7 мин.

Ого, Владимир Алекно работает в Иране: не был там 32 года, а теперь нравится игрокам и получает букеты на 9 мая

Владимир Алекно – тренер-легенда нашего волейбола. Именно он готовил мужскую сборную к трем последним Олимпиадам, а в Лондоне-2012 совершил чудо – взял золото в невероятном финале против Бразилии.

Алекно снова на пути к Играм, только теперь – со сборной Ирана. Как он оказался за границей и какие цели у его новой команды?

Иранцы позвали Алекно прошлым летом – все выглядит так, будто к этому подтолкнула пандемия

У Алекно – богатая история в сборной России, его трижды приглашали накануне Олимпийских игр. В Пекине-2008 наши волейболисты взяли бронзу, затем последовало золото-2012, а после – нереализованные амбиции и лишь 4-е место в Рио-2016.

После перерыва, который Алекно взял в сезоне-2019/20, вернулось желание работать. Летом 2020-го на российского специалиста вышли представители сборной Ирана. Вероятно, если бы не пандемия и перенос Олимпиады, то Алекно никто не позвал бы – планировалось, что в Токио команду повезет черногорец Игор Колакович. После новостей о переносе контракт с ним расторгли.

В нашем волейболе свалили «Зенит» с Алекно. Это сделал финн, которого ждут в сборной России

Алекно попал в шорт-лист иранцев вместе с аргентинцем Даниэле Кастеллани – тот работает в чемпионате Польши. Но опыт российского тренера и его умение подвести команду к Олимпиаде перевесили.

Контракт подписали в ноябре 2020-го.

«Олимпийские игры не только для игрока, но и для любого тренера – это предел мечтаний. Предложение Ирана возглавить сборную на период подготовки к Играм – это, наверное, самый большой мотиватор. Провести четвертую Олимпиаду в карьере – дорогого стоит. Поэтому я и говорю, что это возбуждает. Конечно, я слукавлю, если скажу, что экономический фактор для меня не важен. Есть определенное предложение».

В Иране культ волейбола, Алекно там встретили очень тепло – в последний раз он заезжал в страну еще в 80-х

Цель, которую Алекно ставит перед иранцами на Олимпиаде в Токио, – выход в плей-офф. Команда попала в группу к Японии, Польше, Италии, Канаде и Венесуэле; четвертьфинал – посильная задача.

Волейбол в Иране – один из самых популярных видов: трибуны на матчах сборной всегда полны, болельщики ярко и изобретательно поддерживают, а у главной звезды Саида Маруфа 1,8 млн подписчиков в инстаграме.

Такое внимание не случайно: за последнее десятилетие Иран превратился в топ-сборную. Три победы на чемпионатах Азии, 6-е место на ЧМ-2014, всегда уверенные выступления в Мировой лиге и Лиге наций. А главное – пять лет назад иранцы впервые в истории выступили на Олимпиаде: в Рио-2016 сразу заняли пятое место.

«Знаю, что у них волейбол – это практически вид спорта номер один. Страна любит его. У них есть звезды. Когда-то, когда я приходил в сборную России, команда проигрывала Ирану. Так что это команда способна выигрывать», – говорил Алекно.

«Ничего, кроме доллара, в их глазах я не увидел». Мотивация от тренера, совершившего чудо

Одна из проблем, которая возникала перед тренером, – логистика. Причем дело не только в пандемии. Этой весной Алекно еще работал с казанским «Зенитом» (ушел пару месяцев назад) – в последний сезон довел клуб до полуфинала Лиги чемпионов и Финала шести чемпионата России.

В середине апреля тренера уже ждали в Иране. Если бы «Зенит» прошел в финал Лиги чемпионов, то сборную пришлось бы везти в Казань – именно такой вариант совмещения рассматривал Алекно. Но польская «Закса» выбила российский клуб, поэтому планы пересмотрели. Алекно отправился в Иран, где его ждали торжественный прием и пресс-конференция.

Иранцы наблюдали за работой Алекно в «Зените» – на сайте федерации даже появлялись новости о казанском клубе. А еще они узнали, что День победы – один из главных праздников их нового шефа, и на тренировке 9 мая подарили ему букет цветов.

