10 мин.

1800 WiFi точек и 300-метровое табло. Как IBM создала лучший стадион мира

После Чемпионата Мира в России появилась надежда, что новые стадионы привлекут на локальные матчи постоянный поток зрителей. Пока это работает: матчи РФПЛ собирают посещаемость, близкую к европейским лигам, и даже клубы ФНЛ получают внушительную поддержку. Вполне естественно, что прирост вызван не увеличением числа фанатов – они-то ходили и раньше – а интересом к играм у людей, которые просто хотят весело провести выходные. Семьи с детьми, молодые пары – вот тот ресурс, за который футбол на комфортном стадионе и в хорошую погоду способен выиграть конкуренцию у баров и кинотеатров. Ключевая задача клубов теперь – работать с этой аудиторией, развивать её интерес к команде, давать максимум контента и приучать ходить на стадион. Иными словами, клубы, получив резкий прирост потенциальной клиентской базы, должны привязать её к себе на постоянной основе. В России уже есть наглядные примеры того, как клуб, получив в своё распоряжение комфортный стадион, за счёт качественной работы с болельщиками добивается огромного прироста в аудитории и доходах в дни матчей – это «Зенит». При всех возможных претензиях к клубу и Газпрому, нельзя не отметить блестящую работу коммерческого отдела, который превращает посещение матчей в полноценное дневное мероприятие – с концертами, лекциями и другими развлечениями на любой вкус. За счёт этого клуб привлекает новых зрителей и формирует у них лояльность вне зависимости от качества игры команды (этот аргумент блестяще доказал Роберто Манчини). Такой подход, наряду с активностью в соцсетях и постоянной генерацией контента – ключ к долгосрочному росту фан-базы и доходов клуба. В этой статье я хочу показать, как эти принципы легли в основу создания, пожалуй, наиболее впечатляющего и технологичного стадиона в мире – Мерседес-Бенц Стэдиум в Атланте.

Про арену уже писали на sports.ru, в частности, несколько месяцев назад директор новых медиа «Зенита» Егор Крецан опубликовал на Sports.ru отличный репортаж о посещении Мерседес-Бенц Стэдиум – домашнего стадиона недавно созданного клуба МЛС «Атланта Юнайтед» и клуба НФЛ «Атланта Фэлконс». Оба принадлежат американскому миллиардеру Артуру Бланку, основателю одного из крупнейших ретэйлеров США «The Home Depot». Об уникальной истории «Юнайтед» и их владельца я приглашаю прочитать в статье от Sport Connect.

Лучший в мире через 20 лет

«Это будет знаковый спортивный и развлекательный объект, не уступающий никакому другому в мире» - именно такую задачу поставил Артур Бланк перед своей командой. Руководство проектом взяли на себя топ-менеджеры AMB Sports & Entertainment, компании Бланка, отвечающей за весь спортивный бизнес. Лучше всего масштаб задачи и цели команды описывает Джаред Миллер, Chief Digital Officer AMB: «От нас требовалось, чтобы каждое решение создавало лучший в мире опыт для фанатов пять, десять, двадцать лет спустя». Таким образом, с самого начала стадион не задумывался как локальное явление. Напротив, целью было создать стадион будущего, который будет привлекать самые масштабные мероприятия и оставаться лучшим даже спустя годы. Ключевая концепция в арене Атланты – Future flexible. Термин, по словам Миллера, означает способность постоянно адаптироваться под появляющиеся потребности. Для этого необходимы идеальное расположение, максимально гибкая IT-инфраструктура и команда, впитывающая новые тренды и вызовы.

Стадион как центр города

Многие современные стадионы строятся вдалеке от центра города. Причин много: дешевая земля, возможность проложить лучшие коммуникации, отсутствие ограничений от окружающего района. AMB выбрали противоположный подход – строить стадион в самом сердце города. Атланта – относительно небольшой город сам по себе (меньше 500 тысяч жителей в городской черте), но центр крупной (более 5 млн жителей) агломерации, девятой по размеру в США и одной из самых быстроразвивающихся.

