8 мин.

В новом сезоне трое новичков и один Нико Хюлькенберг – как они попали в «Ф-1» ?

Сезон 2023-го года уже на подходе: вот-вот начнутся предсезонные тесты, а через неделю после них в Бахрейне стартует и первый этап Гран-при. Самое время вспомнить, какой путь прошёл каждый из новичков, чтобы исполнить заветную мечту и попасть в «Формулу-1».

Всего их четверо: Нико Хюлькенберг, Ник де Врис, Оскар Пиастри и Логан Сарджент. Хотя, действительно новичками можно назвать только двоих – Нико Хюлькенберг уже успел провести целых 9 сезонов в «Ф-1» и теперь возвращается после двухлетнего перерыва, а Ник де Врис уже провёл свой дебют в Монце в прошлом году.

Нико Хюлькенберг: перспективная юниорская карьера и антирекорд

Мало кто из фанатов «Формулы-1» не знает Нико Хюлькенберга. 

Немец попал в главную гоночную серию после удачной юниорской карьеры: победы в картинговых чемпионатах Германии, «Формуле BMW», а потом и в «Формуле-3» и «Формуле-2». В 2008-ом году, ещё до побед в младших «формулах», он стал тестовым пилотом команды «Уильямс», а в 2010-ом получил место боевого пилота. Это было идеальное время для гонщика из Германии: Шумахер возвращался в автогонки с «Мерседесом», а молодой Феттель был серьёзным претендентом на титул. 

Вот и Нико, новоиспечённый чемпион «Ф-2», считавшийся тогда перспективным пилотом, получил свой шанс. Однако, реализовать потенциал сходу не удалось – немец проиграл своему напарнику Рубенсу Барикелло и занял лишь 14-ое место в общем зачёте. «Уильямс» контракт не продлили.

За всю свою карьеру Нико успеет побывать ещё во многих командах: «Форс Индия», «Заубер», «Рено» (можно даже засчитать «Астон Мартин»). Однако, главным «достижением» немца станет отнюдь не самый приятный рекорд. Хюлькенберг является рекордсменом по количеству проведённых Гран-при без единого подиума: у него их 181.И, конечно, были гонки, где он был действительно близок к заветному подиуму (а то и к победе: вспомните Бразилию-2012), он всегда ускользал от гонщика.

В 2020-ом году Хюлькенбергу не удалось найти себе места в «Ф-1» и пришлось сделать паузу в карьере. Немцу тогда было 32 года, и, казалось, он уже не вернётся в главные гонки своей жизни. Однако, судьба преподнесла сюрприз. В 2022-ом году в команде «Хаас» произошли значительные изменения: сначала разрыв контракта с Никитой Мазепиным и возвращение Кевина Магнуссена, а потом и решение не продлевать Мика Шумахера на следующий сезон. Расставание американской команды с одним немцем подарило шанс на возвращение другому.

Кто знает, может в этом сезоне Нико, наконец, прервёт свою неудачную серию?

Ник де Врис: чемпионство в «Формуле-Е» и удачный шанс

Имя Ника де Вриса тоже знакомо многим поклонникам «Формулы-1». Последние несколько лет он регулярно появлялся в паддоке и, наконец, полноценно дебютировал.

Юниорская карьера Ника прошла успешно: выиграл чемпионат мира по картингу, затем «Формулу-Рено 2.0». Не самый удачный дебют в «Формуле-3» не помешал ему перейти в «Формулу-2» и на третий сезон получить титул. Но места в «Формуле-1» после этого сразу не нашлось.

Голландец не стал тратить время зря и участвовал в других гоночных сериях: чемпионат мира по автогонкам на выносливость, европейская серия Ле-Ман, и, конечно же, «Формула E». С последней связан самый большой успех Де Вриса на сегодняшний день.

В 2019 году в гоночном чемпионате на электрических болидах свою команду представил «Мерседес». И Ник де Врис стал одним из пилотов этой команды. Уже на второй сезон участия в чемпионате электрическому «Мерседесу» удалось взять как кубок конструктора, так и кубок пилота. Как можно догадаться, чемпионом «Формулы Е» сезона 20-21 стал именно Де Врис. 

Однако, несмотря на титул в «электрической «Ф-1» и должность резервного пилота команды «Мерседес», было понятно, что в «Формуле-1» он вряд ли поедет: команда уже готовила Джорджа Расселла, а Льюиса Хэмилтона никто увольнять, разумеется, не собирался. Так, в 2022-ом году уже 27-летнему пилоту оставалось гонять на болиде «Ф-1» только на тестах. Причём, не только за «Мерседес», но и за «Астон Мартин» и «Уильямс». Именно это его в итоге и спасло.

Во время уик-энда в Монце у гонщика команды «Уильямс» Алекса Албона возникли проблемы со здоровьем. Де Врис там же проводил пятничный свободный заезд за «Астон Мартин». «Уильямсу» нужно было срочно заменять пилота, и было решено обратиться к голландцу. Об этом де Врис узнал в субботу утром, незадолго до третьей практики и квалификации. Он успешно квалифицировался 13-ым, а из-за большого количества штрафов за замену элементов у гонщиков впереди стартовал и вовсе 8-ым. Гонку он закончил 9-ым, что позволило принести «Уильямсу» 2 очка. Для понимания: за весь сезон команда набрала 8 очков. То-есть Нику де Врису принадлежит четверть от очков всей команды. Так, совсем неожиданно, состоялся дебют Ника в «Формуле-1».

