15 мин.

А за окном питерские крыши. Почему в финале ВХЛ – именно они

В ВХЛ никто ничего не покупал.

С самых первых дней регулярного чемпионата пара из Северной столицы захватила лидерство в сезоне и в итоге так его никому и не отдала. «Динамо» и «СКА-Нева» провели всю регулярку практически на одном дыхании, не сбавили оборотов в плей-офф и теперь будут разыгрывать очный финал. А действительность столь впечатляющей петербургской доминации взялась совсем не с потолка.

СИСТЕМНОСТЬ СТРУКТУРЫ

Молодым везде дорога

Не стоит мониторить тематические каналы по дизайн-проектированию, чтобы понимать, что перед большими постройками, какие бы альтернативы XXI век уже ни успел нам преподнести, фундамент заливать все-таки стоит. И делать это надо строго в первую очередь, не торопясь со всем остальным. Причем чем больше совести (ну и цемента) в него влито, тем благоприятнее и более удовлетворенно вы сами будете ощущать свою жизненную диспозицию как в частности, так и в целом в этом мире бренном.

Чисто технически вас не сильно будет волновать, сто лет простоит ваша постройка или сто пятьдесят. Однако принятие того факта, что вы приложили руку к чему-то более вечному, нежели вы сами, поставит в сознании галочку напротив еще одной немаловажной строчки в жизненном досье, будоражащей культурный дискурс человечества всю его просветительскую эпоху существования.

Именно по такой модели и зарождался каркас тех петербургских клубов, которые сейчас мы видим гордо взобравшимися на первые две строчки всей Высшей лиги. Что армейцы, что динамовцы (хоть и с совершенно разными по своей сущности целями, но по одинаковым принципам) терпеливо, размеренно и скрупулезно выстраивали системы своих организаций, закладывая всё на 2-3, а то и 4-5 лет вперед.

Отцом-основателем современной структуры «СКА-Невы», безусловно, стоит считать Петра Ильича Воробьева, который, оказавшись в фарм-клубе СКА, с первых же дней принялся за тотальную реформацию. В момент прихода Воробьева на ВХЛ висел ярлык лиги сбитых летчиков и факт того, что далеко не каждому клубу, включая «СКА-Неву», удавалось достичь идеала и стать площадкой для перехода молодых игроков на взрослый уровень, радовать тренерское кредо мэтра не мог никаким образом.

Петр Ильич лично пошел к руководству, ставя вопрос ребром: в такой команде смысла нет, необходима смена формата. И хоть с этого лета Воробьев уже не является главным тренером, он, перейдя на руководящую должность, по-прежнему душой и сердцем с той командой, которую собирал сначала в МХЛ, работая со «СКА-1946», а затем выводил во взрослую жизнь Высшей лиги. Посещает тренировки, дает советы игрокам и с удовольствием общается со своим приемником, Евгением Попихиным, который, невзирая на собственный богатый опыт, искренне рад возможности контактировать с Петром Ильичом и продолжать у него учиться.

Сейчас схема армейской вертикали настолько прозрачна, что смысл ее до неприличия ясен и прост. А главное, реализуем на практике, хоть и находится лишь на заре своего развития. Команды из МХЛ и ВХЛ существуют в плотном контакте, работая в едином стиле и мышлении, в результате чего верхняя грань в возрасте игроков молодежки негласно упала с разрешенного 21 года на 18-19 лет. Только в этом сезоне через «СКА-Неву» прошел огромный пласт хоккеистов 98-99 годов рождения. Многие из них закрепились на уровне ВХЛ в качестве твердых игроков основы, а сразу шестеро армейских хоккеистов отправилось защищать честь флага и гимна в Баффало. Причем с половиной из них лично повозился даже Олег Знарок, который сначала взял брагинских кандидатов на летние сборы, а затем по ходу сезона предоставлял им не самую великую, но все-таки игровую практику в звездной команде мастеров, что еще несколько лет назад в Петербурге казалось сущей фантастикой.

Не менее примечателен тот факт, что каким бы талантливым ни был хоккеист, о своих корнях ему забывать не позволяют. При первой возможности даже самых видных молодых игроков «Невы» спускают обратно в МХЛ, где уже они, а не условный Андрей Рычагов, начинают выступать в роли старших лидеров коллектива, что тоже является немаловажной гранью хоккейного воспитания.

Очевидно, что к этому идеалу в системе СКА будут стремиться и дальше, а значит, в течение пары-тройки лет придут к нему окончательно. Лучшие ребята из МХЛ в возрасте 17-18 лет ежегодно должны будут переходить в команду ВХЛ, чтобы к 19 годам уже становиться игроками основы «СКА-Невы». В ВХЛ они будут дозревать ментально благодаря группе опытных командных авторитетов, коими на данный момент являются Рычагов, Гимбатов и Конозов, и заодно учиться передавать этот опыт еще более молодым товарищам из «1946». И все это при параллельной подготовке к молодежному чемпионату мира, главных кандидатов на который под свое крыло будет брать и главная команда системы в КХЛ. Причем не только ради подготовки кадров для Брагина или его приемника, но и с перспективой на дальнейшее использование в личных интересах.