 

С таким расположением арена получает значительно большие возможности по привлечению зрителей и мероприятий. Множество развлечений вокруг, 10 тысяч отельных номеров в шаговой доступности – всё ради того, чтобы стать лучшим местом для крупнейших матчей и концертов со всего мира. По замыслу AMB, стадион должен был не просто разместиться в центре города, он должен был сам стать центром.

  

Авторы ключевых идей - из IBM

Во многих случаях, когда мы восхищаемся масштабным проектом, обновленным брендом компании, или модернизацией транспортной системы крупного города, на деле работа выполняется консалтинговыми компаниями. При этом, часто участие консультантов даже не афишируется.

Строительство стадиона в Атланте – история сотрудничества AMB и американского IT-гиганта IBM, компании, когда-то создавшей рынок персональных компьютеров. На сегодняшний день IBM – один из мировых лидеров в облачных вычислениях, искусственном интеллекте (знаменитый Watson) и IT-консалтинге. Для последнего у компании существует отдельное подразделение IBM iX, которое и сыграло огромную роль в создании арены.

Незадолго до начала строительства, в конце 2014 года, встала задача планирования технической начинки стадиона. Никто не был готов предсказать, какие технологии будут использоваться три года спустя, и, кроме того, отсутствовала единая концепция по интеграции предлагаемых разными производителями систем. Приход IBM позволил решить несколько задач сразу: во-первых, интегрировать все необходимые технологии и создать инфраструктуру для их работы, во-вторых, переработать проект стадиона таким образом, чтобы сделать его абсолютно лучшим в мире.

Уникальный опыт для каждого зрителя

Огромная работа, занявшая несколько месяцев, позволила лучше понять всех возможных зрителей: активных фанатов Фэлконс, простых горожан, и даже фанов, живущих в других городах и нуждающихся в постоянном контенте от любимой команды. С помощью многочисленных интервью была разработана 17-ступенчатая карта путешествия потребителя (Customer journey map), которая легла в основу трёх отдельных мобильных приложений: Atlanta Falcons (для команды НФЛ), Atlanta United (для команды МЛС) и Mercedez BenzStadium (для всех остальных событий на стадионе). 

Приложения задуманы как универсальный помощник зрителя во всём, что связано с его любимой командой (или проходящим на стадионе концертом).

  • Уникальный контент Приложение дает доступ к новостям команды, эксклюзивным статьям, фото- и видео-галерее, статистике и так далее. По ходу игры фанаты могут смотреть матч онлайн или получать практически моментальные хайлайты и уведомления. Вдобавок, внутри приложения можно переписываться с другими фанатами на стадионе, чему даже посвятили отдельную рекламу

  • Парковка Через приложение можно забронировать одно из 12 000 парковочных мест, а интеграция с популярным навигатором Waze помогает добраться до нужного места

  • Транспорт Приложение помогает с выбором маршрута, включает в себя карту городского транспорта и расписание поездов, а также связано с Lyft – популярным в США приложением такси

  • Билеты Через приложение можно покупать и передавать друг другу билеты на стадион. Так как от бумажных билетов было решено отказаться, приложение также стало универсальных пропуском на матчи

  • Навигатор по стадиону Фанаты могут искать своё место и друзей, заказывать еду или просто смотреть, что есть на стадионе и где

  • Помощник Пожалуй, самое крутое, что есть в приложении. Умный помощник Ask Arthur, названный в честь Артура Бланка, работает на базе суперкомпьютера IBM Watson и позволяет получить ответ на буквально любой вопрос. Например, через него можно узнать, есть ли поблизости точки с веганской едой и где можно припарковать дом на колесах

Кабели повсюду и собственный дата-центр  

Ни одно подобное приложение не сможет работать без интернета, а для этого нужно либо стабильное соединение на телефоне, либо WiFi. Команда IBM учла опыт предыдущего Супербоула – фанаты на стадионе использовали 52 терабайта траффика (это только по данным трёх операторов) – и на арене появилось 1800 WiFi точек, из которых 1000 непосредственно на трибунах.

