13 мин.

Pro биатлон / Заповедник

Давно ничего не писал о биатлоне. Еще несколько лет назад тема биатлона в этом блоге была одной из основных, а теперь – нет. Тогда еще оставалась какая-то надежда на позитивные перемены, но надежда эта скончалась довольно быстро. Практически сразу после прихода к руководству биатлоном г-на Кравцова. Когда ничего не ждешь, интерес пропадает.

Наш биатлон напоминает мне заповедник, в котором сохранились реликтовые экземпляры флоры и фауны, реликтовая система отношений, реликтовые подходы к тренировкам. Заповедник, в котором ничто новое просто не приживается и не выживает. Результаты олимпийского сезона являются только очередным тому подтверждением.

Про Пьончан

К Играм в Корее сборная России по биатлону подошла в таком состоянии, что решение МОК о недопуске большей части биатлонистов к соревнованиям стало для нее благой вестью, а для руководства и тренеров – манной небесной. Ведь теперь все провалы в подготовке можно списать на «МОКовских злодеев». Увы, но к несчастью для руководителей росбиатлона отказ МОК получили не все.

В Корею приехали второй номер мужской сборной Антон Бабиков

и Матвей Елисеев,

второй номер женской сборной Татьяна Акимова

и Ульяна Кайшева, которую в сборную упорно не пускали не один год.

Всего четверо из 11-ти заявленных на Игры. Все четверо в Корее не бежали и не стреляли, обретаясь в подвалах протоколов. Ну да ничего другого и не ждали, хотя робкая надежда всё же оставалась. Ничего иного не ждали и тренеры, и руководители отечественного биатлона. Забросили в Корею эту четверку во главе с Рико Гроссом, и забыли о них. С глаз долой, из сердца вон. А самый главный начальник биатлона уехал в отпуск.  

Мне жаль наших спортсменов, всё же добравшихся до Кореи. Представляю их состояние… С другой стороны, а что жалеть? Что болельщикам жалеть, если всем ответственным за биатлон и этих спортсменов лицам хрен по деревне комфортно?

Но случилось весьма знаменательное событие. Триумфаторами Игр стали биатлонисты Швеции, выигравшие два золота. Пожалуй, самое яркое подтверждение успехов шведского биатлона – блестящая победа в мужской эстафете 4Х7.5 км. Ну и не забудем золото Ханны Оберг в индивидуальной гонке. И серебро в женской эстафете 4х6 км, и серебро Себастьяна Самуэльссона в гонке преследования.

А самое замечательное, что готовил шведов к Играм Вольфганг Пихлер. Тот самый Пихлер, который четыре года пытался пробить твердолобость в российском биатлоне, которого четыре года оскорбляли все, кому не лень. Пихлер, которого связали по рукам и ногам «хранители традиций отечественного биатлона», мастодонты, этим биатлоном руководящие. Вот уж пощёчина «хранителям», так пощёчина.

«Голос биатлона» в своей развязной манере попытался смыть грязь с лица, не раз заявляя, что Пихлер после России «взялся за учебники», намекая, видимо, что начал он изучать «традиции российского биатлона», а потому и успеха добился. Коряво получилось. Ведь врёт на голубом глазу, и сам понимает, что врёт. Пихлер сделал в Швеции ровно то, что намеревался сделать в России. Не дали.

Но довольно корейских воспоминаний. Двинемся дальше.

Про сборную

Попасть в основу сборной страны – мечта любого биатлониста? Увы, это не так. О «мечте» чуть ниже, а сейчас о сборной.

Для чего она нужна, сборная? Ответ на поверхности: для успешного выступления на этапах Кубка мира, на чемпионатах мира, на Олимпийских играх, наконец. В соответствии с этим предназначением в сборную должны попадать спортсмены, способные успешно выступать… и далее по тексту.

Кроме того, необходимо обеспечивать замену выбывающим по тем или иным причинам спортсменам, и для этого «про запас» держать в сборной или возле нее несколько перспективных, желательно не слишком старых биатлонистов.

А что же на практике? И в мужскую, и в женскую сборные в олимпийском сезоне наконец-то собрали всех сильнейших биатлонистов страны, и составы в общем-то не вызывали серьезных вопросов.

Но откуда в составе, начавшем в июле 2017 г. подготовку к олимпийскому сезону появился Юрий Шопин? Его выступления в сезоне 2016/2017 г. не давали ни малейшего повода для столь знаменательного события. Полная несостоятельность Шопина подтвердилась на всех без исключения стартах Кубка IBU, куда его отправили с глаз долой после первого же провального выступления на КМ.

