10 мин.

Dreams on Ice или хроника пикирующих лебедей-камикадзе

Написать меня сподвигла Darya-yeNoor, за что ей большое спасибо. Речь пойдет о ледовом шоу Dreams on Ice, прошедшем на позапрошлой неделе в Иокогаме. Тема была уже освещена, постараюсь не повторяться, рекомендую вначале прочитать это http://www.sports.ru/tribuna/blogs/fsledlife/337553.html. Я подожду минут 5-10, пока вы закончите.

Если уже можно, начну.

Этические и стратегические соображения заставляют меня быть предельно политкорректным. О друзьях и соратниках по фигурному катанию, как говорили еще древние греки, надо или хорошо, или ничего. Это не значит, что я неискренен… Нет, конечно, нет! Это просто значит, что за кружечкой чай на кухне я мог бы добавить некоторые интересные детали… Не более. Последняя оговорка: имена и фамилии приведены так, как они правильно транскрибируются с японского. Надеюсь, не очень будет резать ваш слух.

Начну с мальчиков.

Такахито Мура. Остается верен своему образу самого гарного хлопца в округе. Он него, на самом деле, не совсем заслуженно сбегали в фигурном катании последние электрички, и он мне так и представляется: бредущим по шпалам томной летней ночью, надушенным одеколоном "Гвоздика", с еще одной гвоздикой в кармашке пиджака и кепкой набекрень. На тренировках прыгает 4Т+4Т с минимальным недокрутом. Тройной аксель показывал на мастер-классе для японских тренеров, который проводил В.Н.Кудрявцев (а мне довелось переводить), еще в свои 14 лет. Да так, что Виктор Николаевич, который пощады тут никому не давал, признал, что этого мальчика особо трогать-то больше и не надо. Прыгает свой любимый прыжок в обычных стретч-джинсах UNIQLO… какой шанс для рекламы они упускают! Наш самый старый сэмпай ("старший товарищ") – его отец-тренер был и первым настоящим тренером моего младшенького. Имеет влияние на товарищей более позднего призыва. В последнее время мой младшенький порой изрекает глубокие философские мысли по поводу того, как вообще надо жить и кататься в этой жизни, и при выяснении обстоятельств дела след часто выходит на Такахито.

Кэйдзи Танака. Имя "Кэйдзи" означает "следователь, сыщик, детектив", причем дано было совершенно сознательно именно в этом смысле. Будете удивлены, но он тоже (как и мой) японец только наполовину. Лучший друг моего. Меня поражает, как два таких непосредственных соперника могут быть настолько хорошими друзьями. Катал свою новую короткую программу под Tokyo Ska Paradise Orchestra. У Миямото-сэнсэй это сейчас, видимо, любимый оркестр – у моего тоже в Брюс Ли половину нарезки от них. Не знаю, есть ли у них обработка Ромео и Джульетты, а то ведь и Плющенко будет кататься под стильную японскую группу. Для Плющенко могут и специально аранжировку сделать, почему бы и нет.

Я шучу, не волнуйтесь.

Юдзуру Ханю. Про его программу хорошо написано у Darya-yeNoor, но мы смотрели, как я понял, разные представления. Поэтому чуть добавлю, что там было днем. В первом акселе он взял крен, как пикирующий штурмовик при заходе на цель, и из пике так и не вышел. У меня нет серьезных субъективных причин слишком переживать за Юдзу, но грохнулся он так, что даже мое сердце ёкнуло. Потом он упал на шагах, как на ЧП, затем еще раз на прыжке. После окончания программы сделал 土下座, умоляющий о прощении поклон на коленях, в обе стороны зала. Затем ездил по всему, без преувеличения, катку, собирая осколки своего костюма. На выходе, правда, маечку в зал кинул – японцы в точности соблюдают технологический процесс при любых погодных условиях. Но, вроде, все обошлось, жив-здоров, слава богу. Программы не получилось, но шоу вышло славным, без какой-либо иронии (чуть ниже я скажу пару слов о прыжках и вы поймете, что не лукавлю).

Про моего Брюса Ли с нунчаками скромно опущу…

Тацуки Матида. Очень сильно катался, очень высоко и динамично прыгал, очень впечатлил публику, все было очень. Половина зала встала в овацию, не меньше (честное слово), чем на Такахаси. Потом все сели.

Дайсукэ Такахаси. Настолько избаловал и приучил к таким своим выступлениям, что воспринимается как нечто обычное, хотя обычного там ничего нет. Не буду его обсуждать, он и так самый обсуждаемый. Лишь одно добавлю – я бы не приглушал свет на его выступлениях. Все эти манипуляции с освещением и прожекторами нужны для антуража, а антураж-то ему дополнительный ни к чему. Он самодостаточен при нормальном дневном свете, в котором его движения, банально, просто лучше видны, что не лишнее, особенного из дальнего угла для шаперонов. Вся эта светомузыка, в лучшем случае – как башкирский мед на тульский пряник, в худшем - как микрофон и динамики из 100-иенового магазина для Монтсеррат Кабалье.