Зрители могут оставаться онлайн в любой точке стадиона и постоянно делиться впечатлениями, а приложения позволяют им решать все возникающие задачи в пару кликов.

Одной из проблем, которая всплыла на интервью с фанатами, было недовольство экранами на стадионах. По словам болельщиков, их не всегда хорошо видно, и расположение часто неудобно. Решение вновь стало уникальным - круговой экран 18 метров в высоту и 335 метров в длину. Конструкция не только гарантирует, что экран видно абсолютно каждому зрителю, но и даёт совершенно новые возможности по взаимодействию с трибунами. Для тех же, кто оказывается вне их, по всему стадиону расположено больше двух тысяч экранов, через которые можно следить за игрой. Помимо этого, экраны заменяют и традиционные баннеры и рекламу: возможность моментально переориентировать футбольный стадион на НФЛ, а потом на концерт, даёт ту самую гибкость.

Для работы всей системы прямо на стадионе располагается огромный дата-центр IBM, а данные распределяются между физическими носителями и облаком. Вообще, с точки зрения технической поддержки IBM тут делает практически всё: системы безопасности, мобильные приложения, хранилища данных, системы управления стадионом и так далее. Стадион в Атланте – пример того, как компания выступает в роли не просто консультанта, а полноценного партнера, который создаёт конечное и рабочее решение. Такой подход AMB искала в каждом потенциальном партнере: за два года до предполагаемого запуска стадиона была запущена тестовая лаборатория, в которой пробовались самые различные технологии, от камер до электронных замков на дверях, и проводились эксперименты по их интеграции.

Для AMB было критически важно вместе экспериментировать с поставщиками, предлагая и тестируя решения, которых раньше просто не существовало. Производители, принявшие участие в проекте, инвестировали своё время и силы, но получили возможность презентовать свои технологии всему миру в семидесятитысячном шоу-руме.

За первый год - больше 2 миллионов зрителей

Ключевая особенность творения AMB Sports и команды IBM в том, что технологии не внедрялись ради самих технологий. Каждое решение имеет функциональный смысл и направлено, в конечном итоге, на предоставление лучшей среды для зрителей. В результате, только созданный футбольный клуб «Атланта Юнайтед» побил несколько рекордов МЛС, показывая невероятную для лиги посещаемость. Помимо соккера и НФЛ, стадион менее чем за год принял 35 полноценных мероприятий (бронь на всю арену), сотни частных, а в сумме через него прошло более двух миллионов человек (для сравнения, бьющий российские рекорды «Крестовский» за полноценный российский и еврокубковый сезон собрал чуть более миллиона зрителей). Новый стадион и созданная инфраструктура (мобильные приложения, район вокруг стадиона) дают обоим клубам из Атланты невероятные возможности для работы с фан-базой, что напрямую приводит к росту доходов. Более того, подобный кейс поднимает рейтинги всей лиги и влияет на условия теле-контрактов и соглашений со спонсорами. Технологическая платформа и изначально заложенная невероятная гибкость позволяют моментально переориентировать стадион на любые мероприятия, создав полноценную аутентичную атмосферу. 1 августа на арене прошёл матч всех звёзд МЛС против Ювентуса, собравший 72 317 зрителей. До конца года здесь пройдут концерты Тейлор Свифт, Бейонсе и Эда Ширана, а в 2019 запланирован Супербоул. Фактически, стадион сам по себе является бизнесом, конкурирующим за проведение мероприятий. Современные технологии и мощная стратегия позволят этому бизнесу оставаться конкурентоспособным долгие годы, адаптируясь и изменяясь вслед за обществом.

 

У стадиона есть сайт с шикарной галереей

 

Первые 2 поста принесли блогу 133 подписчика и более 6 тысяч просмотров. Спасибо!

Буду рад обратной связи и пожеланиям по темам постов.

Для личной связи всегда доступен Telegram @max_vsh