Реклама 18+

Трагедия американского бокса. В 1980-м сборная США разбилась на советском самолете в Варшаве

Один парень не попал на рейс из-за травмы. Потом стал чемпионом и дрался с Холифилдом. 

Прошло чуть больше 40 лет со дня, когда советский межконтинентальный самолет Ил-62, принадлежавший польской авиакомпании LOT, вылетел из Нью-Йорка в Варшаву. На борту – 87 человек, в том числе сборная США по боксу, в рамках подготовки к Олимпиаде полетевшая в Польшу на показательные турниры. Среди погибших был тренер Том Джонсон, за четыре года до этого взявший в Монреале 5 золотых медалей с американской сборной с Шугар Рэем Леонардом и Майклом Спинксом в составе.

Вылет из Нью-Йорка задержался из-за плохой погоды, но непосредственно в полете все было отлично. При посадке у самолета не сработал сигнал о выпуске шасси. Пилот сообщил об этом диспетчеру, тот одобрил набор высоты, но вместо этого через несколько секунд Ил-62 упал в замерзший ров на территории варшавского аэропорта. Все пассажиры и члены экипажа погибли.

Что случилось 14 марта 1980 года? Есть две основные версии.

Первая опирается на официальный доклад комиссии во главе с вице-премьером Тадеушем Вжашчиком. Утверждается, что двигатель советского самолета был сделан из некачественных материалов, и это скрыли производители. В итоге – разрушение двигателя при посадке.

Вторая обвиняет авиакомпанию LOT в использовании самолетов с выработанным ресурсом. В 2010-м в польском Newsweek вышел огромный текст о катастрофе (сейчас он удален), автор которого заявил, что ознакомился с тысячами страниц документов следствия. Его вывод: ради экономии LOT использовала двигатели не по 5 тысяч часов, (такой ресурс гарантировал производитель), а по 8-9 тысяч часов. Одним из таких самолетов с изношенными моторами якобы и был «Николай Коперник» (самолет, разбившийся в Варшаве).

В катастрофе погибли 22 участника американской боксерской команды. Это все еще главная трагедия в истории американского бокса.

Несколько боксеров пропустили рейс. Один из них дальше стал чемпионом, бился с Холифилдом, но жизнь сломал алкоголь 

Повезло боксеру Дэйви Армстронгу, который готовился к третьей Олимпиаде. Он просто потерял билет, а Федерация отказалась его менять.

В Польшу собирался Марвис Фрейзер, сын великого Джо Фрейзера. Не отпустил папа – точно не известно, почему: то ли ему приснилось, что с самолетом случится что-то ужасное, то ли была какая-то травма, которую Марвис получил незадолго до полета.

Не попал туда и боец по имени Джимми Кларк. Ужасно непунктуальный молодой человек пропустил стыковочный рейс. «Я говорил ему, что он вечно опаздывает и когда-нибудь опоздает даже на собственные похороны», – вспоминает Бобби Чез, человек с самой интересной судьбой среди всех, кто пропустил полет.

Чез собирался в Польшу, но его не взяли из-за травмы, которую он получил в автомобильной аварии незадолго до вылета.  «Мой отец был очень суровым мужчиной, – говорит Бобби. – Помню, как он звонит мне и говорит: «Боб, насчет той поездки в Польшу». Я подумал: ну все, сейчас меня опять будут мочить за аварию. А он: «Слушай, там все погибли. Самолет разбился, выживших нет». Я сейчас рассказываю это и у меня мурашки по коже. Такое странное было чувство. Меня аж трясло».

Бобби оправился от морального потрясения и травм, полученных в аварии, спасшей ему жизнь. Он мощно начал карьеру: 20 побед подряд. Его плавно подводили к бою с Марвином Хаглером, пока Чез внезапно не проиграл джорнимену Мустафе Хамшо. Через несколько месяцев отец Бобби застрелился (Чез говорит, что папа психанул после того, как он ему нагрубил), боксер запил. Чезу понадобилось время, чтобы вернуться, но вернулся он качественно: в 1986-м стал чемпионом в полутяжелом весе по версии IBF, в 1991-м – в первом тяжелом весе по версии WBA.

В 1996-м он вышел против Эвандера Холифилда и проиграл. Чез до сих пор говорит, что перчатки Эвандера были смазаны какой-то мазью, которая разъедала ему глаза. Через пару лет Бобби закончил с боксом, пошел в комментаторы – и добрался до статуса одной из главных звезд Showtime. К примеру, он комментировал для американцев тот самый бой Тайсона и Холифилда, в котором Майк укусил соперника за ухо. 

