7 мин.

Доктор Пранделли. Почему Италия заслужила то, что получила

Экзекуция состоялась. Скуадра Адзурра не смогла удержать в меньшинстве счет 0:0 и повторить трюк команды Дино Дзоффа на Евро-2000. Цвета футболок те же, но люди другие – труба пониже и дым пожиже. Лучшей иллюстрацией вчерашнего бессилия стал последний штрафной в исполнении Андреа Пирло. Способность трезво оценивать ситуацию не покинула Маэстро даже в такой критический момент. Вместо того чтобы навесить на кучу малу, он предпочел переправить мяч на Буффона. Уж скорее он что-нибудь сделает, чем эти. Браво, Андреа! Ты прав – они ни на что не способны. Грузи на Джиджи. Занавес. По завершении всего этого кошмара Винченцо Якуинта выглядит непонятым гением на фоне Кассано, Иммобиле и Балотелли.

После поражения, как это обычно бывает, все смешали и перепутали. Безобразная игра Адзурри вкупе с очевидными тактическими просчетами не может заслонить абсурдное судейство сеньора Морено. Да, с такими проблемами Италия, скорее всего, вылетела бы в первом же раунде плей-офф, если бы каким-то чудом туда протиснулась. Однако удаление Клаудио Маркизио и эпизод с укусом Джорджо Кьеллини оказали решающее значение на результат. Чезаре Пранделли за четыре года никогда не жаловался на судейство, но если уж он произнес эти слова, к ним стоит прислушаться.

Впрочем, это не самое страшное. Есть вещи куда более позорные, находящиеся за гранью добра и зла. Именно они вынудили тренера подать в отставку, поскольку невозможно руководить сборной страны, где все друг друга ненавидят. Эй, проклятый гобб, верни наши деньги! В этом истеричном призыве отчетливо слышится желание отгородиться. Есть мифические они, их сборная, их игроки, их тренер, их Италия. И существует маленький уютный мирок, в котором мама готовит пасту, налоги бессовестно тратятся на содержание ленивого Юга, и всегда правы только мы. Пранделли наконец-то услышал эти голоса и принял решение: «Хватит, я ухожу. Я, конечно, могу ошибаться, но я никогда ничего не крал».

Много говорилось о том, что Пранделли при управлении командой исповедовал человеческий подход. Действительно, Чезаре никогда не измерял игроков штангенциркулем, не высчитывал их коэффициент полезности. Напротив, он старался видеть в них лучшее, разглядеть частичку души. Он верил в футболистов, может быть, даже больше, чем они того заслуживали. Только он додумался везти на Кубок Конфедераций тщедушного Джовинко, вызывать косоглазого Аквилани и так долго возиться с никак не взрослеющим Балотелли. А также создал этот дурацкий Этический Кодекс.

Иногда игроки отвечали ему взаимностью, но в последний год это происходило все реже и реже. За серией бесцветных ничьих не проглядывалось былой жизни, и тогда Пранделли устроил безумный калейдоскоп схем, за которыми с придыханием наблюдала вся Италия. Да и не только она. Болельщики гадали, критиковали и возмущались, но в тайне надеялись, что в рукаве у c.t. припасена та самая волшебная расстановка, которая выстрелит в нужный момент. Кто-то в этой команде был явно лишним. Поэтому с нетерпением ждали финальной сцены, как в хорошем детективе, когда главный герой называет имя убийцы. Кто же им будет? Абате, Кандрева, Тьяго Мотта…? Вчера по растерянному лицу Леле Пина отчетливо читалось, что он и его патрон давно осознали страшную истину: а вы, друзья, как ни садитесь… Убийцами в нашем «Лазурном экспрессе» оказались все.

А ведь еще месяц назад теплилась надежда, что Чезаре окажется триумфатором в рыцарском походе против тупости и равнодушия. Разумеется, речь идет не о выигрыше Кубка мира, но сборная могла рассчитывать хотя бы на то, что вновь заставит обратить на себя внимание. Однако произошло непредвиденное. Розы иногда могут победить сталь, но бессильны друг против друга.

Поговаривают, что Джузеппе Росси был отцеплен от заявки, дабы не нервировать Марио Балотелли. Много лет в Италии рассказывают замечательную историю о том, как в 1998 году Алессандро Дель Пьеро не смог проявить себя, поскольку чувствовал конкуренцию со стороны Роберто Баджо. В результате они оба ничего не забили французам, и Италия вылетела по пенальти. Возможно, памятуя об этом, Пранделли пошел против собственных принципов. На одной чаше весов оказались невероятная воля Пепито и его желание восстановиться к чемпионату мира, на другой – психика любимого ребенка Марио, в которого Чезаре вложил столько души и сил.