Мужская сборная в итоге выступала в таком составе: Антон Шипулин, Евгений Гараничев, Антон Бабиков, Максим Цветков, Матвей Елисеев, Александр Логинов, Алексей Волков. Волкова, правда, регулярно отправляли на КИБУ, и выдергивали оттуда на эстафеты.

В женскую сборную тоже призвали восьмерых: Татьяна Акимова, Дарья Виролайнен, Светлана Миронова, Виктория Сливко, Ирина Старых, Ирина Услугина тренировались в основной команде, Екатерина Юрлова и Ольга Подчуфарова находились на самоподготовке.

Удивление вызвало в очередной раз только отсутствие Ульяны Кайшевой. Правда, дальнейшие события показали, что отсутствие Ульяны в составе сборной оказалось для нее счастливым билетом.

Первые же старты сезона показали, что обе команды находятся в крайне тяжелом, плачевном состоянии.

Подчуфарова вскоре после начала сезона вернулась домой, «самоподготавливаться», так как оказалась совсем не готова. Викторию Сливко держали в сборной до января, пока она еще хотя бы стреляла. Присутствие «черепашки Вики» объясняли тем, что на предсезонной подготовке она была среди быстрейших в команде. Можно представить, с какой скоростью бежали остальные, если Вика ходом сливала зарубежным соперницам в спринте по две минуты. А к концу декабря девушка и в мишени попадать перестала.

К концу декабря опять же, окончательно потеряла скорость и быстрейшая наша биатлонистка Светлана Миронова, а стрелять её так и не научили.  

К январю единственной биатлонисткой, которая хотя бы в малой степени соответствовала уровню сборной страны, осталась Екатерина Юрлова, в сборной НЕ тренировавшаяся.

В декабре вызвали в сборную (наконец-то) Кайшеву, феерившую на КИБУ, и конечно же поставили её на индивидуальную гонку. Гонку Ульяна опять же традиционно провалила и совсем уж было собрала чемоданы, но подзадержалась, да так, что оказалась в Пьончане. Напомню, что с основной сборной, от которой к середине января остались одни лохмотья, Кайшева не готовилась.

Сборная страны в олимпийском сезоне превратилась в какое-то кошмарное место, куда приходят перспективные спортсмены, а выходят… не пойми кто. Талантливый коллектив тренеров за полгода талантливо угробил полтора десятка лучших биатлонистов страны, превратив их в небегущих подслеповатых черепах. Причем талантливо угробил как женщин, так и мужчин.     

Четыре года после Сочи растрачены впустую. За эти четыре года руководство СБР и меняющиеся каждый год тренеры так и не смогли собрать женскую команду. Мужская еще держалась на талантливых спортсменах, но к олимпийскому сезону и её добили.

В большом интервью СЭ в марте 2016 г. г-н Кравцов объяснил, чем СБР занимался в первые два года его руководства: 

- В первый год … мы занимались поиском спортсменов для формирования команд – не только сборной и резервной, но и юниорских. Эту задачу, считаю, решили. Просеяли всех, кто попадал в орбиту тренерского внимания, и сейчас имеем четкое понимание того, кто из спортсменов имеет первостепенные шансы попасть в олимпийскую шестерку.

- Второй год мы занимались тем, что аналитически просчитывали возможности спортсменов, их потенциал. В связи с тем, что у нас в стране нет семи потенциальных Фуркадов, нужно четко понимать, как выстроить тренировочный процесс, чтобы “вытащить” из людей их возможный максимум.

- Задача на следующий сезон заключается в том, чтобы четко, вплоть до мелочей смоделировать подготовку, взяв за основной старт предолимпийскую неделю в Пхенчхане.

Что на практике. Посмотрим только женскую сборную.

В сезоне 2014/2015 г. в сборной регулярно выступали Яна Романова, Екатерина Шумилова, Екатерина Глазырина, Дарья Виролайнен, вернулась в сборную 30-летняя Екатерина Юрлова, на четырех этапах выступали Галина Нечкасова и Ирина Услугина. Все дамы, мягко говоря, далеко не юны, и рассчитывать на этих ветеранов лыжни и винтовки было по меньшей мере не совсем разумно. Но еще достаточно бодро выглядела Ольга Подчуфарова, трижды появилась в команде Ольга Якушова – и трижды из нее вылетела. На четырех этапах безнадежно, в глубоком подвале обреталась Евгения Селедцова, следов которой сегодня я вообще не нашел (может, фамилию сменила…). Спасла руководство СБР неожиданная победа Юрловой в индивидуальной гонке на чемпионате мира.