А затем Бобби снова запил. В 2003-м его уволили с Showtime после очередного штрафа за вождение в нетрезвом виде. В 2007-м «Мерседес», в котором Чез был пассажиром, влетел на огромной скорости в дерево. Медики еле вытащили Чеза – после 28 дней комы, трахеотомии и двух потерь пульса. Когда Бобби пришел в себя, выяснилось, что счет из больницы больше, чем все его сбережения.

В 2018-м журналист сайта NJ.com Стив Полити написал огромный профайл Чеза. Он нашел бывшего чемпиона мира за стойкой одного из супермаркетов Джерси, причем даже не продавцом – упаковщиком. Но тогда у Бобби не было никаких сожалений. 

«Я трижды попал в историю бокса, – говорит Чез. – Я уже бессмертен. Как Юлий Цезарь, Гитлер или президенты».

Те парни все равно не попали бы на Олимпиаду. США бойкотировали ее из-за афганской войны

Интересно, что в каком-то смысле тот полет на тренировочно-выставочный турнир в Варшаву был ненужным. Олимпиада-1980 проходила в Москве, Штаты ее в итоге проигнорировали. На момент катастрофы президент США Джимми Картер и Олимпийский комитет страны еще не договорились о бойкоте, но уже активно его обсуждали.

В 1979-м и так неидеальные отношения между СССР и США ухудшились после введения советских войск в Афганистан. В январе 1980-го Картер впервые пригрозил бойкотом Олимпиады в эфире канала NBC. Формулировка тогда была мягкая: «Я не одобряю поездку американской олимпийской команды в Москву пока советские солдаты в Афганистане».

Сейчас мы знаем, что Картер не особо хотел идти на крайние меры. Во-первых, против бойкота Игр были спортсмены и тренеры. Во-вторых, президент боялся, что инициативу с бойкотом не поддержат другие страны. Он искал альтернативные решения вроде переноса Игр из Москвы, но так и не договорился с Международным олимпийским комитетом. С советской властью – тем более.

 

Не найдя компромисс, в середине марта 1980 года Картер вслух объявил, что сборная США не поедет на московскую Олимпиаду . Причем сделал это еще до того, как согласовал решение с олимпийским комитетом страны. Многие спортсмены были не в восторге, Картеру пришлось принять олимпийскую сборную в Белом доме и лично объяснять спортсменам, почему правильная реакция на конфликт в Афганистане важнее спорта. По сообщению ABC, 44 спортсмена в тот день заявили, что они против решения Картера.

К середине апреля Олимпийский комитет сдался и согласился на бойкот московских Игр. Помимо США, на Олимпиаду не поехали еще 64 страны. Картер раздал американским олимпийцам престижнейшие Золотые медали конгресса США, но особо популярнее среди них не стал. Были даже случаи, когда спортсмены подавали в суд на олимпийский комитет США. 

В том же году Картер проиграл выборы республиканцу Рейгану. В 1984-м сборная СССР бойкотировала Олимпиаду в Лос-Анджелесе. Советские войска ушли из Афганистана только в 1989 году. 

Тот разбившийся самолет – классика советского авиапрома

Ил-62 был последней великой работой Сергея Ильюшина – одного из главных конструкторов в истории СССР. Ильюшин говорил, что работа над этой моделью стоила ему 10 лет жизни.

Предпосылкой для появления Ил-62 стал рост популярности пассажирских авиарейсов в СССР, в 50-е их стало в 10 раз больше. Это все технологический прогресс: в Союзе появились первые самолеты с реактивными двигателями. Вскоре пошли разговоры, что стране нужен межконтинентальный реактивный самолет – например, для рейса Москва – Гавана.

Ил-62 не стал первым межконтинентальным самолетом в СССР. Его опередил Ту-114. Весной 1959-го самолет КБ Туполева в тестовом режиме успешно слетал из Москвы в Хабаровск. Летом того же года – из Москвы в Нью-Йорк. Наконец, осенью 1959-го по тому же маршруту на Ту-114 пролетела делегация во главе с Хрущевым.

Проблема Ту-114 в том, что он был некомфортным, так как создавался на основе военного самолета – бомбардировщика Ту-95. Ильюшин же думал об удобстве пассажиров. Одной из главных инноваций Ил-62 стал перенос моторов с крыльев в хвост лайнера. Конструктор считал новое крыло шедевром аэродинамики, а создал его, в частности, чтобы пассажиров меньше трясло. Он  считал, что освобожденное от моторов крыло примет на себя турбулентность. 