Еще в мае тренер знал, что не будет играть по схеме с двумя форвардами, а это означало одно – давление прессы при малейшей ошибке Балотелли. «Посади его в запас! Росси в основу!» Подобные заголовки просчитывались заранее. И тогда, взвесив все за и против и успокоив себя мыслью о том, что для Джузеппе этот турнир может обернуться трагическими проблемами со здоровьем, c.t. вычеркнул его и заявки. Поступок не в стиле Пранделли, но в стиле Трапаттони. Именно в тот день перед командой замаячила символическая фигура палача Морено. Условно говоря, тонули двое – человек, которого тренер любил, и человек, который любил тренера. Спасти можно только одного. Классическая ловушка, в которую угодил Пранделли. В шахматах такое положение называется цугцванг.

Все очарование «Пранделлианы» моментально исчезло. Даже сторонники из числа бывших партнеров по «Ювентусу» не оценили. Удача, которая столько раз приходила на помощь слабым, окончательно отвернулась от Адзурри. Если ты хочешь быть тренером-деспотом, будь им до конца. Круши, ломай, выгоняй. Но если ты возложил на себя миссию перевоспитать нацию, ты не имеешь права идти на сделки с совестью. Расплата наступила даже быстрее, чем ожидалось. Финальные кадры: несостоявшийся герой чемпионата мира Марио, выкладывающий в соцсетях альбом Panini, заклеенный своими фотографиями. Только что от него отвернулась вся команда. Жестокие слова Де Росси о том, что сборной нужны личности, а не наклейки. Восстание сенаторов против рабов запоздало – император уже отрекся от престола.

В феврале я написал о будущем крахе Пранделли, но понятия не имел, что это сбудется с такой дьявольской точностью. Не угадал только отставку Джанкарло Абете, поскольку был о нем худшего мнения, а он, надо же, оказался человеком чести.

«Агония этой сборной будет быстрой. Загнанная в адские условия влажного климата Амазонской низменности, она будет задыхаться. Детям, в которых Пранделли три с лишним года последовательно развивал воображение и творчество, не хватит сил выдержать все 90 минут. Набрать же в команду выносливых футболистов тренеру не позволят моральные принципы. Нет, он лучше проиграет с Маркизио, чем победит с Жоржиньо.

Утром Луиджи Гарландо поставит Пранделли оценку 5.0 за проваленный турнир, а La Gazzetta dello Sport нарисует схему будущей команды, в центре которой будет красоваться Марко Верратти. Потом представят нового тренера – какого-нибудь Массимилиано Кольоне, который робко поскребется в ворота базы и с улыбкой начнет избавляться от ветеранов».

Когда я готовил превью и отчеты игр сборной Италии, то часто воображал, что разговариваю с Пранделли. Пытался ставить себя на его место – а что бы я сделал в той или иной ситуации? Мы просиживали ночи в попытках понять, куда следует воткнуть Монтоливо, чтобы эта проклятая Испания развалилась. Я спорил с ним до хрипоты, а утром шел варить кофе. Проблема в том, что Чезаре нельзя постичь полностью, какая-то часть его личности навсегда останется закрытой. Ему нужно просто верить.

Если бы сейчас мне представилась возможность задать Пранделли вопрос, я бы поинтересовался не расстановками и тактикой. И не тем, жалеет ли он, что не взял в Бразилию Росси или Тотти. Я бы спросил: кто же ты такой и откуда взялся? А он, наверное, посмотрел бы на меня и только развел руками. Человек из другого мира, дуновение Провидения. Мы часто пытаемся обосновать те или иные вещи, придумывая себе какие-то великие цели. Но все гораздо проще.

Октябрьская революция свершилась вовсе не для того, чтобы освободить рабочий класс и познакомить люмпенов с золочеными унитазами. Она произошла только затем, чтобы Юра из романа «Доктор Живаго» встретился со своей любовью. Так и Скуадре Адзурре не нужно было никаких побед, титулов и воплей Фабио Карессы. Весь смысл ее существования в последние годы заключался лишь в том, чтобы мир наблюдал, как Чезаре Пранделли отчаянно пытается отыскать хоть что-то человеческое среди этого царства бесконечной серости. Среди нас. 

Всем, кто любит Италию, мы говорим GRAZIE!

Последние материалы блога:

Смерти вопреки. Как Италия будет играть свой главный матч ЧМ-2014

Расплата. Италия проиграла Коста-Рике

Беги, Марио, беги. Предисловие к матчу Италия – Коста-Рика

Фото: Fotobank/Getty Images/Clive Rose; REUTERS/Yves Herman