Нельзя приуменьшить значение этой гонки в карьере де Вриса. Несмотря на удачное стечение обстоятельств (например, трасса в Монце одна из немногих подходила болиду «Уильямс» – на другой трассе столь удачного результата гонки было бы добиться куда труднее), именно эффект от неё, вероятно, позволил ему заключить контракт с «Альфа Таури» (в которой только-только освободилось место боевого пилота) и, наконец, получить место боевого пилота на 2023-ий год.

Оскар Пиастри: успех в «Ф-2» и скандал с «Альпин»

Оскара Пиастри по праву можно назвать главным юниорским талантом последних лет. 

Картинговая история Оскара не особо богата: там нет побед в чемпионатах мира, только третье место в чемпионате Австралии. Зато юниорская карьера очень хороша. Оскар начал её в «Формуле-4» – сначала в Чемпионате ОАЭ, а затем Британии (где стал вице-чемпионом). А за период 2019-2021 годов завоевал три важных титула: в Еврокубке «Формулы-Рено», в «Формуле-3», а затем и в «Формуле-2». 

Интересно, что за последние годы с первого раза подряд выигрывать «Ф-3» и «Ф-2» удавалось только двум пилотам – Шарлю Леклеру и Джорджу Расселлу. Уже в «Ф-1» оба показали себя талантливыми пилотами. В связи с этим определённые ожидания наложились и на Пиастри.

Но в отличие от упомянутых Леклера и Расселла, места боевого пилота на следующий сезон Оскару не предложили: «Альпин», членом чьей спортивной академии был тогда австралиец, уже имел на сезон 2022-го года двух подписанных гонщиков. Так что этот сезон пришлось провести «на скамейке» – Пиастри досталась только роль резервиста в «Альпине». И вроде как всё шло к тому, что французская команда в 2022-ом году продлит контракт Фернандо Алонсо, и Пиастри вновь останется без места (или поедет, например, в «Уильямсе», если бы те решили не продлевать контракт с Латифи), но всё мгновенно изменилось.

Фернандо удивил всех и ушёл в «Астон Мартин». Казалось бы, теперь всё просто: у «Альпин» как раз освободилось место и теперь-то Оскар точно поедет за них. Однако, оказалось, что пока французская команда раздумывала над контрактом Алонсо, Пиастри (а, точнее, Марк Уэббер, являющийся менеджером Оскара) успел договориться с командой «Макларен», которая были готова уволить Даниэля Риккардо и дать место молодому таланту. 

Несмотря на попытки «Альпин» оспорить такое соглашение, в следующем сезоне Оскар в итоге дебютирует в британском «Макларене». В напарниках у него уже опытный Ландо Норрис, так что Оскару точно придётся постараться, чтобы оправдать возложенные на него ожидания.

Логан Сарджент: американская мечта

Логан Сарджент из всех героев нашей истории, пожалуй, наименее известный зрителю. О том, что он имеет реальный шанс попасть в «Ф-1», впервые заговорили всего за несколько этапов Гран-при до конца сезона. 

Карьеру Логана всегда поддерживали родители и дядя – Гарри Сарджент, миллиардер, владеющий несколькими крупными компаниями. Картингом Логан начал заниматься в 8 лет. Выиграл чемпионат мира в классе KFJ и WSK Champions Cup. В юниорской карьере титулов, к сожалению, не было: вице-чемпионство в «Формуле-4» ОАЭ и третье место в британской «Ф-4», а также третье место в «Формуле-3». Зато вполне удачно сложилось с «Формулой-2». Логан дебютировал в этой серии ещё в 2021-ом году, но первый полноценный сезон провёл в прошедшем 2022-ом. 

Последним американским пилотом «Формулы-1» был Александр Росси и выступал он ещё в 2015-ом году. Так, учитывая направление развития «Ф-1» в сторону популярности в США, пилот из этой страны пришёлся бы очень кстати. Команда «Уильямс», членом академии пилотов которой был Сарджент, в 2022-ом году решила не продлевать контракт с Николасом Латифи. И, естественно, первым их выбором стал именно американский пилот.

О возможном попадании в «Ф-1» впервые заговорили ещё в сентябре, но всё прояснилось только в октябре. Тогда ещё руководитель «Уильямса» Йост Капито сказал, что Логан станет пилотом команды, если наберёт достаточно баллов для получения суперлицензии. Для этого ему нужно было финишировать в чемпионате седьмым или выше. «Уильямс» сделали всё, чтобы Сарджент получил эти место – дали ему четыре свободных практики на последних этапах Гран-при сезона.

И всё получилось – по итогам сезона 2022-го года Логан Сарджент занял 4-ое место (лучший финиш среди дебютантов этого сезона) и получил суперлицензию. «Уильямс» тут же объявила его своим новым пилотом на следующий сезон.

***

Как себя покажут пилоты мы узнаем уже на следующей неделе – на уик-энде в Бахрейне.

Фото: Haas, Alpha Tauri, пресс-релиз Mclaren Racing, пресс-релиз Williams F1