9 мин.

Синьора молодая. Почему Антонио Конте – итальянский Петр Первый

«Эта команда, ребятки, два раза подряд занимала седьмое место. Охренеть! Чудовищно! Я тут не для этого, так что хватит страдать херней!» – вечно хриплый голос Антонио Конте не может не мотивировать. С появлением нового тренера дела «Ювентуса» сдвинулись с мертвой точки и пошли на лад. В то же время в ветреном и дождливом Турине, почти в чистом поле, был возведен символ возрождения клуба – «Ювентус Стэдиум», где в помещениях до сих пор не выветрился запах краски. И хотя у стадиона еще нет великой истории, но когда идешь по Аллее звезд, проходя мимо табличек с именами Сивори, Ширеа, Баджо, Платини, а с парковки с ревом уносятся мотоциклисты-светлячки, растворяясь в сумраке истинной столицы Италии, вдруг понимаешь, что духам прошлого здесь будет не так уж плохо.

Ездил учиться в Голландию

В 2004 году Антонио Конте, завершив карьеру футболиста, решил стать тренером. В новом качестве он мечтал вернуться в Турин, но отклонил предложение Фабио Капелло войти в штаб «бьянконери». Антонио осознавал, что ему сначала нужно многому научиться. «Я хочу как можно быстрее сократить дистанцию, которая отделяет меня от лучших», – говорил он. Следуя примеру Арриго Сакки, который в молодости путешествовал и набирался опыта в ведущих европейских клубах, Конте поехал в Голландию.

Сначала он посетил несколько тренировок «Аякса», но цель была иной – ознакомиться с методиками Луи ван Гала – тренера, в бескомпромиссном соперничестве с которым закалялся характер легендарного «Ювентуса» девяностых. Вместе с будущей женой Элизабеттой он отправился в спортивный центр «АЗ» на открытую тренировку, но ван Гал на ней отсутствовал. На следующий день занятие было закрытым, и им преградил путь здоровенный охранник, с которым Конте попытался объясниться на ужасном английском, назвавшись old player. Но это не помогло: «старого игрока» и его подругу приняли за шпионов и попросили удалиться.

Позднее Конте все же детально изучил методы ван Гала, интегрировав некоторые из них в собственную систему игры. Антонио признавался, что построение с высоко расположенными полузащитниками в схеме 4-2-4 – то, чем он славился в первые годы работы в «Бари», – он позаимствовал как раз у голландцев. Самого же экс-тренера «Аякса» и «Барселоны» Конте называет учителем.

Антонио Конте не типичный итальянский тренер, его футбол содержит элементы разных школ. До него в Италии за последние сорок лет подобное практиковали только новаторы Арриго Сакки и Томмазо Маэстрелли. Стремление привнести нечто новое в кальчо отмечали еще преподаватели Конте в академии Коверчано, которую он окончил с отличием. Антонио готов учиться даже у врагов – он всегда подчеркнуто уважительно отзывается о Зденеке Земане, хотя упоминание имени богемца режет слух каждому «ювентино». 

Ввел моду на парики

Ни для кого не является тайной, что после облысения тренер «Ювентуса» подвергся процедуре трансплантации волос в одной известной клинике. Но этот факт не мешает тифози соперников издеваться над Конте всеми доступными способами. Больше других преуспели болельщики Скуадры Виолы. Одна из самых популярных кричалок сurva Fiesole: «Антонио Конте теряет волосы, Антонио Конте носит парик!» Не отстают и «россонери». В прошлом сезоне на «Сан-Сиро» устроили настоящую баннерную атаку на Антонио: «Твои волосы даже фальшивее, чем деньги монополий». Вдобавок каждый, кто хоть чуточку владеет фотошопом, выкладывает в сети коллажи, на которых Конте изображается в женских париках.