***

В 1965 году на взлете во время испытаний разбилась вторая опытная версия Ил-62. За штурвалом в тот день был летчик-испытатель Анатолий Липко. Он считал, что при взлете самолет нужно отрывать на больших углах атаки (то есть сильнее задирая нос), тогда уменьшиться взлетная дистанция. Липко решил проверить теорию во время испытаний. 

«Самолет оторвался с большим углом, лобовое сопротивление превысило подъемную силу, он и в воздух не уходит, и взлет не прерывает, да еще ветерок боковой, – рассказывается о событиях того дня в ЖЗЛ Ильюшина. – Машину снесло с полосы, она задела бетонные столбы ограждения, подскочила на три-четыре метра, полностью заправленная топливом... Отвалился хвост. Второй пилот Тюрюмин выскочил через салон, стал гасить пожар, вытащил командира, но тот через несколько дней скончался». Погибли 10 из 17 человек на борту.

Тем не менее в январе 1974-го начались регулярные пассажирские перевозки на новом самолете. Ил-62 быстро стал флагманом «Аэрофлота» и символом советского технического прогресса. Ил-62 летал из Москвы на Дальний Восток, на Кубу и в Штаты. Ил-62 взлетал в финале «Невероятных приключений итальянцев в России», а герои «Экипажа» вслух мечтали пилотировать именно такой самолет. Ил-62 надолго стал самолетом президента – на нем успел полетать даже Борис Ельцин (а Ким Чен Ын летает до сих пор).

А еще Ил-62 экспортировался – в Китай, ГДР, Польшу и другие страны. Разбившийся в Варшаве самолет был первым Ил-62, проданным компании LOT (в 1971 году).

В Штатах катастрофу вспоминают до сих пор. Памятник погибшим боксерам есть в Колорадо, а еще у польского олимпийского комитета 

В 1986-м в Варшаве появился памятник американским боксерам и тренерам, погибшим в той катастрофе. В 2013-м статую перенесли аж ко входу здания польского олимпийского комитета.

Такая же статуя – бронзовая призма с фигурой бойца в нокдауне – находится на территории олимпийского тренировочного центра в Колорадо. 

Одна из улиц, соединяющихся с варшавским аэропортом, названа в честь пилота самолета Павла Липовчана. Его действия помогли избежать падения самолета на детский дом возле аэропорта.

***

На 40-летие катастрофы на официальном сайте олимпийской сборной США вышел небольшой материал в память о трагедии.

Исполнительный директор федерации бокса США Майк Макати рассказал, как пришел в тот день домой и увидел разбившийся самолет в новостях. Главный тренер сборной США по боксу Билли Уолш вспомнил, что был тогда 16-летним пацаном, мечтающим об Олимпиаде, и как почувствовал, что пропало целое поколение талантливых бойцов.

Самый же личный разговор получился с Патрисией Чавис, дочерью Эллиотта Чависа, члена тренерского штаба той сборной. 

Она не успела по-настоящему узнать отца, ей было семь, когда Ил-62  разбился в Варшаве. Патрисия вспоминает, что в тот день играла с друзьями на улице, когда мама позвала ее домой. Девочка вернулась, и мама сказала ей, что отец погиб в авиакатастрофе. «Я вышла обратно на улицу и рассказала об этом друзьям, – вспоминает Чавис. – Они были постарше и не поняли, почему я не осталась с семьей. А до меня вообще не дошло, что папа не вернется, пока я не стала подростком. Помню, как сидела в кровати и писала ему письма».

Она говорит, что в марте каждого месяца она собирается с мамой и детьми, чтобы устроить особый семейный ужин в честь Эллиота. «Слушаем истории про человека, с которым они так и не познакомились».

☎️ Еще ретро-истории на Sports.ru:

Петля Корбут – запрещенный трюк в гимнастике: девочка с косичками боялась его до тошноты, но все-таки исполняла

Ленин увлек СССР спортом: занимался фигуркой и гимнастикой (даже в тюрьме), придумал урок физкультуры в школах

«Стяуа», взявший Кубок чемпионов (без Хаджи). Покровителем клуба был Чаушеску, в финале против «Барсы» вратарь отбил четыре пенальти

Фото: wikipedia.org; Gettyimages.ru/Steve Powell/Allsport; boxing360.com; onthisdayinsports.blogspot.com

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Проводники важных энергий
+102
Популярные комментарии
Caerly
+197
Данные о катастрофе были засекречены польской стороной, и рассекречены не так и давно. Без всяких "якобы".