Как ни крути, а настоящие болельщики СКА слишком трепетно относятся к ребятам из собственной школы и тот формат, в котором существует основа в последнее десятилетие, уже перешел в начальную стадию некоторого отрицания, что сказывается на небольшом спаде посещаемости «Ледового» и способствует появлению регулярных аншлагов в «Хоккейном городе». И едва ли руководители СКА настолько недальновидны, чтобы этого не замечать.

Работа боссов в этом направлении, кстати, была видна уже в этом году: большая часть армейских сборников Баффало была стопроцентно доморощенной – ребятами, родившимися, вставшими на лед и выросшими на берегах Невы. Невзирая на не самые стандартные фамилии некоторых. И это опять-таки только первые ласточки работы руководства над собственной академией.

Дух амбиций уровня имперских

У «Динамо» же в свою очередь изначально были иные цели на будущее, что не могло не сказаться на специфике вертикали, выстраиваемой Сергеем Черкасом и мощными кураторами невского бело-голубого клуба. В «Динамо» всегда подчёркивали, что их организацию никоим образом нельзя рассматривать как противовес бренду СКА, однако всеми своими действиями клуб медленно и верно приходил именно к этому.

 

Если вы бывали хотя бы в нескольких скандинавских странах, то не могли не заметить, насколько упорно выделяется Стокгольм в желании преподнести именно себя в качестве столицы всей Северной Европы. Во время прогулки по шведской столице невозможно не ощутить царящие повсюду имперские амбиции, заложенные еще при абсолютной монархии тамошними королями. За что последние собственно и огребали у Петра, вывезшего по итогу в Петербург всё шведское золото, какое только было можно: это отлично наблюдается по убранству королевского дворца, а вернее, по его отсутствию. Впрочем, не суть. Главное, что такая вот модель шведского самосознания как раз-таки отлично переносится на петербургскую схему хоккейных координат.

Ни для кого не секрет, что «Динамо» давно грезит попаданием в КХЛ, хоть и по-прежнему стеснительно пропускает мимо себя все разговоры на соответствующую тематику. В клубе никогда не рассматривали себя в роли чьего-то фарма. Здесь вы не увидите россыпь хотя бы 20-летних пацанов, дебют защитника, рожденного в год миллениума, или некоторой сериальной романтики, запрятанной в сюжетной линии проводов целого десанта друзей к их главной цели, к которой всеобщим трудом и поддержкой их вели почти целый год.

Вы увидите клуб, продолжающий традиции гордой ленинградской команды, а значит, ставящий перед собой задачи соответствующих масштабов и посему формирующий свою систему с акцентом на соответствующие планы. Это принципиальное отличие от системы «СКА-Невы» и было заложено в фундамент динамовской вертикали. Команда не должна быть возрастной, но обязана обладать определенной зрелостью.

Тем не менее, в лагере динамовского строительства точно так же во главу угла было поставлено терпение и строгое размеренное планирование, как бы сильно оно не наступало на горло грезам об ускорении достижения самых сокровенных мечтаний. Вертикаль проекта «Динамо Санкт-Петербург» начали выстраивать ещё в 2013 году, восстановив детско-юношескую школу. На ее основе впоследствии была создана команда МХЛ, которую через несколько лет с заделом на Высшую лигу и возглавил Леонид Тамбиев, следующим летом забравший с собой лучшие кадры играть с только-только созданным коллективом сезон 2016/17 в ВХЛ. Главной задачей первого выпуска динамовской молодежки становилось органичное дополнение костяка, собранного извне с оглядкой на петербургское прошлое хоккеистов, рожденных преимущественно в первой половине 90-х.

СИСТЕМНОСТЬ ТРЕНЕРСКАЯ

Талмуды мастеров

Преемственность и полное сочетание тренерского видения и потенциала со стратегическими векторами клубов – ещё один немаловажный компонент в пирамиде петербургского успеха. И он тоже выстраивался задолго до дней насущных.

Личность Евгения Попихина – крайне органичная деталь, лучшим образом продолжающая идеи и принципы, заложенные Петром Ильичом в концепцию «СКА-Невы». В лице Попихина руководители армейской системы словили, пожалуй, идеального преемника для работы с молодежью, рвущейся во взрослый хоккей. Повидавший многое специалист со схожими взглядами на рецепт успеха. С богатым опытом, который впитывался по обе стороны хоккейной жизни и с которым в ВХЛ могут посоперничать лишь считанные тренеры. Справедливый, умеренно жесткий, но обладающей при этом определенной чуткостью, граничащей с отцовской добротой.

