10 мин.

«Хочу и Баста!», или история успеха Mr.Ricco Школьной Футбольной Лиги Татарстана

12 мая в Баскет-Холле, первом в России баскетбольном дворце, расположенном в городе Казань, выступил Баста. Он же Ноггано, он же Нинтендо, он же Василий Михайлович Вакуленко — российский рэпер, композитор, телерадиоведущий, актер, сценарист, режиссер и продюсер. Лучший хип-хоп исполнитель по версии MTV, Муз-ТВ, , музыкант года по версии GQ. В этот день на крытой многофункциональной спортивной арене он выступал не для обычных подростков — участников Суперфинала Школьной Футбольной Лиги!

Как такое возможно? Расскажем в нашем материале, читайте дальше!

БЛЮДО ДЛЯ ГУРМАНОВ

Школьная Футбольная Лига родилась в городе Набережные Челны в 2014 году. Там же, но на 27 лет раньше, появился на свет ее создатель и идейный вдохновитель — Вадим Янгиров. Человек широко известный не только в Татарстане, но и за его пределами. Кандидат в мастера спорта по легкой атлетике, победитель и призер первенств Республики в беге на 800, 1500, 3000 и 5000 метров, марафонец. С 2006 года он, по собственному признанию, занимается спортом не профессионально. Но так можно сказать лишь отчасти. За плечами Вадима Янгирова работа в должности вице-президента в "Федерации легкой атлетики" Татарстана, "Федерации триатлона". Он является директором Казанского марафона. На счету спортивного продюсера такие проекты, как Чемпионат по вело-рэйсингу, матч звезд КХЛ, Международные соревнования по легкой атлетике "Кубок — Мемориал Виктора Жданова" и, конечно, Школьная Футбольная Лига.

"Мы стартовали 5 лет назад в Набережных Челнах. Прежде этот город носил имя Брежнева. Кажется, что инфраструктура там не менялась с тех застойных времен. И только в 2019 мы пришли в Казань. Здесь ситуация принципиально другая. Но основная трудность, безусловно, — нехватка финансирования. Проект с самого начала является некоммерческим. И до сих пор не приносит прибыль".

Школьная Футбольная Лига существует по большей части благодаря меценатам. И этот случай можно назвать уникальным. Не будет преувеличением сказать, что в этом огромная заслуга Вадима Янгирова. Вот, что сам он говорил о спортивном спонсорстве в России еще в 2016 году:

"Однажды у меня был разговор с главным маркетологом одного известного банка. Его слова о том, что сегодня рекламные бюджеты направляются на продуктовый маркетинг, а не на имиджевый, который обычно предлагают спортивные события, на меня не произвели впечатления, поскольку я только отчасти с этим согласен. И тут я задал вопрос, как можно активировать спонсорские права и сделать креативные активации в рамках события, продвинув тем самым продукты банка. И вот тут моему удивлению не было предела, когда я услышал фразу: "А что такое активации?" Таким образом получается, что потенциальные партнеры рассматривают нашу площадку лишь для того, чтобы были видны логотипы на мероприятии и максимальное указание партнера в СМИ. Ситуация складывается далеко не радужная, поскольку в мире все спонсоры спортивных событий по максимуму используют свои права и активируют их максимально. Классный пример Fly Emirates.

И таких примеров много и можно много интересного придумать в рамках активации того или иного спонсора, только вот сами спонсоры в этом направлении не работают и как итог понимают, что спонсорство не эффективно.

Тут хочется вспомнить известный рекламный слоган: "- Не люблю кошек! - Ты просто не умеешь их готовить""

Создатели Школьной Футбольной Лиги явно хорошо разбираются в "приготовлении кошек". Особенно, с брусничным вареньем ;) Хочу и баста, подумали они. И получили в спонсоры Mr. Ricco! "Итальянский мачо" с перепелиными яйцами прославился на всю страну в нулевых. Сегодня продукция завода, который базируется в Казани, единственная в России сертифицирована на международном уровне как 100% органический продукт. Бренд Mr. Ricco является Титульным спонсором Школьной Футбольной Лиги. Кампания активно и творчески продвигает среди школьной аудитории проекта (детей и их родителей) свои сладкие новинки: варенья и джемы. Клубника с базиликом, черная смородина с мятой, лесные ягоды - традиционные и оригинальные сладости для гурманов и не только.

На вопрос, как удалось заполучить такого партнера, организаторы ШФЛ отвечают скромно: "Саморенкин Дмитрий Анатольевич — Председатель Совета директоров АО "Казанский жировой комбинат" высоко оценил идею и миссию проекта. Благодаря его поддержке Лига обновилась: создана индивидуальная форма для каждой команды, которая принимает участие в турнире. Кроме этого, бренд Mr. Ricco активно поддерживает и поощряет различные конкурсы, в том числе розыгрыш продукции завода. Нам очень повезло. Дмитрий Анатольевич болеет душой за проект. Он всегда открыт для обсуждения различных вариантов развития турнира".

"ЗАЙЦЫ, ТИГРЫ, КРОКОДИЛЫ..."

Своей главной задачей организаторы Лиги называют популяризацию и развитие подросткового футбола в Татарстане. После пяти лет успешной работы в Набережных Челнах, в этом году соревнования по мини-футболу дебютировали в Казани. За звание чемпиона Лиги боролись 32 школьные команды — ребята 2004 года рождения и младше. "В каждой школе мы размещаем индивидуальные информационные стенды, благодаря которым ученики узнают информацию о турнире и команде. Мы сотрудничаем с преподавательским составом, передаем информацию через социальные сети учебных заведений. Важно, что упор делается не только на игроков, но на всех школьников. Например, у нас есть конкурс "Лучший фан-клуб"".

