сыгранных матчей и цитаты игрока. Все цитаты, которые я только мог найти в прессе. Но любовь как приходит внезапно, так и уходит. Я увидел в реальной жизни Кафельникова-человека, а не Кафельникова-теннисиста, и это меня расстроило. С тех пор сильно болел только за двух – за Роддика и Надаля. А что касается тех, кому симпатизировал…всегда больше нравились люди от грунта – спэниши, латиносы – Кальери, Лапентти, Мантилья. Калатрава, Сабалета, Каньяс…С последним связана очень интересная история…

- Рассказывай скорее!

- В 2001 году он приехал на "Кубок Кремля". В ту осень боление за Гильермо особенно обострилось. Я подбил двух знакомых на огненную акцию. Первый круг Каньяс играл на третьем корте с Винчигуэррой. Чтобы добраться до трибун того корта, уже надо было изрядно постараться. Мы постарались. Зрителей, как и ожидалось, ноль! Даже тренеров не было. Я нарисовал большой плакат с таким вот текстом «Guillermo Canas. Hot support in cold Moscow!».

- Каньяс выходит на корт, мы сразу начинаем скандирования и размахивания плакатом. Он в натуральном шоке. Прилетел хрен знает куда, холодная осень, плохая погода, первый круг и тут – на тебе. Гильермо выиграл минут за 45 – 6:0 6:1. После того, как пожал руку шведу, сразу подошел к нам. Мол, ребята, это супер, спасибо! Чем теперь я вам обязан? Я ему: "дай свою майку!" У него сразу стало такое лицо, мультяшное, сконфуженное. Видно было, что он бы пяток их подарил, если б мог. Ребята, не поверите, говорит, у меня всего две майки на турнир, вторая осталась в отеле. Предложил с билетами помочь на следующий день... реально было видно, как чувак хочет сделать нам приятное! И организовал билеты тут же! Но на второй круг я прийти не смог в виду форс-мажора на работе, а одинокий Каньяс проиграл Иржи Новаку. Прости нас, Гильермо!

- Еще что-нибудь такое же интересное поведуй!

- Вообще теннисных историй, конечно, за годы накопилось в достатке. Вот еще такая была. Мы с другом отправились на победный для нашего тенниса уик-энд в Берси, когда был выигран первый российский Кубок Дэвиса. Случайно во Дворце Спорта встретил одного очень уважаемого тренера с московских кортов Динамо. В то время у меня все было связано с этим клубом – девушка из Динамо, тренировки на Динамо, тусили с другом в его кабинете на Динамо. Короче, встретили динамовского топового тренера. Он меня, конечно же, узнал, предложил отметить победу. И вот мы втроем – тренер, я и друг поднимаемся к нему в номер, пьем в избытке алкогольные напитки, и вдруг…с тренером случается истерика. Ему изменила жена, и он решил выложить все в подробностях именно нам. Было грустно и весело. Но главное – было ярко. Крутое было время. Словом, теннис уже дал мне очень много. И самые сильные чувства дал мне тоже теннис. Самые взрывоопасные любови у меня случались именно с теннисистками. Эх, какие воспоминания…Но у нас с теннисом еще не закончен диалог. Я не сделал для него одного очень важного дела. Дела, которое должно стать делом жизни, я еще не сделал своего Бохабоя.

 - Чувак, нужны подробности! И нужны они срочно!

- Была девушка, она стояла в рейтинге довольно высоко, с которой мы пошли гулять на ваганьковское кладбище. Решили зайти к Есенину. Я нормально отношусь к интересным кладбищам, больше как к музеям - Ваганьковское, Новодевичье, Пер-Лашез... И вот идём уже обратно, к выходу и я вижу в конце аллеи похоронную процессию. А вот к этому я отношусь очень чувствительно, короче, я ей говорю: стой, дай я уткунсь тебе в плечо, чтобы вот это все не видеть, пока они не пройдут. Особо нагибаться не пришлось, девушка была довольно рослая. И вот спустя секунд 30 она мне шепчет: прошли они, Дим. А я уже так хорошо в эту ароматную ткань кардигана носом закрылся, что… прикимарил немного! Ещё был случай с ней же. Договорились встретиться в центре. У метро Чистые Пруды. Я звоню ей, чтобы уточнить - где конкретно, а то там всегда народу полно. Говорю: на Чистых Прудах - это я понял, а где именно? Ответ: ну у пруда, он чистый! Но это все шуточки, а если серьёзно. Один из самых счастливых дней в жизни, когда мне моя девочка сказала, что любит! Мне 19, ей 17. Я как раз поехал в Париж на финал Кубка Дэвиса, она была в Америке на юниорских турнирах. По юниорам она играла на топ-уровне. Тогда с интернетом были большие проблемы, нудно было найти комп и т.д. и т.п., целая история. Я вымолил на рецепшене нашего отеля комп буквально на минуту. Мне просто нужно было проверить мыло - есть ли что от любимой? Смотрю - вам письмо. Всё как по фильму с Томом Хэнксом. Я, не читая его, копирую, отправляю на печать, забираю этот лист А4 и убегаю в номер. Прибегаю, опускаю в глаза в текст, а там сперва что-то из серии "ну здесь нас нормально принимают, как всегда, жарко, завтра играю в одиннадцать". И вдруг, как резкий окрик, как залп ледяного, но столь приятного, душа: «Я люблю тебя!» Это было всё. В тот момент возникло чёткое ощущение - жизнь удалась! Спустя полгода она меня бросила, ради тренера, который старше её лет на пятнадцать. Я страдал жутко. Помню тот первомайский разговор по телефону. Ничего не предвещало беды, как вдруг она говорит: разбитую чашку не склеить, а мне могут нравиться другие, лучше нам расстаться. Я заплакал ещё держа трубку в руках. На всхлипы прибежали друзья с кухни. Я не мог говорить, но они поняли, чего я хочу в тот момент - напиться. И мы напились. Потом прошло 15 лет и мы с ней встретились. В Майами. Да, предварительно списавшись, и все же. Она в разводе, с 10-летним сыном. Сели на балкон, взяли много вина и она говорит: мне моя мама сказала, когда мы расстались, что я бессердечная сучка... Я убеждён, что у поэтов не может быть без драмы. Это была моя большая драма.

 

- В концовке хотелось бы услышать пару мажорных аккордов! Говори, пой, твори! Но только чтоб в рамках, ок?

- Бохабой-шоу это не хайп-трэйн абсолютно для всех, кто интересуется игрой, это - чилл-аут для ценителей настоящего в теннисе. Пусть нас будет не так много, как могло бы быть, используй мы поп-вектор развития канала, но главное для меня: любить в себе теннис, а не себя в нем. Они (тартаковы и ко) не Бохабои, я - Бохабой! Они - попса, которая хочет прокатиться на хайп-трэйне, я - панк-рок и андеграунд от тенниса, то есть самое трэшное, что может быть! Я рос на настоящем рок-н-ролле тенниса - на таких перцах, как Роберто Карретеро и Альберт Портас в Гамбурге, на безумном форхенде Альберто Берасатеги, на стиле Агустина Кальери, на подачах Тэйлора Дента. Бохабойство чистой воды! Спорт ФМ - был колыбелью Бохабойства, больше таких галактик нет и нужно было создавать свою - Бохабой-шоу!

тенниси зеркало

888 зеркало