9 мин.

Сильна твоя «Фиорентина». Выиграет ли Паулу Соуза золото для Флоренции?

Алексей Логинов рассказывает о португальском тренере, которому за короткий срок удалось превратить «фиалок» в реальных претендентов на скудетто.

11 июня 2015 года. Флоренция. Прошли три дня, как «Фиорентина» осталась без главного тренера. В городе вовсю обсуждали потенциальных преемников Винченцо Монтеллы. Безоговорочным фаворитом считался Паулу Соуза. Рядом с любимым местом встреч тифози – у одного из баров на Viale Manfredo Fanti, где была выпита не одна бутылка Moretti, появилась красноречивая надпись, не нуждающаяся в переводе: «Sousa gobbo di merda». Коротко и ясно.

Эта фотография сразу же попала во все итальянские СМИ, которые выдали ее за коллективное мнение поклонников «Фиорентины». Хотя авторы подобного, скорее всего, не имеют никакого отношения к лидерам Curva Fiesole. Ведь те, без веского повода, никогда не станут оскорблять иностранца, который имел счастье/несчастье (зависит от точки зрения) выступать за «Ювентус». Залогом тому – вся история «Скуадры Виолы».  

Тифози «Фиорентины» действительно не любят  бывших «бьянконери», однако за последние полвека случалось всякое. Например, Анджело Ди Ливио на протяжении шести лет был капитаном «фиалок». Он даже отправился в серию С вместе с командой. А ведь кровь Il Soldatino гораздо более «черно-белая», чем у Паулу Соузы, который играл за «Юве» всего-то два сезона. Потом у португальца возникли серьезные проблемы со здоровьем и его быстро сплавили в «Дортмунд». Полузащитник не остался в долгу, дав откровенное интервью, в котором обвинил в предательстве Триаду и лично Марчелло Липпи. А через год новый клуб Соузы побил старый в финале Лиги чемпионов. Вендетта удалась. После этого он выступал за «Интер» и «Парму». Явно не самая лучшая кандидатура для антиювентийских выпадов. 

Курва не ставит крест на человеке только за то, что он – бывший враг. Будь иначе, никогда бы Чезаре Пранделли не покорил сердца флорентийцев. Портреты этого тренера висели в городе даже после его ухода в «Скуадру Адзурру». Даже сейчас одно упоминание его имени вызывает у болельщиков приступ ностальгии. И ради него в сентябре 2010 года был закопан топор войны с FIGC, и «Комунале» поддержал национальную сборную. А ведь в течение долгого времени – с 1993 года – из-за вражды с Федерацией «Скуадру Адзурру» неизменно освистывали во Флоренции. 

Был еще великий Курт Хамрин, забивший полторы сотни мячей за «Фиорентину», и Морено Торричелли, и Клаудио Джентиле... А вы помните, кто тренировал «Виолу» в сезоне 1998/99, когда она в последний раз претендовала на титул? Разве позвать во Флоренцию Трапаттони – не одно и то же, что избрать Папой Римским самого Дьявола? 

В недавно вышедшей автобиографии главу, посвященную тому периоду, мэтр назвал символично: «Гобб в фиолетовом». Тогда идея приглашения старинного неприятеля на пост тренера показалась многим безумной, но на этом настоял президент Витторио Чекки Гори. Все ждали, что тифози взбунтуются. Но случилось невероятное. «Curva Fiesole неожиданно распахнула мне объятия, забыв про мое ювентийское прошлое. Особенно их впечатлило, что я провожу отпуск в Таламоне. Они посчитали меня немного тосканцем и, в конце концов, оказались правы», – вспоминает Трапаттони. А уж если бы он, как Антоньони, отдыхал на пляжах Версилии, то я бы не удивился, если бы, проходя мимо галереи Уффици, увидел скульптуру Трапа рядом с другими достойными горожанами.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что тепло приняли и Паулу Соузу, уже переписавшего несколько рекордов «Фиорентины». Никогда, даже в золотой сезон Бруно Пезаолы, «фиалки» не набирали 18 очков в семи стартовых турах. Как же им это удалось?