 

Строгая дисциплина и максимальная требовательность – это то, в чем в первую очередь нуждаются ментально неокрепшие таланты, соприкоснувшиеся с первыми нотками успеха по пути своих карьерных лестниц. К этому в «СКА-Неве» уже привыкли и уходить от этого не хотелось бы в том числе и самим хоккеистам. Эффект ежовых рукавиц без их прямого использования – главное достижение Попихина в этом сезоне. «СКА-Нева», пожалуй, первый случай в карьере специалиста, когда ему пришлось столкнуться с настолько сильно ориентированной на молодость командой, а значит, и произвести некоторые корректировки в уже наработанных тренерских принципах. Организовать максимально безболезненный переход от старого наставника к себе и при этом адаптировать свою систему взглядов под молодежную психологию становилось первичной задачей для Евгения Николаевича, с которой он успешно справился. Ну а дальше, слава богу, Попихину уж есть, чем поделиться со своими подопечными.

У наставника «СКА-Невы» не забалуешь и не загуляешь не только из-за прививаемой дисциплинарной выучки, но и из-за банального недостатка выходных. Даже после самых тяжелых матчей Попихин отправляет игроков в зал как минимум на 40 минут. Вернее, сами игроки идут туда, ибо уже приучены к этому с самых первых дней игры у Воробьева в молодежке. Утром – уже на раскатку.

Ну а жесточайшая конкуренция, когда на твое недавно добытое место претендует еще целых два состава из «сорок шестых» и «Серебряных Львов», просто-напросто не позволит расслабиться никому, кто по-настоящему заинтересован в дальнейшем хоккейном развитии. Уж сколько раз в этом сезоне поднятые из МХЛ ребята резко сажались на лавку даже из-за одной грубой ошибки в предыдущем матче…

Стократ блажен, кто предан вере

Леонид Тамбиев – пожалуй, молодой собирательный образ и Петра Ильчиа, и Евгения Николаевича одновременно. Тамбиев во многом проповедует те же системы ценностей, что и представители старой закалки в «СКА-Неве». Он по-тренерски юн, но очень амбициозен и настырен в первую очередь в развитии самого себя, что позволяет Леониду Григорьевичу совершенствовать и те принципы, которые он выбрал за основу тренерского кредо в самом начале своего пути.

Он не стесняется расти вместе со своей командой и, вероятно, именно в этом единении, близком к идиллии, и кроется немалая доля динамовского прогресса из середняка первого сезона до безоговорочного лидера следующего же чемпионата. Тамбиев крайне требователен к себе, но и аналогичного отношения он ждёт от своих подопечных. Это породило в динамовском коллективе дикую конкуренцию даже без особого задействования кадров из МХЛ. И если ты не готов расти вместе с тренером, то с «Динамо» тебе придется попрощаться. Даже если твоя фамилия тоже Тамбиев, и в предыдущие полтора сезона ты играл достаточно неплохо, временами становясь лидером коллектива. Но будь ты хоть трижды сын главного тренера, ехать тебе придется уже в Караганду.

 

Чтобы наглядно раскрыть образ Леонида Тамбиева, достаточно привести лишь одну зарисовку из жизни «Динамо». В прошлом сезоне у петербуржцев ни в какую не шла игра в большинстве. С этим пытались бороться, но победить недуг так не получилось. И, конечно, проблемы с реализацией лишнего в итоге оказали большое влияние и на игры плей-офф.

Ходят слухи, что Тамбиев был сильно недоволен тем, что за весь сезон его штабу так и не удалось добиться изменений, ввиду чего он практически сразу с головой погрузился в анализ ахиллесовой пяты команды. Уже потом Сергей Черкас, генеральный директор «Динамо», в летней беседе приоткроет тайну, что всё межсезонье Тамбиев с огромной интенсивностью отрабатывал игру в большинстве, памятуя о серьезном пробеле последнего чемпионата. А уж момент из предсезонного матча с ангарским «Ермаком» ещё долго будет вспоминаться в качестве наглядного примера спортивной фанатичности динамовского наставника.

Тогда в «Юбилейном» «бело-голубые» крушили ангарчан 5:0, спокойно доигрывая свой предпоследний матч перед стартом регулярного сезона. Однако сценарий игры резко перевернулся таким образом, что на последние 30 секунд «Ермак» остался втроем. Тамбиев моментально взял тайм-аут и вынудил своих подопечных максимально выложиться в этот отрезок – настолько ценной для Леонида Григорьевича была каждая маломальская возможность отточить запавший в душу компонент. И результат этой тренерской работы в этом чемпионате мы с вами прекрасно видим. У «Динамо» лучшее большинство во всей лиге, а треть всех своих шайб петербуржцы забросили, разыгрывая лишнего.

