7 мин.

Почему Манчини такой крутой?

Алексей Логинов раскрывает главный секрет тренера сборной Италии.

     

М – Мотивация

Когда же все это началось? Еще при Энцо Беардзоте, который рассчитывал на Роберто Манчини накануне ЧМ-86. Но однажды, во время турне по Северной Америке, часть игроков решила прогуляться по ночному Нью-Йорку. По возвращении на базу попались несколько чемпионов мира и 19-летний Манчини. Ветеранов простили, а Роберто выгнали из команды. Вместо него в Мексику поехал Джузеппе Гальдеризи.

Манчини потом рассказывал, что много лет спустя на каком-то мероприятии встретил Беардзота. Знаменитый тренер упрекнул футболиста, что тот не догадался извиниться: «Тебе достаточно было просто позвонить». Роберто сокрушался – юношеская гордость помешала ему сыграть на чемпионате мира.

А потом было уже поздно. Новый тренер сборной Италии Адзельо Вичини (левая рука Беардзота) был плоть от плоти человеком Федерации. И если на Евро-1988 он еще доверял Манчини место в составе, то на домашнем чемпионате мира не предоставил герою Генуи ни минуты. Даже в утешительном матче за третье место, в котором играли Пьетро Верховод и Чиро Феррара, считавшиеся тогда запасными. Не удивительно, что Манчини был оскорблен таким отношением.

Он всегда мечтал вернуться и доказать, что его недооценили. Кстати, обратите внимание на пиджак Манчини.

К – Команда

У Манчини – сильная группа аналитиков, причем некоторые давно работают в сборной. Однако не все СТ к ним прислушивались. Например, есть Антонио Гальярди – специалист по анализу соперников, а также большой поклонник методов Пепа Гвардиолы и Маурицио Сарри.

      Антонио Гальярди (слева)

Антонио Гальярди (слева)

Три года назад он часами просматривал старые матчи «Наполи». В результате итальянский штаб позаимствовал у «партенопейцев» некоторые моменты. В частности – циркуляцию группы атаки, а также шаблоны взаимодействий Верратти с Инсинье впереди и Верратти с Жоржиньо – в полузащите. Знаменитые треугольники забрали просто один в один. Изучая продвижение итальянцев во время фазы маневрирования, легко представить, как Верратти накануне мучили демонстрациями перемещений Аллана. Но оно того стоило – Марко никогда не играл так здорово в сборной.

А разве можно переоценить значение чемпиона мира 1982 года Леле Ориали для группы? Сам Лучано Лигабуэ посвятил ему песню «Una vita da mediano», главный герой которой много трудится, работает легкими, должен отбирать мяч и тут же возвращаться на свое место. Вся слава же достается другим – форвардам и «десяткам». Вот и в штабе Манчини Ориали часто играет роль злого полицейского. Перед грозным Леле когда-то робел даже Антонио Конте. Чего уж говорить про парней, для которых эта легенда – кто-то вроде героя древнегреческих мифов.

А – Адаптация

Говорят, что Манчини изменил воздух Коверчано. Там, среди высоченных книжных полок, среди бесценных экспонатов чувствуешь – здесь зародился кальчо. Отсюда распространились футбольные знания.. Порукой тому – светлый пиджак Беардзота, свитер Альбертози, пишущая машинка Бреры и лазурная футболка с номером 20 на спине. А еще чудом сохранившаяся пачка папирос одного из тех, кто погиб в 1949 году под Супергой.

Манчини принял и народ Коверчано. Уборщики, библиотекари, технические работники, смотрители музея. Этих людей не обманешь. Некоторые трудятся там ещё со времён Артемио Франки. Да и на всех мероприятиях видно, с каким уважением ветераны общаются с СТ.

Легендарный dottore Фино Фини (С 1962 по 1982 год он был врачом сборной Италии. Более 30 лет он занимал должность директора тренерского центра в Коверчано) рассказывал мне, что Джан Пьеро Вентура чувствовал себя в Коверчано крайне неловко, и каждый раз с ним случались мелкие проишествия.

