10 мин.

Новые правила толкают легкоатлеток на операции: удаление яичек (да-да!) сбивает тестостерон, но подрывает психику

ЧМ-2019 по легкой атлетике в Дохе прошел без Кастер Семени – самой неоднозначной спортсменки мира.

Ее взаимоотношения с Международной ассоциацией легкоатлетических федераций (IAAF) только за последний год – запутанная история с множеством сюжетов.

• весной 2019-го федерация запретила женщинам с повышенным тестостероном выступать на дистанциях от 400 метров до мили;

• Семеня в ответ подала апелляцию в Спортивный арбитражный суд (CAS) – ее отклонили; 

• Швейцарский суд (следующая инстанция) встал на сторону Семени и допустил до соревнований, но через пару месяцев решение отменил;

• летом Семеню не приглашали на турниры, даже когда у нее был допуск – IAAF настаивала на применении препаратов, снижающих содержание мужского гормона.

Тестостерон в женском спорте: помогает или мешает? И что делать таким, как Семеня?

Но Кастер – не единственная легкоатлетка с проблемным содержанием тестостерона, а лишь самая известная. На самом деле таких спортсменок неожиданно много, и правила IAAF заставляют их искать медицинский выход из положения – иногда это действительно страшно.

Три пути снижения тестостерона: таблетки, инъекции и операция

По правилам IAAF у спортсменок с гиперандрогенизмом (высокой активностью мужских половых гормонов) уровень тестостерона не должен превышать 5 нмоль/л – такое ограничение касается только дистанций от 400 метров до одной мили. Это солидный запас для женщин с особенностями полового развития – стандартный уровень тестостерона у женщин колеблется от 0,12 до 1,79 нмоль/л, (для мужчин – от 7,7 до 29,4).

С 2011 по 2015 годы в легкой атлетике существовал порог женского тестостерона, который был в два раза выше современного – 10 нмоль/л. Но индийская бегунья Дути Чанд пожаловалась в CAS на нарушение прав и добилась отмены правила.

У IAAF на тот момент не хватало доказательств, подтверждающих влияние мужского гормона на результаты женщин. Но спустя 4 года в силу вступило другое правило – с более жесткими ограничениями.

Сейчас IAAF относит женщин к спортсменам-интерсексуалам, если у них:

• есть мужские хромосомы XY;

• яички вместо яичников;

• уровень тестостерона в крови находится в мужском диапазоне;

• восприимчивость к андрогенам.

Мужчина обманывал всех, побеждая в женских марафонах. Это вскрылось только на осмотре в тюрьме

IAAF предлагает спортсменкам 3 метода, использование которых позволяет вписаться в лимит тестостерона:

1) Таблетки – как правило, это обычные противозачаточные.

2) Ежемесячные инъекции, тоже гормональные. 

3) Самый опасный – операция.

Гонадэктомия – общий термин для хирургического удаления яичек у мужчин или яичников у женщин (в случае с легкоатлетками – неопущенных яичек). Такие операции делают, например, при новообразованиях или смене пола.

Гонадэктомия довольно распространенная процедура у людей с особенностями полового развития. Такие пациенты больше подвержены риску опухолей, поэтому избыточные органы часто удаляют еще в детском возрасте. Как правило, гонадэктомия проводится путем открытой полостной операции, но в последнее время хирурги все чаще обращаются к лапароскопии (операция через небольшое отверстие в брюшной полости).

Исследования показывают, что каждый пациент с особенностями полового развития переносит удаление органов по-разному, но всем им необходимо проводить последующее гормональное лечение. Если его не будет, то сбой эндокринной системы приведет не только к физическим проблемам, но и к нарушению психики.

В медицине существует понятие трансгендерного перехода или коррекции пола, это и есть один из способов понижения тестостерона для интерсексуальных спортсменок. Таким образом, человек, не относящийся ни к одному из стандартных полов, становится женщиной и вписывается в бинарную систему.