Антонио поначалу огрызался на подобные шутки, однажды порекомендовав Марко Матерацци пересадить мозг, но потом привык. На крики болельщиков он давно не обращает внимания, повторяя: «Чем больше врагов, тем больше чести». А Италию захлестнула мода на пышные шевелюры – примеру тренера «Ювентуса» последовали лучший бомбардир Чемпионата мира-1990 Сальваторе Скилаччи, полузащитник «Наполи» Марко Донадель, бывший вратарь «Интера» Вальтер Дзенга и еще Бог знает кто.

Неуравновешенный тип

Антонио Конте отличается своеобразным поведением. По словам Андреа Пирло, он любит кидать различные предметы в опасной близости от футболистов: «В перерыве Конте заходит в раздевалку и, даже если мы выигрываем, начинает швырять в стену – как раз в мой угол – все, что ему под руку попадется. Чаще всего – пластиковые бутылки с водой. Конте становится прямо-таки зверем». Пирло не врет – у входа в раздевалку, как нарочно, стоит большой холодильник с напитком Powerade.

А еще тренер «Ювентуса» развешивает газетные вырезки со статьями, где пишут гадости про «Юве», и зачитывает их футболистам. Потом в раздевалке происходит следующий диалог:

– С вас евро двадцать!

– За что, Мистер?

– За газету.

По цене легко понять, что речь идете о La Gazzetta dello Sport – издании, которое больше других проходится по «Ювентусу». Привычку носить с собой вырезки из газет Конте подцепил у своего тренера времен «Лечче» – Эудженио Фашетти. Однако у Нене болезнь достигла следующей стадии – он хватал за рукава несчастных журналистов и совал им под нос их творения, из-за чего быстро нажил множество врагов. Конте же лишь хочет, чтобы его игроки заряжались энергией, пусть и отрицательной.

Во время матчей Антонио также не стесняется в выражениях. Больше других достается Леонардо Бонуччи, которому он не единожды угрожал убийством, причем в случае чего в свидетелях недостатка бы не было – крики слышали все зрители нижних ярусов трибун. В гневе тренер «Старой Синьоры» страшен – Марсело Эстигаррибия хоть и покинул «Юве», но признается, что до сих пор при одном его виде испытывает дрожь в коленках. В прессу пока не просочилась информация, таскает ли Конте футболистов за бороды. Возможно, все дело в длине. 

В Италии, где всегда ценились тренеры вроде Томмазо Маэстрэлли, про которого говорят, что он ни разу в жизни не повысил на футболистов голос, подобная манера поведения Антонио многих раздражает. Его же сторонники считают, что Конте таким образом болеет за общее дело, не прощая ни малейшей расхлябанности, но всегда быстро отходит и никогда подолгу не держит ни на кого зла. Он способен схлестнуться даже с Андреа Пирло, однако это не мешает ему через пару дней сказать, что Андреа не проблема, а решение всех проблем.

Поговаривают, что Конте – один из немногих тренеров в серии А, кто сумел так выстроить отношения с игроками, что в любой момент может попросить их сыграть за него. Не за контракты, тифози или «Юве-матушку», а лично за Антонио Конте.

Не представляет жизнь без победы

Когда в 2000 году «Ювентус» уступил скудетто «Лацио», Антонио с друзьями уехал в Египет, но во время отпуска не мог уснуть. Так он реагирует на поражения до сих пор. На его мобильнике красуется заставка: «Проиграть – значит умереть», а одно время в качестве мелодии звонка стояла композиция We are the champions группы Queen. Свою единственную дочь Конте также назвал в честь богини победы – Витторией.

С первого дня, как Антонио закончил карьеру футболиста, он мечтал о престоле занять пост тренера «Ювентуса». Даже своей подруге Элизабетте пообещал, что они сыграют свадьбу только после того, как он возглавит «бьянконери». Однако когда спортивный директор «Ювентуса» Алессио Секко заговорил о контракте, между ними состоялся следующий разговор:

–  Знаешь, Антонио, мы в любом случае купим Диего.

–  Хорошо, Алессио, но в моей команде он будет нападающим. Мы будем играть по схеме 4-2-4 или 4-2-3-1.