      Фино Фини

Фино Фини

А вот у Роберто Манчини все иначе – он у себя дома. Говорят, что к Флоренции ближе тот, кто ее больше любит. Видимо, это правило распространяется и на «Скуадру Адзурру».

Ф – Философия

Нынешний Манчини понял, что CT – это больше, чем тренер сборной Италии. Он должен подняться над мелкими разногласиями, забыть прошлые обиды, быть примером во всем. И вдохновлять. Причем не только в футбольном плане. Посмотрите на его твиттер, последите за его публичными выступлениями. Манчо совсем другой. Он поддерживает женский футбол, выражает сочувствие жертвам трагедии в Новой Зеландии, солидаризируется с Гретой Тунберг, участвует в благотворительных акциях и делает еще десятки вещей, которыми раньше пренебрегал.

Ему удалось почти невозможное – он смог привлечь на свою сторону самых циничных итальянских журналистов. Истинных властителей дум, а не ветеранов, которые никогда не жалеют сладких слов в адрес кого бы то ни было. Лишь бы позвали на ТВ. А 40-летних, которые ничему не удивляются, ни во что не верят и моментально сожрут любого. И когда Алессандро Альчато после победы над финнами восклицает: «Теперь у нас есть CT!», начинаешь верить, что для этой команды не существует пределов. Ведь самое сложное для человека – изменить самого себя. Манчини смог.

А – Атмосфера

Манчини удается поддерживать фантастическую самоотдачу всей группы, несмотря на огромное число травмированных. И не только самоотдачу. Например, когда забивает Белотти – праздник у Иммобиле. Когда же Чиро делает дубль, Il Gallo по-настоящему счастлив. Насколько же это отличается от того, что мы видели на полях Мексики в 1970, четыре года спустя в Германи и на ЧМ-1998! Тогда в составе «Скуадры Адзурры» играли великие футболисты, но они не умели и не хотели поддерживать своих конкурентов за место в основе. И пусть сейчас у парней поменьше мастерства, зато нет ни капли эгоизма.

     

Когда забивал Джанни Ривера, хмурился Сандро Маццола. Когда в стартовом составе выходил Роберто Баджо, падал духом Алекс Дель Пьеро. Говорят, что конкуренция – двигатель прогресса. Но на уровне сборной Италии гораздо чаще она была причиной взаимных обвинений и обид, которые, в конечном счете, негативно сказывались на результатах. Над всем этим поглумился писатель Джованни Арпино, когда придумал альтернативную историю ЧМ-1974, в которой раздевалку «адзурри» захлестнули конфликты.

В чем главный секрет Манчини? На самом же деле он не делает ничего особенного. Он не выдающийся тактик. Не владеет какими-то секретными методами подготовки. Не грузит игроков идеологией.

Феномен успеха Манчини не в том, что, получив должность СТ, он вдруг превратился в великого тренера. Ведь на самом деле во главе сборной Италии наибольших успехов достигали специалисты совершенно другого плана. Много ли скудетто выиграли Витторио Поццо и Энцо Беардзот? И были ли они гениями тактики? Манчини посягнул на главное правило мистера, которое утверждает: «Если хочешь быть хорошим тренером, убей в себе футболиста».

     

Оказывается, на сборную Италии это не распространяется. Ведь те, кто помнит Манчини-футболиста, знают, что для него высшим наслаждением, настоящим кайфом было отдать передачу партнеру. На его пасах выросло множество бомбардиров – Виалли, Кьеза, Монтелла… И всегда фирменным почерком Роберто было полное отсутствие эгоизма. Оказавшись же во главе Национале, ему удалось передать это качество футболистам.

Дисциплина, тактика, физика, фишечки, анализы матчей, контроль мяча, компактность, командный дух… Это все важно, но начинает работать только тогда, когда ты во всем поддерживаешь партнеров. Когда ты чувствуешь, что у вас общие цели. Когда вокруг тебя – представители одного племени. Когда в груди бьется лазурное сердце. И ты готов к смерти, ведь Италия тебя позвала.

Наш телеграм-канал

Подписывайтесь на канал «Моя Италия»!

Всем, кто любит Италию, мы говорим GRAZIE!