Год спустя, в 2015/2016 г. мы видим всё ту же Шумилову, Виролайнен, Юрлову, Подчуфарову. Появилась Татьяна Акимова. На этапе в Поклюке мелькнула Ульяна Кайшева, а в Хантах – неизменная Загоруйко, а также Слепцова и Щербинина. Два первых этапа пыталась что-то показать Никулина, но до третьего «не дожила». 

Прошел еще год. Юрлова в декрете, а в сборной на этапах КМ мелькают всё те же знакомые лица: Подчуфарова, Услугина, Старых, Слепцова, Глазырина, Загоруйко, Виролайнен. Появляется Виктория Сливко, разок отметилась Светлана Миронова, на трех этапах выступала Кайшева, и куда же без Кати Шумиловой… А лидером сборной становится Татьяна Акимова.

Подчуфарова не может закончить сезон, Глазырина тоже выпадает. Очередной провал на чемпионате мира.

Какая олимпийская шестерка, какое моделирование подготовки, когда тренеры меняются со скоростью смены времен года.

Об олимпийском сезоне даже говорить страшно. Может и хорошо, что Миронову домой отправили, а Васнецову с Мошковой не пригласили. Здоровей будут и дольше проживут. Женская сборная страны как мясорубка, всех перемалывает в фарш, и на выходе труха. В ней никакой талант не то что не вырастет, он даже не выживет.

К слову, и мужская сборная превратилась в такую же мясорубку. Но там мужики крепкие, их дольше перемалывать. Но если постараться…

Про Тюмень

В Тюмени биатлон любят. Там отличные современные биатлонные комплексы, на которых проводятся крупнейшие соревнования. По числу биатлонистов на душу населения Тюмень занимает первое место в мире. Наконец, тюменский губернатор Владимир Якушев – член Правления СБР.

А еще Тюмень занимает первое место по числу выступающих в женской сборной страны посредственностей. Достаточно вспомнить бывших и нынешних тюменских биатлонисток, перебывавших в сборной: Ольга Шестерикова, Анастасия Загоруйко, Ирина Старых, Ирина Услугина, Виктория Сливко… Это только те, кого навскидку вспомнил. Загоруйко уже который год вообще регулярно всплывает в основе, бежит с предсказуемым результатом несколько гонок на КМ и возвращается домой. Все они тренируются у Леонида Гурьева. Может, в том весь секрет?

Дмитрий Губерниев, вспоминая о Гурьеве, неизменно награждает его самыми лестными эпитетами типа «великий тренер». Гурьев в сезоне 2000/2001 г., если не ошибаюсь, тренировал сборную. Ровно один сезон. И отправился в отставку как заваливший дело. С той поры в сборную лично – ни ногой. А вот поставлять средней руки спортсменок – вполне. Мне только непонятно, почему в Тюмени у «великого тренера» не загораются звезды. Ну да тот же вопрос можно задать любому тренеру хоть в Хантах, хоть в Новосибирске, хоть в Москве.    

Про тренеров

Единственный на моей памяти случай, когда биатлонные тренеры объединились в единое целое, в мощный кулак – это травля Пихлера. Правда, и тогда были «отщепенцы» типа Павла Ростовцева, но было их явное меньшинство. Теперь же чехарда с назначением тренеров сборной приобрела форму хронической болезни. Руководство СБР тасует их, как колоду карт. Такое ощущение, что ни один порядочный тренер сегодня в сборную не пойдет или не пройдет.

А ведь началось всё лет десять назад, когда наш великий Александр Иванович, будучи тогда президентом СБР, развернул сражения на внутреннем фронте. Всех победил, сам вновь кем-то числится в биатлонном руководстве, а войну продолжает – на всех фронтах и со всеми. Пожалуй, никто не нанес большего вреда отечественному биатлону, чем Тихонов.

Насколько хорошо наши тренеры на местах, да и в сборной, работают, судим по результатам. Достаточно посмотреть любую гонку чемпионата или Кубка страны, да любую гонку на внутренних соревнованиях, чтобы получить представление о том, какому лыжному ходу их обучают. Достаточно заглянуть в размещенный на сайте СБР профайл любого биатлониста, посмотреть три колонки – стрельба лёжа, стоя и итог, и хочется немедленно этот профайл закрыть, отвернуться и забыть.

