7 мин.

Пускать ли «Оренбург» в РПЛ – решит бюро исполкома РФС. А пока присмотримся к его формальным связям с «Газпромом» и «Зенитом»

От редакции Sports.ru: это блог юриста Игоря Сергеева, здесь он разбирается в спорных моментах российского спорта. Новая история связана с главным кабинетным сюжетом российского футбола на стыке сезонов.

«Оренбург» гарантировал себе второе место в ФНЛ, но для спокойного прямого выхода в РПЛ этого оказалось недостаточно. У клуба возникли серьезные проблемы с лицензированием из-за недостаточной категории стадиона: обещанная реконструкция (с увеличением вместимости до 10 000 мест) по-прежнему не началась, есть вопросы и к другим помещениям арены.

Так появился один из самых обсуждаемых сюжетов финиша футбольного сезона. Сначала «Спорт-Экспресс» сообщил, что к решению вопроса активно подключилась председатель совета директоров «Зенита» и член исполкома РФС Елена Илюхина. Затем на общем собрании РПЛ 13 из 16 клубов отказались поддержать участие «Оренбурга» в виде исключения (за только «Урал», «Сочи» и «Химки» воздержались). Журналист Сергей Егоров отметил, что «Зенит» проголосовал против только после того, как стало понятно, что против – большинство. 

В итоге 5 мая «Оренбургу» отказали в лицензии РФС, а ровно через неделю тем же закончилось рассмотрение апелляции. Теперь допустить «Оренбург» в порядке исключения может разве что бюро исполкома (это президент РФС Александр Дюков и его вице-президенты: Евгений Гинер, Елена Илюхина, Сергей Прядкин, Денис Соловьев, Никита Симонян, Игорь Каменской).

Но отвлечемся от экскурсий по оренбургскому стадиону и вернемся к хроническим вопросам: почему за «Оренбургом» все сразу видят тень «Зенита»?

Что в подобных ситуациях говорят нормы УЕФА и РФС

Устав УЕФА в части 5 статьи 7 «Честность соревнований» сообщает, что ассоциации-члены (как РФС) должны гарантировать, что ни одно физическое или юридическое лицо (включая холдинговые и дочерние компании) не может контролировать или влиять более чем на один клуб, когда может быть поставлена ​​под угрозу честность любого матча или соревнования.

РФС практически слово в слово гарантирует исполнение данного правила статьей 54 своего Устава: «В любом случае ни одно физическое или юридическое лицо (включая холдинговые компании, дочерние компании, иные взаимозависимые лица) не должно осуществлять контроль более чем над одним клубом или их группой всякий раз, когда может оказаться под угрозой целостность любого матча или соревнования по футболу или сам принцип честного соревнования».

Как мы видим, такое ограничение срабатывает, если одновременно выполняются два условия: прямой или опосредованный контроль (влияние) и угроза принципам честности соревнований. Искать второе без первого бессмысленно, так что остановимся на корпоративных связях владельцев и спонсоров «Зенита» и «Оренбурга».

Еще раз об акционерах и спонсорах «Зенита»

Отдельно доказывать многолетний успешный союз «Зенита» и «Газпрома» даже странно, но в данном случае просто необходимо уточнить детали. 

Данные единого реестра юрлиц (ЕГРЮЛ) не подскажут нам актуальных акционеров «Зенита», потому что такие данные там не публикуются. При изменении организационной формы клуба в 2016 году (с ЗАО на АО) основным акционером выступал «Газпромбанк» (чуть более 50% акций). Вероятность, что подобный пакет за банком сохранен до сих пор, довольно высока. Согласно актуальным официальным данным об аффилированных лицах, «Газпромбанк» вправе распоряжаться более чем 20% голосов, приходящихся на акции, составляющие уставный капитал «Зенита».

Согласно публикуемому списку акционеров, «Газпромбанк» (АО) находится под значительным влиянием «Газпрома»: ПАО «Газпром», АО «Газпром газораспределение», ООО «Газпром межрегионгаз», ООО «Газпром капитал» и акционер-миноритарий образуют одну группу лиц с общей долей 49,89% от общего количества голосующих акций банка.

«Газпром» значится генеральным спонсором как на сайте клуба, так и на сайте самой компании. Нынешнее руководство клуба – уже упомянутая председатель совета директоров Елена Илюхина (она же заместитель генерального директора «Газпром нефти» по правовым и корпоративным вопросам) и генеральный директор Александр Медведев (член совета директоров «Газпром нефти») – были представлены лично председателем правления «Газпрома» и председателем совета директоров «Газпромбанка» Алексеем Миллером.

