4 мин.

1982 г. Большие и ... Роковые Вехи Советского и Мирового Футбола

  ЧМ -1982 г. Перед матчем БРАЗИЛИЯ-СССР. Лишь в этом стартовом матче сб.СССР, во главе с тонким и изящно-мыслящим Диспетчером Ю.ГАВРИЛОВЫМ, показала НАСТОЯЩИЙ Бесковский Футбол, созидательный, яркий и комбинационный! Но а затем, негласная директива сверху, поставившая во главе тренерского "триумвирата" Лобановского, практически сразу придала игре нашей сборной черты бескрылого прагматизма и ... рациональной "псевдонаучности" ...

 

1982 г. Большие и ... Роковые Вехи Советского и Мирового Футбола.

 

 

Каким же выдался Чемпионат Мира в Испании, как для нашей Сборной, так и для Мирового футбола в целом? Какие тенденции, знаковые и частные, в нём победили, и как они впоследствии отразились на нашем Отечественном Советском Футболе?..

 

Конечно, как говорил классик: "Нельзя объять необъятное ..." А потому, конечно же, было бы сложно ответить на всё это сразу; но, вместе с тем, отдельные выводы, безусловно, можно было сделать сразу: Времена тотального футбола времён 1974 (беспрерывного прессинга, скоростной и интенсивной игровой геометрии) если и не ушли в прошлое, то, как минимум, на ЧМ-82 заметно, пусть и на время, отошли в тень.

 

Вместе с тем, творческо-игровые приоритеты выдвинули на главные роли Полузащитников, причём Полузащитников, прежде всего, Созидательного и Импровизационного плана, если не сказать - Вольных Художников.

 

Так в составе, ставшей победительницей ЧМ-82, сборной Италии, в Середине поля мы увидели и изысканно, по-латински, утончённо техничного Бруно КОНТИ, и не менее тонкого в плане изящества и глубины игрового замысла - классического Диспетчера Ж-К. АНТОНИОНИ. Под стать им был и другой творческий апологет итальянской сборной-82, техничнейший левый защитник Антонио КАБРИНИ, придававший порой едва ли не главные и непредсказуемо-разящие импульсы большинству атак своей сборной!..

 

Но а лишний раз распространяться о достоинствах главных героев - бразильцев (Заоблачных Кудесников Т.САНТАНЫ!) - Моральных Победителях ЧМ-82, уверен, тем более, нет нужды! ЗИКО, СОКРАТЕС и даже такой, казалось бы, классический опорный, как ФАЛЬКАО, даже не играли, а ПАРИЛИ по полю, вдохновляя своим тотально-раскрепощённым Творчеством, и являясь несомненным примером и даже ЭТАЛОНОМ Полузащитников (и Игроков!) БУДУЩЕГО!..

 

Следуя тем же тенденциям, не менее ярко проявила себя в 1982 году и не менее колоритная в техническом изяществе и Творческой Фантазии Средняя Линия и другой знаковой команды ЧМ-82 - Сборная Франции (под рук.тренера-эстета М.ИДАЛЬГО): ПЛАТИНИ, ТИГАНА, ЖИРЕСС ... если и уступали в глубине футбольного Искусства своим Великим Бразильским заочным оппонентам, то, уверен, лишь самую малость!..

 

Ну а что же наша сборная? Прежде всего, на мой взгляд, нам в 1982 году удалось-таки преодолеть последствия нашего, в чём-то трагического, поражения в финале ЧЕ-72 от ФРГ, когда в отличии от Г.НЕТЦЕРА, главного Диспетчера-Стратега и одновременно главного Художника Комбинационной игры сборной ФРГ, в Средней Линии нашей сборной были собраны, условно говоря, едва ли не одни полузащитники-"чернорабочие" (Коньков, Трошкин, Колотов ...)    

 

На сей раз, К.И.Бесков, ещё задолго до ЧМ в Испании, разглядел, а точнее, скорее почувствовал подобные доминирующие тенденции в центре поля - и, в итоге, апогеем, а в чём-то и украшением, нашей Творческой квинтэссенции в центре поля стал по-настоящему тонкий (если не сказать, утончённый!) в игровом замысле и интеллекте Ю.ГАВРИЛОВ!.. Которому, в стартовом матче с Бразилией, действуя по сути в ТАНДЕМЕ с НИМ на позиции Вольных Поднападающих, очень знаково ассистировал Вит. ДАРАСЕЛИЯ.

 

Уверен, что в творческом арсенале К.И.Бескова и в его дальнейших тренерских набросках, наработках, наверняка, могли возникнуть и другие изящные и колоритные Диспетчерские Сочетания, наподобие, скажем: Ю.ГАВРИЛОВ-Ю.СУСЛОПАРОВ (Х.ОГАНЕСЯН) ..., которые, возможно, вполне тогда могли сделать нашу Сборную в чём-то даже творчески сопоставимой с уже указанными главными идейными триумфаторами ЧМ-82 в Испании.

 

Но, как известно, после стартового матча с бразильцами, главный тренер советской сборной К.И.Бесков был негласно устранён со своего поста, или, как минимум, несколько отодвинут в сторону, прежде всего, в плане определения состава на игру, в пользу его "ассистента и помощника" В.Лобановского (чему, к слову, есть свидетельства, как игроков, так и входивших в тренерский штаб команды О.Сыча и Г.Логофета ...)

 

И начавшаяся, в силу этого, уже на самом турнире в Испании (и особенно отчётливо проявившая себя в ключевом матче с Польшей!) "новая эра" в сборной Лобановского, так, думаю, и не позволила ни нам (Нашему Футболу!), ни нашей сборной, ни самому К.И.Бескову довести до конца то, что он, пусть, возможно, даже только в наитии, но, вместе с тем, идейно! пытался воплотить в реальность, ещё аж начиная с 1978-79 гг. (но особенно ярко во время феерической отбор.компании 1981 г.!) - Со своего Большого Творческого Возвращения, которым он вполне мог столь же тождественно, органично и знаково украсить не только сборную СССР, но и ... мировой футбол, как это сделали на ЧМ-1982 идейно-созвучные и творчески-тождественные ему, уже перечисленные тренеры-Эстеты: Л.Минноти (ещё в 1978!), Т.Сантана, М.Идальго, и очень много у них перенявший в своей новаторской для сб.Италии работе (в 1978/82 гг.) Э.Беарзотт ...