В результате руководство «Старой Синьоры» предпочло более сговорчивого Чиро Феррару, который поставил бразильца в трекварти. Конте не захотел поступаться принципами даже ради исполнения мечты.

Великий реформатор

Этой весной Антонио Конте потерпел самое тяжелое поражение. После матчей с «Баварией» стало ясно, что уровень игры «бьянконери» не соответствует лучшим европейским образцам. Легко разбираясь с внутренними врагами, «Синьора» спасовала перед жестким прессингом немцев. «Наш футбол устарел», – говорят, что Конте бросил эту фразу в сердцах.

Поэтому было решено модернизировать «Ювентус», и этот процесс продолжается по сей день. Основная идея преобразований – более агрессивная игра на чужой половине поля. Для этого линия обороны была поднята почти на 10 метров по сравнению с прошлым сезоном, а в домашних матчах она уже близка к 37 метрам. Защитники «Ювентуса» большую часть матча находятся в зонах, которые у других команд контролируются полузащитниками. Сложилась уникальная ситуация, которой доселе не было в итальянском футболе: среди тех, кто лидирует по количеству точных передач, у «бьянконери» сплошь защитники – Бардзальи, Бонуччи и Кьеллини. У «Фиорентины» же, которую никак не назовешь отсталой, по этому показателю по-прежнему превосходят всех Борха Валеро и Аквилани.

«Ювентус», находящийся в авангарде итальянского футбола, постоянно предлагает провести реформы, которые блокируются бюрократами из FIGC и группировкой, возглавляемой президентом «Лацио» Клаудио Лотито. Поэтому единственный шанс догнать ушедшую вперед Европу – идти на смелые тактические преобразования. Многие в Италии не понимают смысл изменений в игре «бьянконери», журналисты каждую неделю строчат статьи, призывая тренера отказаться от расстановки 3-5-2, хотя она в данном случае – вещь сугубо второстепенная. Игра с высоким уровнем baricentro предполагает больший процент вертикальных передач в одно касание и, как следствие, значительное число ошибок. Но этот риск – осознанный. Конте мог бы играть по старинке, коллекционируя внутренние титулы, но такая жизнь совершенно не в его духе.

Как легко забылись седьмые места, Дзаккерони, Дельнери, разруха. Впервые за 80 лет Антонио Конте может выиграть для «Ювентуса» третий скудетто подряд, что не удалось даже самому Джованни Трапаттони. Но при этом Конте – едва ли не самый критикуемый тренер в Италии. Одни его обожают, другие видят в нем монстра, стоящего на пути естественного развития клуба. «Мы хотим, чтобы все было, как при дедушке Липпи!» – эти люди не понимают, что при нынешнем финансовом отставании нереально каждый год играть в финале Лиги чемпионов. Даже Фабио Капелло с составом, который в несколько раз превосходил сегодняшний, был беспомощен в плей-офф.

Последний гладиатор, как окрестил тренера «Ювентуса» Стефано Дискретти, войдет в историю кем угодно, но ни в коем случае не равнодушным. Жестким и отходчивым. Плохим и хорошим. Черным и белым. Совсем как клуб его жизни.

P.S.

– А что разбила нас «Бавария» – наука. Еще раз пусть разобьют, а Лига чемпионов будет наша. Вот приведи сейчас ко мне Юппа Хайнкеса, встал бы я и, ей-богу, поцеловал. Спасибо скажу, что побил ты меня. И прессинговать научимся, и побеждать научимся. Возьмем аргентинцев, испанцев. Своих чертей заставлю ерша хвостом вперед глотать!

– Мин херц, неужто все это у нас будет? 

Всем, кому не жалко плюсов, мы говорим GRAZIE!

Последние материалы блога:

Финал в Стамбуле. Вспоминаем матч «Милан» – «Ливерпуль» вместе с Карло Анчелотти

Сталин с нами. Что может помешать Капелло добиться успеха в России

Человек системы. Почему Марчелло Липпи – лучший тренер современности

Фото: Fotobank/Getty Images/Claudio Villa, Marco Luzzani