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ И ТОЧЕЧНОСТЬ

Баланс – всему голова. А когда он насаживается на отточенные и работающие системы, получается и вовсе страшная сила. Это единственный аспект, который единит двух петербургских лидеров не только формой, но и содержанием.

«Динамо» и «СКА-Нева» – не из тех организаций, которые будут пачками менять игроков в межсезонье. Они осознают все изъяны своих составов, но при этом не норовят хирургическим ножом вырезать всё, что неопрятно выглядит, а стараются ещё больше работать над ними, находясь в постоянном поиске новых решений и сочетаний, направленных на нейтрализацию, нивелирование, а то и улучшение проблемных винтиков в механизме.

В это межсезонье на берегах Невы просматривали огромное количество кандидатов, однако остались в Петербурге лишь те единицы, которые наиболее универсально и влито подходили под наиболее уязвимые места обеих команд. И если у армейцев суть отбора в основном сводилась к кастингам из молодежных команд, то селекция динамовцев требовала особого ювелирного искусства. Известно, что в клубе крайне скрупулезно отнеслись к кадровой политике этим летом, до самого последнего из возможных моментов оттягивая итоговый выбор новичков.

И, как и прежде, за свое терпение бело-голубые были награждены. У «Динамо» получилось сделать то, чего обычно так не хватает многим амбициозным организациям. Да и людям тоже. Лишь в несколько движений Черкас, Тамбиев и сотоварищи сумели с максимальным КПД достроить то, что нуждалось в модернизации, и не разрушить те заготовленные каркасы, которые уже приносили свои плоды. Причем сделать это таким образом, чтобы старое от взаимодействия с новым ещё и заиграло новыми красками.

 

Так, после появления опытного Дмитрия Молодцова, взявшего на себя всю оборонную стезю среди ведущих защитников команды, ярчайше раскрылся атакующий потенциал Ильи Назаревича, чья фантастическая результативность выглядит настолько монолитной, что в попытках ее описать вместо слов остаётся воспроизводить одни лишь нечленораздельные звуки да оперировать другими методами невербалики. У человека 20+15 в 45 играх и он идет на третьем месте в общем (!) списке снайперов, забросив в 2,5 раза больше Александра Сёмина (данные на момент написания - прим.). О чем тут ещё говорить?

Александр Самонов пришел как альтернатива юному Кириллу Устименко в борьбе за роль молодого сменщика матерого Никиты Ложкина, а в итоге оставил не у дел их обоих, намертво застолбив за собой звание первого номера «Динамо». Выдав феноменальный старт сезона, не пропуская в пяти матчах подряд и уже к середине сезона устанавливая новый рекорд лиги по сухарям.

Не последнюю роль в таком прорыве сыграла системность в динамовской обороне, которую команда обрела благодаря уже описанному точечному усилению. Аналогичный процесс, к слову, наблюдается и в «СКА-Неве» с тандемом Богданова и Мельничука (первый, кстати, весь сезон оставался в тени своего визави-одногодки из «Динамо», несмотря на то, что сушил игр немногим меньше).

Всё это есть не что иное, как следствие предыдущих пунктов о системности. Игра обоих клубов организована так, что вратари чуть ли не созданы для шатаутов, им предоставлено огромное творческое поле для развития уверенности в себе, что в их возрасте, возможно, чуть ли не главный фактор в становлении и формировании вратарской личности. Сравни маленьким колесикам на велосипеде или боковым вспомогательным стойкам на дорожке для боулинга.

А дальше как часы организованная оборона автоматически развязывает руки лидерам нападения, и вот уже мы наблюдаем, как начинает творить в атаке Александр Шевченко, будоражащий бомбардирские списки, и как расцветают диспетчерские навыки Карамнова, Берлева и Бирюкова. Поражаемся не спадающей результативности 35-летнего Андрея Рычагова, ментальному взрослению Алтыбармакяна с Полодяном и красивой истории Ивана Ларичева.

«Динамо» и «СКА-Нева» – как бы они ни мерились друг с другом – ягоды одного поля. И неудивительно, что их соперничество в итоге пришло к тому, что за ним следит не только Петербург, рекордно забивающий «Юбилейный» и вынуждающий закрывать «Хоккейный город» на вход, но и вся лига, в то время как некогда лояльные отношения болельщиков всё больше закипают принципами.

Они созданы друг для друга. А возможно и для лучшего финала в истории, для которого в Северной столице не постесняются предоставить даже «Ледовый». Который уж точно не будет пустовать.

Материал подготовлен для официального сайта ВХЛ, 08.02.2018