"На заправке в Польше и отказе от ремонта двигателей авиалинии LOT сэкономили 29 миллионов валютных злотых, то есть около 6,5 миллионов долларов по тогдашнему курсу. Как сообщал читателям журнал «Крылатая Польша», восхищённый успехами предприятия замминистра транспорта генерал Ян Рачковский 11 января 1980 года вручил высокие денежные премии директору LOT Влодзимежу Виляновскому, а также его 18 сотрудникам. После торжества вице-министр пригласил его участников в министерство транспорта на конференцию, посвящённую безопасности пассажирских полётов. Она была запланирована на 14 марта 1980 года.

Накануне конференции самый старый из самолётов Ил-62, используемый Польшей с весны 1972 года, «Николай Коперник», вылетел в Нью-Йорк. Как выяснили следователи, его двигатель № 2 имел чрезвычайно богатое прошлое. Первая авария на нём произошла уже через 1,7 тысяч часов полёта, и в 1975 году он поехал на ремонт в СССР. Потом налетал 5 тысяч часов, и в начале 1979 года стал сильно вибрировать.
«Двигатель этот сняли с самолёта и отложили. Через какое-то время, не произведя ремонта, его снова поставили на самолёт», - сообщила в докладе от 25 марта 1979 года техническая подкомиссия под руководством генерала Мечислава Сикорского.
Осталось загадкой, каким чудом двигатель, который должен был пройти ремонт в СССР, вдруг оказался полностью исправным?

После катастрофы сотрудники криминалистической лаборатории Главной Комендатуры Милиции выяснили, что на найденном в двух километрах от Океньце валу низкооборотной турбины двигателя № 2 имелась царапина – след от токарного резца. По их мнению, кто-то в Польше домашним способом чинил турбину. Однако техническая подкомиссия решила, что это старое повреждение, возникшее ещё в момент производства двигателя в СССР."

"Сегодня невозможно установить, кто отвечал за это. Однако точно известно, что техническая дирекция LOT, прикрываясь заключением, что уровень вибрации ниже советских норм, решила установить этот двигатель на «Николая Коперника». В конце концов, у самолёта же было ещё три других двигателя. Прямо перед вылетом в Нью-Йорк 13 марта 1980 года все их проверил механик Здзислав Ярмоняк.
- На первом двигателе есть вогнутость лопасти турбины в её нижней части, то есть самой широкой – на ребре атаки. Я заметил, что вогнутость подвергалась починке, - говорил он потом допрашивавшим его милиционерам.
Обнаружив неполадку, он хотел сообщить о ней, но когда заглянул в технический дневник самолёта, то увидел, что повреждение там отмечено, и несмотря на это дирекция допустила «Коперник» к полёту. Механик не собирался подрывать авторитет начальства.
- Видимо, вогнутость не превышала нормы, - объяснил он.

Не намного лучше был двигатель № 3, который налетал 8,2 тысячи часов без ремонта. Таким образом, «Коперник» полетел через Атлантику на трёх «лидерах» и одном полностью исправном двигателе. Кажется, только произволением Божиим он приземлился в Нью-Йорке. На следующий день ему даже удалось вернуться в Варшаву. И, может быть, если бы во время захождения на посадку шасси вышли без помех, то и на этот раз пассажиры уцелели бы. Но на контрольной панели замигала лампочка, сигнализирующая блокаду шасси. Поэтому капитан Павел Липовчан дал полную тягу, чтобы набрать высоту. В этот момент в двигателе № 2, в том месте, где кто-то поработал токарным резцом, пошла трещина по низкооборотной турбине.
- Когда она разломилась, двигатель вошёл в «сверхоборотный» режим, что привело к его разрушению, - читаем мы в докладе криминалистической лаборатории Главной Комендатуры Милиции.
Осколки, разбросанные взрывом, повредили руль высоты и остальные «лидеры» - двигатели № 3 и 4. До конца работал только один относительно новый двигатель, но у экипажа уже не было шансов что-либо сделать."
Двестик Двестик
+160
Комментарий мог бы стать главной частью статьи.
Ответ на комментарий Caerly
Данные о катастрофе были засекречены польской стороной, и рассекречены не так и давно. Без всяких "якобы".