Можно только удивляться, что несмотря на титанические усилия по выращиванию посредственностей в нашем биатлоне еще появляются хоть какие-то таланты типа Мироновой, Васнецовой, Мошковой, еще не убитой Кайшевой и не добитой Кристины Резцовой. Этих девочек отправлять в сборную страшно, потому что вернуться они оттуда никакими.

В детстве на уроке труда мне довелось мастерить табуретку. Поверьте, я очень старался. Вымеривал по чертежу, выпиливал по разметкам, гвозди аккуратно заколачивал – но сидеть на этой табуретке оказалось опасно для здоровья: все ножки были разной длины, из сиденья почему-то торчали гвозди, и эта «мебель» напоминала какое-то странное сооружение. За старание мне поставили «пять».

Я не знаю, как наши тренеры тренируют. Но вижу результат их трудов. Мне кажется, что они сколачивают табуретку. И тоже получают «за старание».

Про начальников

Страна должна знать своих героев.

Президент СБР Александр Михайлович Кравцов, 65 лет. С 1991 по 2002 был личным тренером Ларисы Лазутиной, с 2003 по 2005 гг. гостренер по лыжным гонкам, с 2006 по 2014 гг. работал в Центре спортивной подготовки сборных команд России и доработался до начальника Центра (с 2007 г.). С 20.05.2014 г – президент СБР.

Члены Правления СБР

1. Дмитрий Яковлевич Алексашин, 69 лет. В биатлоне с 1972 г., один из основателей СБР. 

2. Владимир Леонидович Калашников, 60 лет: «С начала 2000–х годов активно оказывает поддержку российскому биатлону. Постоянно интересуется состоянием дел в развитии биатлона на территории Югры, Ленинградской области, Санкт-Петербурга и Москвы. Участвует в обсуждениях вопросов биатлона в коллегиях Минспорта Российской Федерации и Олимпийского комитета России. Активно принимает участие в работе Союз биатлонистов России».

Это выдержка из досье Калашникова на сайте СБР. Интересуется… участвует…обсуждает…

3. Виктор Викторович Майгуров, 49 лет. Двукратный чемпион мира, первый вице-президент IBU.

4. Вадим Иванович Мелихов, 76 лет. Судья международной категории, технический специалист и организатор.

5. Александр Вилорьевич Пак, 47 лет. Во времена Прохорова был заместителем Исполнительного директора (Кущенко). Видимо, те же функции на нём и сегодня.

6. Александр Иванович Тихонов, 71 год. Член правления, непримиримый борец со всем и всеми.

7. Владимир Владимирович Якушев, 49 лет, губернатор Тюменской области.

Что решают эти люди, как решают, где и когда – биатлонным болельщикам неведомо. Но результаты их решений видны любому и каждому.

Всё в том же интервью 2016 г. Александр Михайлович Кравцов сказал много умных слов про слабость тренерских кадров, недостаточную теоретическую их подготовку, про ротации и про многое другое. Но всё это – только слова. До дела дело не дошло.  

Не хотел бы приводить здесь тривиальные сравнения, но куда без них. Елена Вяльбе, начальник ничуть не менее важный, чем Кравцов, прилетела в Корею и смотрела лыжные гонки со зрительской трибуны. С той же трибуны поддерживала лыжников и, возможно, что-то подсказывала тренерам.

Куда уехал г-н Кравцов, я уже написал. Куда отправились остальные члены, а также весь тренерский штаб, не знаю. Но в Корее никого, кроме Рико Гросса и смазчиков, со спортсменами не было. Ни на трибунах, ни под трибунами, ни за трибунами. Никого.

***

Конечно же, этот пост – крик души болельщика, видевшего блестящие выступления советских биатлонистов 1960-х и1970-х, видевшего провал в начале 1980-х. И невероятный взлет совсем молодых спортсменов на чемпионате мира 1985 г., когда Булыгин, Кашкаров, Шална и Васильев выиграли эстафету на чемпионате мира. С той победы начался второй виток развития нашего биатлона.

Сегодня нет ни малейшего проблеска надежды. Конечно же, в СБР в очередной раз сменят руководство. Но кто и как сможет оздоровить этот разлагающийся организм…

Нужны радикальные меры. Надо резать. Терапия бессильна, требуется хирургическое вмешательство.