У каждой команды, разумеется, есть название. И в этом ШФЛ тоже отличилась. На поле запросто могу сразиться "Аллигаторы" и "Жирафы", "Кобры" и "Киты" или "Драконы" и "Дельфины". Футболисты выходят на поле в форме с символикой, специально пошитой для данного турнира при поддержке титульного спонсора.

Всего участники проходят через 7 отборочных туров. В каждом из них по 16 игр. Затем идут игры плей-офф. А в финале из четырех определяется победитель. В конце чемпионата традиционно проходит суперфинал за звание абсолютного чемпиона.

Так например, в этом сезоне, на поле встретились "Зебры" и "Шершни". По итогам серии пенальти "насекомые" из города Набережные Челны обыграли "непарнокопытных" Казани со счетом 3:2.

По словам Вадима Янгирова, аналогов Школьной Футбольной Лиги в России нет. "Принцип проведения ШФЛ основан на организации западных лиг НХЛ и НБА. Формат турнира похож на североамериканские лиги, где команды поделены на конференции. Среди них проводится регулярный чемпионат по круговой системе".

Как уже было отмечено, болельщики максимально активно вовлекаются в игру. У каждой школы есть свой фан-клуб. К любому матчу ребята готовят плакаты, новые кричалки, разучивают танцы, чтобы поддержать спортивный дух одноклассников. А в перерывах между играми проводятся конкурсы, где разыгрывают атрибутику Лиги и призы от генерального партнера. Вся эта информация впоследствии аккумулируется и предоставляется в виде отчета спонсорам.

"Мы создаем отчеты по брендингу, по количеству вовлеченных зрителей и болельщиков, посетителей интернет ресурсов Лиги: нашего официального сайта и аккаунтов в социальных сетях" - отмечают представители ШФЛ.

Любопытный факт. В рамках матчей лиги регулярно проводится игровой день для самых главных болельщиков — родителей ребят. Каждый из них получает пригласительный билет с такими словами — "Ваш сын занимается спортом. Приходите поддержать его команду!" Согласитесь, отказаться от такого предложения просто невозможно! Тем более, что в качестве бонуса после матча семьи получают красочные фото и видео. Их выкладывают на сайте.

На сайте ШФЛ регулярно публикуются статьи с обзорами матчей, промежуточными результатами конкурсов, интервью игроков. Есть и уникальный контент — это фото и видео. Ведется текстовая трансляция матчей, размещаются опросы и результаты игровых дней, статистика турнира, команд и отдельных игроков.

Стоит отметить, что посещаемость официального сайта Школьной Футбольной Лиги в дни соревнований зашкаливает. И можно понять, почему. Так что недавний переход на платформу Join.Football, по словам организаторов, существенно облегчил им жизнь.

"Сервис Join.Football очень упрощает ведение сайта для нас. Ведь он предоставляет все необходимые функции: и таблицы, и статистику. А кроме того, предлагает свои интересные "фичи". Например, инфографика в превью матчей, блок "Лига в цифрах и фактах". А главный плюс в том, что эта платформа позволяет снизить издержки, так как не приходится дополнительно нанимать разработчика и веб-дизайнера. По сути, для ведения сайта теперь достаточно одного человека".

КАЗАНЬ БРАЛ! И ДРУГИЕ ГОРОДА ВОЗЬМУ!

Вадим Янгиров не скрывает, что его задача — популяризация футбола и здорового образа жизни в целом не только в Татарстане, а по всей стране. И сейчас, по его мнению, для этого самое удачное время. "Казань приняла один из лучших матчей прошедшего Чемпионата Мира. Дважды здесь играли чемпионы. Сборная Франции на "Казань Арене" дебютировала на турнире матчем с Австралией и вынесла Аргентину в первом раунде плей-офф. После проведения ЧМ все жители города и Республики до сих пор очарованы футболом. Ощущение праздника не покидает".

Сейчас турнир ШФЛ объединяет 64 команды из двух городов. Только за сезон 2019 года было сыграно 256 матчей и забито 1668 голов! Цифру можно умножить, если присоединить к турниру и другие города.

Об этом, выступая перед участниками Суперфинала 12 мая говорил и рэпер Баста: "Хотел бы поблагодарить каждого, кто участвовал в этом. И взрослых людей, кто сделал это возможным. Без взрослых бы не получилось этого события. Надеюсь, что в следующем году команда из моего родного города сможет здесь поучаствовать".

Вадим Янгиров солидарен: "Даже если вы находитесь во Владивостоке, ждите! Мы уверены, что Школьная Футбольная Лига придет к вам через год-два". А всем спортивным продюсерам Вадим Янгиров советует учиться готовить. И речь, конечно, не о блюдах под майонезом или сладким ягодным соусом ;)

"Задача организаторов спортивных событий банальна — поставить себя на место маркетологов. Конкретно. С максимальной критикой при выборе промо. С цифрами, просчетами, охватом и, главное, результатом. Только так можно будет давить не на социальную значимость спорта, а на его уникальные конкурентные преимущества в сравнении с другими формами рекламы и маркетинга. Если мы не будем говорить, какие вкусные активности может дать спорт и в частности наше событие, то на нас так и будут смотреть, как на нищих, собирающих милостыню. Удачи!"