Реклама 18+

Как правило, на коррекцию пола человек решается, чтобы привести тело в соответствие с гендерной идентичностью. Легкоатлеткам намного сложнее – это вынужденная процедура подстраивания организма под рамки, установленные IAAF.

Впрочем, в федерации сразу оговорились, что вариант снижения тестостерона спортсменка выбирает самостоятельно, а при желании может не снижать уровень и выступать в мужских соревнованиях.

Операции подрывают здоровье спортсменок

В начале октября немецкий канал ARD (тот самый, что снимает фильмы о русском допинге) рассказал о последствиях гендерной политики IAAF.

Международной федерации требовались доказательства, что тестостерон влияет на результаты спортсменок, и перед Олимпиадой-2012 в Лондоне четыре молодые девушки (самой старшей 21 год) подверглись хирургической процедуре по удалению внутренних яичек.

Изначально IAAF отрицала, что такие операции проводились, но исследование 2013 года подтвердило факт их проведения. В нем ученые изучали влияние уровня тестостерона на спортивные результаты. Одним из авторов работы был доктор Стефан Бермон – член департамента здравоохранения и науки IAAF (сейчас он возглавляет отдел).

Представители IAAF утверждают, что никого не принуждали к операции ради эксперимента. Но по рассказам спортсменок, им обещали, что операция позволит соревноваться без каких-либо ограничений. Одна из девушек даже сообщила, что федерация хотела взять расходы на себя.

Главной причиной проблем стала плохая информированность спортсменок.

Они признались, что не знали о последствиях – им даже толком не объясняли, как проходит операция. После удаления яичек девушкам предстоял курс гормонального лечения, отсутствие которого вело к ослаблению скелетной системы, остеопорозу и нарушениям психики.

По всей видимости, лечения не последовало. Спортсменка, сохраняющая анонимность и называющая себя «Ларой», заявила, что часто думала о самоубийстве и жалела, что не умерла на операционном столе – в этом случае люди, принудившие ее к операции, понесли бы ответственность.

Еще одна пострадавшая – бегунья из Уганды Аннет Негеса, побеждавшая в беге на 800 м на Африканских играх-2011 и всерьез претендовавшая на медали Лондона-2012. По словам спортсменки, ей дали понять, что лечение – единственный выход. Она ложилась в клинику в Кампале с уверенностью, что получит инъекцию, выводящую излишки тестостерона – лечение таблетками ей даже не предлагали.

Очнувшись в больничной палате, Негеса обнаружила свежие швы на теле – ей провели операцию по удалению яичек. Гормональной терапии, необходимой в данных случаях, тоже не последовало. Впоследствии в ее организме произошли необратимые изменения – теперь Негеса страдает от боли в суставах, мигреней, постоянной усталости. Девушка с трудом ходит, а о спорте – тем более профессиональном – пришлось забыть.

Но причем здесь IAAF?

Негеса заявила, что федерация участвовала в ее операции. За несколько месяцев до хирургического вмешательства Бермон пригласил Аннет в Ниццу на обследование. После нескольких тестов медики IAAF сообщили ей о необходимости лечения, убедив, что оно будет простым и не повлияет на здоровье и возможность заниматься спортом. Судя по документам из больницы Кампалы, врачи клиники поддерживали контакт с IAAF и с Бермоном.

Непосредственно Федерация не проводила операций, но, очевидно, ее представители подталкивали девушек к решению. Семеня и Чанд также утверждают, что им предлагали удалить внутренние яички, однако девушки не поддались уговорам IAAF.

В исследовании 2013-го приводятся результаты трех из четырех женщин, которым удалили яички. Они показывали регресс в показателях, однако это скорее предсказуемая реакция здорового организма на хирургическое вмешательство. Девушки, снизившие уровень тестостерона до 10 нмоль/л, показывали ухудшение результатов на 5,7%.