Прежде всего, португалец сплотил раздевалку, которая весьма негативно отреагировала на отставку Монтеллы. До прямых конфликтов дело не доходило, но уход неаполитанца вызвал напряжение в отношениях между сенаторами. Старых лидеров интересовал вопрос: будет ли по-прежнему делаться ставка на контроль мяча, или же новый тренер предпочитает более традиционный для Италии футбол? Кроме того, при Монтелле некоторые чувствовали себя ущемленными и надеялись, что теперь им предоставят шанс проявить себя. В частности речь идет о Милане Баделе. На первом же собрании Паулу Соуза разрядил обстановку, выразив благодарность Аэропланино за проделанную работу, и заверил команду, что играть будут те, кто сильнее. 

Тренеру повезло, что он – человек со стороны. И по этой причине не успел нажить врагов среди влиятельных тифози, журналистов и руководства. Просматривается аналогия с Руди Гарсией в его дебютный сезон в «Роме». «Эффект иностранца» помог провести качественное усиление, в котором под разными предлогами отказывали предшественнику. 

Нынешний взлет «Фиорентины» был бы невозможен без эффективной трансферной кампании. Ушли несколько сильных игроков – Нето, Савич, Писарро, Гомес. Вместо них во Флоренцию перебрались Астори, Жильберто, Блашчиковски, Суарес, Верду и Калинич. Из «Эмполи» вернулся Весино, прошедший школу Маурицио Сарри. Пока только экс-полузащитник «Атлетико» не оправдывает ожиданий. Самым же удачным приобретением стал Никола Калинич, вытеснивший из стартового состава Бабакара. Постоянные перемещения хорвата создают пространство для партнеров. Благодаря этому диспетчер Борха Валеро в позиционном нападении получает больше вариантов для развития атаки. Центрфорварда именно такого типа и не хватало Монтелле, который в течение двух лет был вынужден обходиться без травмированного Росси и надеяться на статичного Гомеса. К тому же последний, как и Пепито, много времени провел в лазарете. Да и Федерико Бернардески, ныне бурно прогрессирующий, фактически пропустил весь прошлый сезон.

Борха Валеро будто вернулся в 2012 год, когда он входил в число сильнейших полузащитников серии А. Однако даже в лучшие годы в сентябре у испанца был спад. Теперь же этот месяц стал самым удачным за все время его выступлений в «Фиорентине» – средняя оценка (по версии трех главных спортивных изданий) приближается к невероятным 7.0. Один из ведущих итальянских журналистов Маурицио Пистокки считает, что секрет этого возрождения кроется в том, что Паулу Соуза сделал полузащитника точкой отсчета большинства комбинаций команды. При новом тренере испанец получил большую свободу действий – теперь он перемещается по всей ширине поля, периодически занимая позицию на фланге.

1

Диаграмма усредненных позиций во встрече с «Аталантой»

Трудно превзойти Винченцо Монтеллу по числу используемых схем. В прошлые годы еще в первом тайме матча с участием «Фиорентины» мы порой наблюдали несколько перестроений, а во втором иногда начинали путаться даже самые дотошные специалисты по тактике. Паулу Соуза же, если не отвлекаться на мелочи, пока эксплуатирует одну и ту же идею. Базовая расстановка 4-2-3-1, которая трансформируется в 3-4-2-1 – в зависимости от перемещений Маркоса Алонсо. Как только он выдвигается вперед, один из футболистов группы атаки занимает место в средней линии. Когда же Алонсо возвращается на позицию левого терцино, происходит обратное перемещение. Интересно, что подобный прием использовал Джованни Трапаттони. Тогда в роли «переключателя» выступал Йорг Хайнрих, хотя немец по своим характеристикам совершенно не похож на испанца. Если сравнить эти две команды, то можно найти много общего. В редких случаях тренер использует модуль 3-5-2 с двумя форвардами.

После назначения Соузы многие близкие к команде эксперты, например Марио Скончерти, говорили, что эпоха «тики-таки» в «Фиорентине» подошла к концу. Однако перехода на вертикальный футбол не произошло. Новый тренер, конечно, внес коррективы, но не стал отказываться от основных идей предшественника. Напротив, «фиалки» стали на 8% больше владеть мячом по сравнению с прошлым сезоном. По этому показателю «Фиорентина» занимает второе место в лиге, уступая только «Роме». Теперь команда Соузы делает на 4% больше точных пасов. Причем выросло именно число коротких передач, а длинных, наоборот, сократилось. Несколько упало среднее количество ударов в створ ворот. Так что разговоры о смерти «тики-таки» были преждевременными. В этом смысле Соуза оказался еще более Монтеллой, чем сам Винченцо. Пока во Флоренции все происходит по тому же сценарию, что и у Массимилиано Аллегри в Турине. Год назад он не стал разрушать старое, и был за это вознагражден.

