5 мин.

Битва богов и титанов. Как чемпионат мира катится в ад

Михаил Калашников рассказывает, что хочет увидеть в четырех последних матчах чемпионата мира.

Высшие силы любят посмеяться над желаниями людей. Когда я писал первый текст перед чемпионатом мира, то надеялся, что это будет необычный, совсем новый турнир, потому что на нем наконец-то повезет неудачникам. В итоге мы получили чемпионат, который многие еще до финала называют лучшим турниром своей жизни – но все неудачники остались в нем на периферии. Курьезы запечатлены, яркие кадры нарезаны, трансферы готовятся – спасибо за участие, но войны мышей и лягушек окончены, оставьте окончательные разборки титанам и олимпийцам.

Футбольные боги (это условный, вымышленный образ, как заговор ФИФА или бразильские центрфорварды) блистательно решили проблему фильмов про Джеймса Бонда – как снять по-настоящему захватывающее зрелище, если все заранее знают, кто в конце победит, а кто мучительно проиграет. Дмитрий Крюков хорошо заметил: у четырех проигравших в 1/8 финала были супершансы на 90-й или 120-й минуте, и никто не смог этот шанс реализовать, кроме Алжира, успевшего пропустить до этого второй. В итоге состав полуфиналистов настолько традиционен, что месяц назад вызывал бы зевоту: “Замените Голландию на Испанию, и до 8 июля нас не будите, пожалуйста”.

Мой друг Сергей Даровских, работавший когда-то в “Сатурне” и запускавший в 2008 году онлайны и статистику на Sports.ru, предвидел все это заранее. В первом же комментарии к моему наивному тексту он отрезал, что никаких новых полуфиналистов не будет, а выиграют сильнейшие. Сережа из тех по-настоящему трезвомыслящих людей, которые, отправляясь по грибы в лес, ожидают увидеть там комаров и червивые грузди, а не цветущие алым огнем папоротники, лепреконов с лицами Фабио Капелло и йети, свирепых, как Фернандинью. С другой стороны, он способен увидеть смысл и идею в игре сборной России (хотя бы в этом мы с ним сходимся).

Я попробую представить себя таким же здравым и циничным и исходить только из самых банальных и очевидных факторов. Никаких странных фантазий, пусть лучше мир окажется богаче моего воображения. Итак, что есть у каждого из полуфиналистов?

У Голландии, похоже, ничего особенного, кроме несложной сетки, фантазии Ван Гала и галопа Роббена, который на этом турнире играет пусть не так умно, как Хамес Родригес, или эффективно, как Месси, но чуть ли не ярче всех полевых игроков. Если оборона Коста-Рики может сдерживать голландцев, то сможет и любая другая (напоминаю, что мы пытаемся мыслить просто и цинично). И тренерскую гениальность не стоит переоценивать – как не расставляй и меняй исполнителей, у них все же есть свои пределы. Если ваш лучший защитник – Рон Влар, то всегда стоит быть настороже. Тем более что Влар может пропустить полуфинал.

Даже если у Аргентины больше нет комбинации Ди Мария-Месси, значит, Месси, как в стародавние времена, сделает все сам (тут бы очень пригодился Де Йонг, но он если и будет играть, то вполноги). Норвежский писатель Кнаусгорд, восхищаясь игрой Ди Марии, отмечал его внешнее и духовное сходство с Кафкой; игра этой сборной Аргентины вполне из кафкианского мира – мутно-сонная, вязкая и неумолимая в своей жестокости, никаких лишних фантазий в полузащите и обороне. Голландия рискует погибнуть совсем бесславно, в стиле сборной России – когда хочется не ругаться, рыдать или возмущаться, а просто выключить телевизор и забыться черным сном.

Что есть у Германии? Заборостроение, физподготовка и Месут Озил. Что есть у Бразилии? Умение адски сушить игру, креативные защитники, мясистый Халк и отборные костоломы (в последнем матче только 41 минуту из 90 мяч был в игре, а это один из ключевых показателей увлекательности и качества футбола). Данте вместо Тиаго Силвы – совершенно нормальная, рабочая замена (Сколари отмечает важность того, что Данте хорошо знает своих соперников), Виллиан или Бернард вместо Неймара – сомнительная, но угловые и штрафные никто не отменял. Помимо этого, Бразилия играет дома и вообще-то должна играть в финале любой ценой.

Что получается в итоге? Еще три матча в худших южноамериканских традициях (см. Бразилия-Колумбия): много жесткости и стандартов, мало голов и чистого времени. Футбол эпохи Вавилона, когда Хаммурапи установил, что главные законы игры – пенальти и угловой. Сомнительные судейские решения (как будто в таких матчах, где почти все стремятся действовать в серой зоне закона, бывают какие-то другие). Игра из непрерывной превращается в пошаговую. Бразилия в финале выигрывает у Аргентины (не исключено, что с участием излеченных колдунами, стволовыми клетками и кровью младенцев Ди Марии, Неймара и Диего Косты). Единственная светлая отдушина – матч за третье место, где будет много голов и немцев (а также душевные тексты наших авторов о тяжелом детстве и юности футболистов, для многих из которых бесчеловечные удары по ногам в плей-офф ЧМ – наименьшая из проблем в жизни).

Мне, как и вам, не особо нравится такая перспектива – я не против иногда посмотреть суровую грызню, но если бы мне нравилось делать это часто, то я бы просто переключился на MMA. Если я не учел чего-то очевидного, я буду искренне рад в очередной раз оказаться некомпетентным. Некоторые любят делать ставки против любимых команд и на низкое число голов,  чтобы даже в случае унылого поражения хоть как-то себя порадовать – вот и этот прогноз можно считать именно такой ставкой.

А надеяться я буду, разумеется, на случайность, на нелепость, на что-то невероятное и нелогичное – все то человеческое и странное, что и делает наш мир живым и прекрасным. На Мемфиса Депая, который напомнит миру и чемпионату России, что футболисты могут забивать и совсем юными, очередной сеанс черной магии Ван Гала, Месута Озила, вдруг отдающего хрустальный пас из своего астрального мира, хрупкого хоббита Бернарда из Донецка, который нежданно превратится в главное открытие последних матчей. У спорта миллион фантастических оттенков (может, именно в этом главный смысл нашего разноцветного логотипа), тут я уже точно ничего не угадаю. Но ясно одно: чтобы стать лучшим турниром в новейшей истории и окончательно посрамить тех, кто считает футбол скучнее кино и сериалов, этому чемпионату не хватает лишь по-настоящему выдающейся, никем не ожидавшейся развязки.

Фото: Fotobank/Getty Images Sport/Matthias Hangst, Laurence Griffiths