Патрик Чан. Ха! Ну, музыка мне понравилась, я люблю "Coldplay". Под них и Стефан Ламбьель катался. Чан, конечно, срезал все углы, нашел путь минимального сопротивления, но какой-то такой вот … какой-то вот такой .. вот образ создал. Плыл, в общем, по течению. Злые языки скажут, что по течению плывет не самая свежая рыба. Добрые ответят, что это поток Дао, который его и подпитывает по нацпризнаку. Очень сильно он не вспотел, но с ним все же интереснее, чем без него.

Про мальчиков все. Про некоторых опустил, но не потому что нечего сказать… Оставил на следующий раз))

Девочки.

Ага!

Вот они наши прелестюшечки.

http://ameblo.jp/kenjimiyamoto/image-11280029180-12033123792.html

Сатоко Мияхара. Лапочка. В словаре японского языка идет сразу после слова "Чебурашка". Сама невинность. Такая вот и шнурочки не подрежет, и ключики от шкафчика подружки по клубу вместе с ее MD в унитазик не спустит. Мой каждый раз при встрече с ней фоткается, причем с таким умилением на лице, которое я последний раз вживую у него видел в годик во время сна. Танцевала умирающего лебедя. Смелый, я бы даже сказал, дерзкий ход, и, может, не все там было суперчисто, но так трогательно… Еще не лебедь, но уже не утенок, пробиваются новые сильные перышки, вот-вот взлетит…ну, там по сюжету, не взлетит, конечно, но я про Сатоко, а не про лебедя. То есть про Сатоко-лебедя. Ну, понятно, в общем. Взлетит еще наш орленок выше солнца.

Риса Сёдзи. Вроде, слава богу, вылечила травму, теперь будет все прыгать и снова станет нашей Принцессой. Мой с ней дружит (в свое время вместе тренировались у Сигэмацу-сэнсэя), поэтому подозреваю, что мудрость Такахито крупицами доходит и до Рисы.

Канако Мураками. Одноклассница. Комсомолка, спортсменка и, наконец, просто отличная девчонка. Ни грамма зазнайства, при ее-то результатах. Насколько не посредственна на льду, настолько непосредственна и в жизни. На уроках математики считает, загибая пальцы. При этом упорна, характер стойкий, нордический. От нее веет оптимизмом и светлым будущим, как от задорной многостаночницы в красной косынке на плакате первых пятилеток. В прошлой инкарнации – совокупный образ героинь Любови Орловой.

Харука Имаи. Мало кто из японских фигуристов настолько выигрывал от попадания на североамериканский континент. Прибавила абсолютно во всем, кроме, может, уверенности в себе, которой у нее всегда уже было хоть отбавляй. В непосредственности превосходит даже Канако. В этом сезоне готова о себе заявить самым громким голосом. С голосом у нее, кстати, тоже все хорошо: в Национальном тренировочном центре в Нагоя всегда царит благоговейная полутишина, и если вдруг она (полутишина) раскалывается от чьей-то звонкой трели, то это значит, что все… - Харука пришла кататься!

Каролина Костнер. Танцевала под песенку "It's Oh So Quiet". Мне очень понравилось. Но, наверное, частично из-за особенно жесткой конкуренции в женском катании и частично из-за индивидуальности Каролины сейчас нужно объяснять, почему она нравится.

Не все цветы вырастают розами, не каждая девушка – экспрессивная, импульсивная и яркая Одри Тоту. Есть полевые ромашки и есть, кто бы мог подумать, даже некрасивые девочки, и, увы, не только в стихах Заболоцкого. (Это я не про Каролину, просто беру с запасом). Но каждая девушка достойна хотя бы того, чтобы влюбиться по уши. И вот представьте теперь, что такая ромашечка-каролиночка, скромная, невзрачная (это я с запасом) тихоня на задней парте влюбляется и вам надо сделать об этом программу. Ну, не вам лично, простите)) Что там, в программе будет? Барбара Стрейзанд "Woman in Love", руки на груди или взмыты в мольбе вверх, мокрые глаза вслед за руками и вечный кораблик. Я утрирую? Ой ли… Томная (ну, хорошо, нежная, проникновенная) музыка с томным (ну, ладно, выразительным, драматическим) взглядом и флотилия кораблей в сопровождении стаи ласточек – разве не так? А вот у Костнер было не так. Какой у нее диапазон выразительности мышцами лица мы знаем. Так в этом-то вся феня. Каролина была не просто влюблена, она тащилась от своего чувства, ее переполняла никогда еще не испытанная радость, она была готова прыгать и летать от счастья, она прыгала и летала и это было видно-видно-видно! и при этом, повторяю, лицо у нее было все той же Каролины. Она выразила сумасшедшую влюбленность не методами драматического театра (хотя и это тоже было и весьма мило), а средствами фигурного катания в исконном смысле слова. Хореография была интересной, новой и главное – эксклюзивно подогнанной под музыку. Я слова песни о том, что она falling in love разобрал уже после того, как было ясно, что купидоны не только девчонку стрелами искромсали, но еще и крылья подарили. Ромашка превратилась… даже не в розу, а в игривую, радующуюся жизни бабочку, и при этом осталась ромашкой. Не бывает? Бывает.

