5 мин.

«Секреты чемпионов» по Биллу Симмонсу

 

Часть 1 (статья для All Sport Magazine/ноябрь 2011)

Путь к чемпионству – это долгий, сложный и энергоемкий процесс, это путь, который пролегает не через медовые луга, а через скалистые тропы, поросшие колючим кустарникам. И завершить этот процесс, пройти этот путь до конца удается единицам. В любом виде профессионального спорта обретение чемпионства – это не улыбка удачи, не поцелуй судьбы. Только в голливудских фильмах с приторными хеппи-эндами команда неудачников после случающихся в заданной последовательности провалов и успехов в конце концов обретает заветный трофей. В жизни все по-другому. Должен сложиться целый комплекс факторов, который и приведет коллектив к успеху.

Баскетбол, конечно же, не исключение. В этом плане крайне показательным стал финал-2011. «Хит», избравшие легкий путь, где качество и количество, по задумке, должны перейти в результат, и «Маверикс», долго и упорно по кирпичику выкладывавшие мост к чемпионским кольцам. К ЛеБрону и ко победа закономерно не пришла, а вот Даллас во главе с блиставшим Новицки заслуженно вписал золотыми буквами свое имя в историю Лиги.

Концепция построения чемпионского коллектива формируется из множества различных факторов. Но есть еще кое-что, некий клей, который не просто удерживает эти факторы вместе, но и заставляет их работать как швейцарские часы. Этот клей – секрет баскетбола. И о нем, услышав рассказ Айзеи Томаса летом 2007 года в Лас Вегасе, в своей блистательной «Книге Баскетбола» поведал не менее блистательный Билл Симмонс.

 

 

[Здесь и далее перевод отдельных частей из «Книги Баскетбола». Повествование идет от лица Симмонса.] «Секрет Баскетбола заключается в том, что он не имеет отношения к баскетболу. В этом нет смысла, не так ли? Как это вообще может иметь какой-либо смысл? Айзея объяснил мне в течение следующих нескольких минут.

После двух сезонов, когда чемпионство было так близко, командная химия Детройта ’89 развалилась по причинам, которые не имели ничего общего с недостатком талантов. Чак Дейли (тренер «Пистонс» в период с 1983 по 1992 год) должен был выделить Деннису Родману больше игрового времени, с чем был не согласен форвард Эдриэн Дэнтли. И в этом заключалась проблема. Родман мог играть в любом стиле и опекать любого игрока, он дарил Детройту уникальную тактическую гибкость, подобную универсальности Джона Хавличека в «Селтикс». Кроме того, уже был прецедент, когда Айзея и Винни Джонсон уступали часть своего игрового времени Джону Дюмарсу, а Рик Махорн – Джону Сэлли. И все проходило гладко, однако, когда Родман начал отбирать драгоценные минуты у Дэнтли, тот начал обижаться и даже жаловаться местным репортерам.

 

Это нельзя назвать предательством, но Дэнтли подорвал альтруистическую динамику, которая щепетильно строилась на протяжении последних четырех сезонов и основывалась на игроках, готовых пожертвовать статистикой ради общего командного блага. «Пистонс» не могли рисковать и поэтому быстро обменяли его на загадочного Марка Агирре, нешаблонного лоу-пост скорера, который иногда становился причиной несогласованности в команде, однако никогда не начал бы причинять большие неудобства, потому что Айзея (друг детства из Чикаго) не позволил бы. Возможно, Дэнтли был лучшим игроком, чем Агирре, но последний лучше подходил Детройту ’89. Если руководство «Пистонс» не провело бы этот трейд, то команда не стала бы чемпионом. Это был человеческий трейд, а не баскетбольный.

И это то, что Айзея выучил, пока следил за командами типа «Лейкерс» и «Селтикс»: это не имеет отношения к баскетболу.

Эти коллективы складывались из талантливых игроков, безусловно, но это не единственная причина, по которой они побеждали. Они побеждали, потому что игроки испытывали взаимные симпатии друг к другу, знали свои роли, не обращали внимания на статистику и ставили победу превыше всего. Эти команды побеждали, потому что лучшие игроки жертвовали, чтобы сделать других счастливыми. Они побеждали, пока все оставались на своих местах. Не будь хотя бы одного из этих трех принципов, побед бы не было. «Уорриорс» ’75 развалились на следующий год из-за резкого характера Рика Бэрри и двух молодых звезд – Джамала Уилкса и Гус Уильямса -, которым нужны были более впечатляющие цифры в статистических отчетах, чтобы поднять свою стоимость на рынке свободных агентов. «Блейзерс» ’77 развалились и из-за ноги Билла Уолтона, но также из-за Лайонела Холлинса и Мориса Лукаса, жаловавшихся по поводу недостаточно высокой зарплаты. «Соникс» ’79 развалились, когда их талантливый бэккорт (Деннис Джонсон и Гус Уильямс) оказался втянут в жестокую схватку за деньги и ключевые броски. «Лейкерс» ’81 развалились, поскольку одноклубники Мэджика верили в то, что он получает слишком много внимания. «Селтикс» ’83 были обыграны Милуоки по нелепой причине: в их составе было слишком много хороших игроков, и каждый хотел играть. «Лейкерс» ’86 проиграли Хьюстону, потому что Карим больше не был альфа самцом на площадке, только у Мэджика хватало достаточно сил, чтобы заменять его на паркете. «Рокетс» ‘87 стухли из-за проблем с наркотиками и контрактами в команде. Год за годом как минимум один претендент на чемпионство не достигает главной цели по причинам, которые имеют либо мало, либо вообще ничего общего с баскетболом. И год за годом будущий чемпион доминирует, потому что все работает как должно, и каждый отдает всего себя своей роли в команде. Это то, чего хотели достичь в Детройте, и то, из-за чего Дэнтли должен был уйти.

«Это и есть секрет», сказал Айзея. «Он не имеет ничего общего с баскетболом».

 

Это то, чему ты учишься в Вегасе.»

***

Проиллюстрировав секрет баскетбола наглядными примерами из истории НБА, Билл Симмонс подвел читателя как можно ближе к его пониманию. А понимание секрета – есть ключ к построению чемпионской команды. Зная не только как выглядят кусочки мозаики, но и порядок их выстраивания, можно без проблем составить цельную картинку. То же самое мы видим здесь. Различные факторы необходимо не просто определить, нужно заставить работать их слаженно. В свете всего вышеописанного работа генерального менеджера кажется еще более сложной, как работа искусного часовщика или ювелира. 

О чем пишут в микроблог ваши друзья?