"На заправке в Польше и отказе от ремонта двигателей авиалинии LOT сэкономили 29 миллионов валютных злотых, то есть около 6,5 миллионов долларов по тогдашнему курсу. Как сообщал читателям журнал «Крылатая Польша», восхищённый успехами предприятия замминистра транспорта генерал Ян Рачковский 11 января 1980 года вручил высокие денежные премии директору LOT Влодзимежу Виляновскому, а также его 18 сотрудникам. После торжества вице-министр пригласил его участников в министерство транспорта на конференцию, посвящённую безопасности пассажирских полётов. Она была запланирована на 14 марта 1980 года.

Накануне конференции самый старый из самолётов Ил-62, используемый Польшей с весны 1972 года, «Николай Коперник», вылетел в Нью-Йорк. Как выяснили следователи, его двигатель № 2 имел чрезвычайно богатое прошлое. Первая авария на нём произошла уже через 1,7 тысяч часов полёта, и в 1975 году он поехал на ремонт в СССР. Потом налетал 5 тысяч часов, и в начале 1979 года стал сильно вибрировать.
«Двигатель этот сняли с самолёта и отложили. Через какое-то время, не произведя ремонта, его снова поставили на самолёт», - сообщила в докладе от 25 марта 1979 года техническая подкомиссия под руководством генерала Мечислава Сикорского.
Осталось загадкой, каким чудом двигатель, который должен был пройти ремонт в СССР, вдруг оказался полностью исправным?

После катастрофы сотрудники криминалистической лаборатории Главной Комендатуры Милиции выяснили, что на найденном в двух километрах от Океньце валу низкооборотной турбины двигателя № 2 имелась царапина – след от токарного резца. По их мнению, кто-то в Польше домашним способом чинил турбину. Однако техническая подкомиссия решила, что это старое повреждение, возникшее ещё в момент производства двигателя в СССР."

"Сегодня невозможно установить, кто отвечал за это. Однако точно известно, что техническая дирекция LOT, прикрываясь заключением, что уровень вибрации ниже советских норм, решила установить этот двигатель на «Николая Коперника». В конце концов, у самолёта же было ещё три других двигателя. Прямо перед вылетом в Нью-Йорк 13 марта 1980 года все их проверил механик Здзислав Ярмоняк.
- На первом двигателе есть вогнутость лопасти турбины в её нижней части, то есть самой широкой – на ребре атаки. Я заметил, что вогнутость подвергалась починке, - говорил он потом допрашивавшим его милиционерам.
Обнаружив неполадку, он хотел сообщить о ней, но когда заглянул в технический дневник самолёта, то увидел, что повреждение там отмечено, и несмотря на это дирекция допустила «Коперник» к полёту. Механик не собирался подрывать авторитет начальства.
- Видимо, вогнутость не превышала нормы, - объяснил он.

Не намного лучше был двигатель № 3, который налетал 8,2 тысячи часов без ремонта. Таким образом, «Коперник» полетел через Атлантику на трёх «лидерах» и одном полностью исправном двигателе. Кажется, только произволением Божиим он приземлился в Нью-Йорке. На следующий день ему даже удалось вернуться в Варшаву. И, может быть, если бы во время захождения на посадку шасси вышли без помех, то и на этот раз пассажиры уцелели бы. Но на контрольной панели замигала лампочка, сигнализирующая блокаду шасси. Поэтому капитан Павел Липовчан дал полную тягу, чтобы набрать высоту. В этот момент в двигателе № 2, в том месте, где кто-то поработал токарным резцом, пошла трещина по низкооборотной турбине.
- Когда она разломилась, двигатель вошёл в «сверхоборотный» режим, что привело к его разрушению, - читаем мы в докладе криминалистической лаборатории Главной Комендатуры Милиции.
Осколки, разбросанные взрывом, повредили руль высоты и остальные «лидеры» - двигатели № 3 и 4. До конца работал только один относительно новый двигатель, но у экипажа уже не было шансов что-либо сделать."
Лев Бабенко
+70
Ничего не хочу сказать, но авиакатастрофы случаются как с советскими (российскими) самолетами, так и с американскими. Зачем акцентировать внимание на "советскости" транспорта? Давайте о каждой катастрофе с участием любых спортсменов обязательно указывать на "родину" самолета и рассказывать о том, как плохо развита авиационная отрасль в этой стране. Вместо "Трагедии в Мюнхене" давайте писать "Трагедия в Мюнхене НА БРИТАНСКОМ САМОЛЕТЕ", и т.д. Это странно как-то
Написать комментарий 67 комментариев

Новости