Что-то я очень долго про Каролину.

Я тогда перейду к Мики Андо и продолжу про Каролину. Согласен с тем, что написала о Мики Darya-yeNoor. Но вот такая беда. Мики, и не только ей, и даже на этом же шоу, можно под те же самые движения нарезать совершенно другую музыку (у нее была "Размышление" из оперы "Таис"), умело подогнать, скомпоновать и вы никогда не заметите подмену. К одной музыке может быть разная хореография, это, хм, понятно. Но вот когда к конкретной хореографии можно прицепить разные мелодии – что-то в этом не то. Более того, скажу совсем крамольную вещь. У Мики в ее выступлении можно заменить не только музыку, но и, увы, саму Мики. Это не совсем хорошо. Как в хайку, сложенном по принципу ториавасэ – "сочетания". Если можно заменить слово и при этом не станет хуже или непонятнее – значит плохо. А вот у Каролины все было именно под эту песню, этот образ и, главное, под саму Каролину.

И напоследок пара абстрактных соображений.

Зачем люди приходят на ледовое шоу и конкретно на Dreams on Ice? Конечно, у всех сердце стучит по-разному. Кто-то хочет просто побыть рядом с любимым спортсменом, и неважно, что любимый будет делать – пусть весь лед хоть на катере, хоть на тракторе, хоть на заливочной машине изъездит – все равно радость. Мы, наверное, были из таких. Некоторым особенно переживающим за предстоящий сезон болельщикам не терпится посмотреть новую программу. Dreams on Ice это разрешает делать. Ну, и наконец, есть те, кто просто пришел на шоу как на праздник фигурного катания. Таких, наверное, большинство.

А что хотят делать на Dreams on Ice сами фигуристы? За всех, конечно, не отвечу, но знаю, что подпишутся многие – они хотят катать новые программы (а не показательные), если, конечно, эти программы готовы. Время – середина июня. Конечно, спортсмену хочется, ему просто нужно опробовать новую программу: и на себя посмотреть, и на реакцию общественности. Особенно юниорам, у них все начинается еще раньше. Какой к черту показательный номер, скоро выступать уже надо. К чему я клоню. Большинство людей пришло все же на шоу. Заплатило деньги, чтобы с чистым сердцем полюбоваться на праздник, а не на тренировку. Но у спортсменов был вариант и желание откатать ту же короткую. Или переделанную старую. Я сам своего так подбивал. Ну, какие нунчаки, что с Хань Янем драться что ли. И все-таки почти все привезли номера именно под это шоу. Молодцы.

Предпоследнее.

О прыжках. Я против сложных прыжков на шоу. Наверное, это крамольная мысль, но я считаю, что на укороченном катке, в непривычном освещении, да еще (как в финале) не в одиночку это просто опасно. Даже не хочу объяснять, опасно это и все. Даже если это не подтверждает статистика, все равно опасно. Да, они прыгают… им хочется прыгать. Мой тоже, когда на позапрошлом ЧЯ не попал в сборную на ЮЧМ, раздосадованный прыгнул в темноте на показательных свой 3А… хотелось показать и доказать. Но я против. Даже если это ничего не изменит. Когда они, да еще на спор, подзужывая друг друга, заходят на сложные прыжки, да еще порой не до конца освоенные, мне они представляются гладиаторами, идущими с одним коротким кинжалом на диких зверей под рев восторженной толпы… или на юных смертников из отряда камикадзе. Зачем это? Пусть прыгают на соревнованиях, где хоть лед по-нормальному видно и места вдоволь, которого все равно часто не хватает. Да и не нужно это здесь. Бобрин в Ковбое прыгает только 2А, а смотрим до сих пор.

Вот. Хотел написать о Dreams on Ice, получилась сочинение на очень вольную тему. Простите.

Закончу фразой из любимого кинофильма. Если вдруг этот блог будут читать властители судеб.

"Пожалейте их, граждане судьи, они все очень хорошие ребята!"…