1

Разумеется, есть и различия – «Фиорентина» стала более гибкой. Но не благодаря использованию большего количества схем, а посредством корректировки уровня линии офсайда по ходу матча. Паулу Соуза, как и Монтелла, является сторонником игры с высокой обороной (см. диаграмму усредненных позиций), но если того требует ситуация, дает защитникам команду отойти на несколько метров назад. В этом плане португалец скорее прагматик, чем идеалист. Вслед за Роберто Баджо он считает, что «футбол – это футболисты». Однако Соуза заслужил похвалу от противника данной теории – Арриго Сакки, который первым подметил сходство философий нового и старого тренеров «Фиорентины». 

При этом у команды еще есть резерв для роста. Во-первых, полное восстановление Джузеппе Росси, который в лучшей форме способен забить 12-15 мячей за сезон. Во-вторых, адаптация Марио Суареса, который пока не принес ощутимой пользы. Возможно, Соуза в ближайших матчах попробует его на позиции центрального защитника. Напомню, что в феврале 1999 года «Фиорентину» подкосила травма Батистуты, а также отъезд Эдмундо на карнавал. Теперь же у «фиалок» нет зависимости от какого-то одного футболиста.  Даже от Борхи Валеро.

Выиграет ли «Фиорентина» скудетто? Уже сам факт, что в середине октября мы всерьез обсуждаем этот вопрос, говорит о заслугах Паулу Соузы. Неделю назад Corriere dello Sport провела опрос среди 100 заслуженных футбольных деятелей Италии. Был задан только один вопрос: кто выиграет чемпионат? 35 человек назвали «Наполи», 31 – «Рому», 13 – «Фиорентину», по десять – «Интер» и «Ювентус». И только Давиде Баллардини проголосовал за «Лацио». 

Вот список тех, кто предпочел «Скуадру Виолу»: Миммо Казо (воспитанник «фиалок»), Франко Каузио (чемпион мира 1982 года, истинный «бьянконеро»), Пиккьо Де Систи (тут все понятно – легенда «Фиорентины), Рино Фоски (спортивный директор «Чезены»), Беппе Фурино («бьянконеро», восемь раз выигрывавший скудетто в Турине), Чиччо Колоннезе (никогда не играл за «фиалок»), Винченцо Гуэрини (его очень многое связывает с «Фиорентиной»), а также Франческо Гвидолин, Сандро Маццола, Паскуале Падалино, Патриция Панико, Раффаэле Серджио и Стефано Таккони. 

Все эти люди принадлежат к разным лагерям, поэтому их мнением не стоит пренебрегать. Шансы на титул есть, хотя у главных конкурентов они, естественно, выше. Для начала «фиалки» должны одолеть «Наполи» – сильнейшую команду Италии на данный момент, если оценивать по уровню организации игры. И кто бы мог подумать еще два месяца назад: Соуза vs Сарри – главный матч тура. Истинное derby d’Italia. Звезда против банковского работника. Они такие разные, но кое-что их объединяет. Оба используют в работе дронов, гаджеты и другие приспособления. Предстоит битва высоких технологий, победитель которой получит огромное психологическое преимущество.   

В мае 2015 года исполнилось ровно 30 лет с тех пор, как была написана последняя итальянская сказка. Чемпионом стала «Верона» Освальдо Баньоли. Положа руку на сердце, после этого в серии А все было слишком скучно и предсказуемо. И даже за «Сампдорией» Бошкова стоял влиятельный Мантовани. Золотые годы, голландцы, революция, Триада, кальчополи, семь сестер, девять финалов КЧ за десять лет… Иногда я думаю, что согласился бы отдать все это за один единственный победный крик Пребена Элькьера. Не пора ли «Фиорентине» вмешаться и подарить кальчо еще одну победу романтичного футбола? Может быть, последнюю. Без посторонних примесей – денежных мешков, предвзятых судей и могущественных грандов. 

Фото: Gettyimages.ru/Gabriele Maltinti; Global Look Press/imago sportfotodienst

Всем, кто любит Италию, мы говорим GRAZIE!

Последние материалы блога:

Труп викинга. Предисловие к матчу Италия – Норвегия

Путевка в Париж. Италия вышла на Евро-2016

Двойной матчбол. Предисловие к игре Азербайджан – Италия