Теперь еще раз об учредителях и спонсорах «Оренбурга»

У автономной некоммерческой организации «Футбольный Клуб «Оренбург», офис которой зарегистрирован по одному адресу с местным отделением «Газпромбанка» (ул. Газпромовская, 65, п. Ростоши Оренбургской области), корпоративная цепочка попроще.

Клуб хоть и был переименован в 2016-м, сменив привычный «Газовик» на «Оренбург», одним из учредителей (которых тогда же стало шесть вместо трех) осталось ООО «Газпром Добыча Оренбург». Оно же выступает генеральным спонсором клуба. Согласно данным системы «Контур.Фокус», участниками «Газпром Добыча Оренбург» являются ООО «Газпром переработка» (доля 98,8%) и ПАО «Газпром» (доля 1,2%).

Прежнее руководство «Оренбурга» убедительно объясняло такую ситуацию так: «Да, и там, и там присутствует слово «Газпром». Наше общество – «Газпром добыча Оренбург» – на 99% принадлежит обществу с ограниченной ответственностью «Газпром переработка», поэтому мы даже не дочернее, а внучатое общество большого «Газпрома». И те средства, которые мы направляем на поддержку «Оренбурга», – это наша прибыль», – говорил Владимир Кияев.

Но, во-первых, не стоит забывать, что «Газпром переработка», по данным той же информационной системы «Контур.Фокус», на 100% в собственности ПАО «Газпром». Во-вторых, вопрос доходов/расходов/прибыли в данном случае не существенен: в нормах УЕФА и РФС речь идет про контроль и влияние. Поэтому здесь большего внимания заслуживает руководящий состав «Оренбурга», в который входят сразу трое заместителей гендиректора «Газпром добычи Оренбург»: Василий Еремякин (президент футбольного клуба), Евгений Лобачев и Лариса Бочкарева (члены попечительского совета).

Сводим данные по «Зениту» и «Оренбургу»

В первую очередь надо разобраться в степени влияния головного «Газпрома» на «Газпром добычу Оренбург».

Для этого обратим внимание на список подконтрольных ПАО «Газпром» организаций, имеющих для него существенное значение – он публикуется в ежеквартальном отчете организации (за 4 квартал 2020 г.). И видим там то самое ООО «Газпром добыча Оренбург». Признаком осуществления контроля указано право распоряжаться более 50% голосов в высшем органе управления подконтрольной организации.

Там же сообщается, что косвенный контроль осуществляется как раз через «Газпром переработку». Так что «внучатое» (по словам прежнего босса «Оренбурга» Кияева) предприятие подконтрольно «Газпрому» – по версии самой же корпорации.

Если упрощать – получается, компания, «значительно влияющая» на акционера «Зенита», контролирует (но уже косвенно) одного из учредителей «Оренбурга» (в Италии владелец «Лацио» и только вышедшей в Серию А «Салернитаны» Клаудио Лотито в ближайшие 30 дней должен продать один из клубов, иначе «Салернитану» не пустят в высшую лигу Италии).

Окончательно оценивать характер взаимосвязей, степени контроля и их возможное влияние на честность любого матча или соревнования, – безусловная прерогатива РФС. Сама по себе приведенная цепочка связей не влечет нарушений регламентов и необходимо, как в случае между командами Ред Булла в Лиге Чемпионов (когда УЕФА не было найдено решающего влияния), дополнительно рассматривать корпоративные документы, которых попросту нет в общем доступе. Такое решение будет приниматься не в первый раз – команды уже одновременно выступали в Премьер-лиге, – но это не значит, что предыдущие заключения действуют по умолчанию.

Но это – только если «Оренбург», имея стадион второй категории, каким-то образом получит лицензию в порядке исключения. Окончательное решение везде – за бюро исполкома РФС.

***

У Кирилла Левникова снова не нашли ошибок – он единственный топ-арбитр РПЛ с нулем за сезон. Разбор уникальной статистики

Юридический разбор отношений между Черчесовым и Агузаровым – есть ли конфликт интересов? Плюс ответы РФС и ФИФА

Фото: vk.com/fcorenburg; globallookpress.com/Panoramic/Maksim Konstantinov/Global Look Press