«Я был в Иране два раза. Не помню год, но помню, что одна поездка была очень печальная. Я был там как спортсмен – еще играл за СКА Минск. Мы приехали, когда умер Хомейни (великий аятолла, лидер исламской революции, умер в 1989-м – Sports.ru). Это была настоящая трагедия. В эти траурные дни все соревнования отменили, поэтому мы поехали туда второй раз», – вспоминал Алекно.

Как же он выбирал потенциальных игроков для сборной? Во-первых, ему помогал итальянский тренер-аналитик Томазо Тотоло, который тоже пришел в Иран из «Зенита». Он внимательно следил за чемпионатом страны и выдавал отчеты боссу. Большинство игроков, которые приехали на Лигу наций в Римини, представляют клуб «Шахрдари Урмия».

Алекно в это время оценивал волейболистов, играющих не в Иране. Совсем недавно таких почти не было. Первому играть за рубежом разрешили Саиду Маруфу – занятное совпадение, но главная звезда иранского волейбола оказалась в России как раз у Алекно: сезон-2014/15 Маруф провел в «Зените». Пусть его быстрый и техничный стиль не подошел команде, поездка открыла возможность и другим отправиться за границу.

Капитан сборной Милад Эбадипур уже четыре сезона играет в польской «Скре», диагональный Амир Гафур выступал в чемпионатах Италии и Турции, Маруф после России тоже побывал в Италии, а теперь зарабатывает в Китае.

После четвертой Олимпиады тренер возьмет паузу в карьере

Бывший тренер казанского «Зенита» Виктор Сидельников считает, что Алекно будет сложно подстроиться под новую команду: «Мне кажется, Алекно будет непросто в Иране из-за менталитета игроков. Это мусульманская страна, у них иные взгляды. Раньше с Ираном по большей части работали либеральные тренеры. Алекно жестче».

Главный тренер сборной США Джон Спироу предположил, что стиль российского волейбола не подойдет иранцам:

«Алекно – отличный и очень трудолюбивый тренер, но я не поддерживаю его кандидатуру. Форма российских тренировок и телосложение российских волейболистов отличаются от иранских. У русских очень серьезная тренировочная нагрузка. Большинство иранских игроков техничны и играют в умный волейбол, поэтому я бы лучше выбрал тренера из Италии или Аргентины».

Впрочем, Алекно быстро и сурово ответил американцу: «Я бы ему посоветовал разобраться со своей командой. Как работать со сборной Ирана, уж я разберусь без него».

Первый турнир под руководством Алекно – Лига наций. Иран выступает в свою силу – после сложного старта и поражения от Японии сборная сыграла против России. Именно с бывшей командой Алекно иранцы показали прогресс по ходу матча – взяли сет и вообще заставили наших двигаться. Потом последовала и первая победа – в трех партиях обыграли Нидерланды.

Говорить о результатах работы Алекно пока рано, но в команде уже чувствуют перемены:

«Я плохо выглядел в сборной из-за травмы, но он поверил в меня и дал время на восстановление. Это было важно для меня. Когда тренер доверяет, мне постоянно хочется выкладываться на все 100%. Уверен, остальные игроки чувствуют то же самое. Это лучшее в Алекно, он полностью доверяет своим игрокам», – рассказывал Милад Эбадипур.

Сам тренер говорит, что команде понадобится время, чтобы вникнуть в его тактические задумки, но время до Олимпиады еще есть.

Контракт 54-летнего Алекно с Ираном закончится после Игр-2021, и потом тренер возьмет паузу: «Перелеты, гостиничная жизнь, игры – чувствую, что все тяжелее находить на это силы. Остались ресурсы на остаток сезона и сборную Ирана. На этом все – пока заканчиваю с профессией главного тренера.

Не зарекаюсь, что навсегда. После Олимпиады нужно будет привести в порядок и здоровье, и мысли. Потом, если будет внутренняя искра, все возможно».

«Я не готов пережить еще один стресс». Правила жизни Владимира Алекно

Фото: РИА Новости/Владимир Песня, Максим Богодвид; globallookpress.com/Zheng Huansong; en.wikipedia.org