В исследовании рассматриваются результаты только 3 из 4 спортсменок. По некоторым сведениям это произошло из-за того, что скорость четвертой бегуньи после операции увеличилась. В этом случае IAAF столкнулась с непростой ситуацией – если тестостерон не влияет на результаты, вся гендерная политика федерации вызывает вопросы.

Операции вызывают сомнения – не только из-за этичности, но и научные 

При удалении яичек у женщин с особенностями полового развития организм не вырабатывает тестостерон. Без заместительной гормонотерапии возникают проблемы со здоровьем – как у Негесы. Кроме того, повышенный тестостерон для таких женщин является естественным (эндогенным).

Полная аналогия с распространенной в спорте астмой: принимая препараты, астматик лишь выравнивает положение по сравнению со здоровым спортсменом. С эндогенным тестостероном, возможно, та же история: особенности организма компенсируются за счет повышенного уровня гормона.

Реклама 18+

Но противники хирургического вмешательства аргументирую позицию не только отсутствием медицинских показаний к операциям. Одно из главных противоречий – нравственное. Девушки, которым в 2012-м удалили яички, по сути, стали подопытными кроликами. Исследование IAAF, вероятно, опиралось именно на их случаи. 

Всемирная медицинская организация обратилась к спортсменкам с настоятельным требованием: не применять препараты, которые не нужны по медицинским показаниям.

На прошлой неделе 25 французских топ-спортсменов (среди них фигуристка Натали Пешала, пловец Фабьен Жило, гребец Матье Пеше) обратились с открытым письмом к IAAF, МОК и министерствам спорта и здравоохранения страны. Они попросили чиновников прокомментировать информацию из фильма ARD, а если она подтвердится – прекратить принуждение спортсменок к операциям. 

«Эти женщины – люди и спортсмены высокого уровня, они такие же, как мы. Мы разделяем с ними страсть к спорту и его ценностям. Это ценности, которые выходят за рамки спорта и заставляют биться сердца миллионов болельщиков. Здоровье и будущее этих женщин в опасности. Имидж спорта снова запятнан. Нарушаются права человека, поэтому мы призываем к действиям!».

IAAF отрицает обвинения

Международная федерация не комментировала фильм ARD, но ответила на обращение французских спортсменов, в очередной раз заявив, что никогда не заставляла спортсменок делать операции и не оплачивала никаких медицинских процедуры.

«Вопреки заявлениям спортсменки в документальном фильме ARD, доктор Бермон никогда не встречался с ней и не присутствовал на консультации в Ницце и операции в Уганде. Мы попытались связаться с ней через Федерацию легкой атлетики Уганды, чтобы разобраться, почему она предоставила ложные сведения, но пока не смогли этого сделать. Доктор Бермон при поддержке IAAF проконсультировался насчет своих прав, чтобы защитить репутацию от клеветы».

Президент IAAF Себастьян Коу часто повторял: женщины сами выбирают метод понижения гормонов. Однако федерация не предлагает равноценной альтернативы: либо медицинское вмешательство в здоровый организм, либо уход из спорта.

Профессор Грета Дрейер, консультировавшая Семеню, предложила IAAF извиниться перед всеми спортсменками, сделавшими операцию по удалению яичек. Еще в 2010-м Дрейер встречалась с представителями федерации и обсуждала вопрос гиперандрогенизма. 

Реклама 18+

«Они прекрасно понимали, что после операции способность конкурировать полностью исчезнет. И ясно дали понять, что ждут того же в отношении Семени, потому что тогда бы проблема для них была решена. Они дали понять, что это предпочтительный вариант. Я расцениваю это как злоупотребление властью», – объясняла Дрейер мотивы чиновников.

Но отказываться от гендерного правила в IAAF не планируют.

И эта проблема однажды загонит легкую атлетику в тупик – пока не появится способ ее решить без медицины.

Фото: Gettyimages.ru/Francois Nel, Chris Trotman, Christopher Furlong; globallookpress.com/Zheng Huansong, Byline; therealriviera.com; youtube.com