5 мин.

В логотипе ЧМ по шахматам все увидели секс

Его нарисовали в России.

Последние 24 часа самый обсуждаемый логотип планеты – эмблема матча за звание чемпиона мира по шахматам, который состоится в ноябре 2018-го в Лондоне.

Этот логотип разработали в России.

Проектом занималось дизайнерское бюро «Щука», в портфолио которого также брендинг чемпионата мира по шахматам 2016 года (когда Магнус Карлсен обыграл Сергея Карякина) и фирменный стиль приложения Pure, которое позволяет анонимно искать партнера для быстрого секса.

В новом логотипе мир тоже увидел в первую очередь секс. Об этом написали все мировые медиа – от «Медузы» и американского ЕSPN до австралийской Independent и английской Telegraph. 

В соцсетях сразу начали фотошопить логотип.

Иван Васин, партнер дизайнерского бюро «Щука» – в интервью Sports.ru:

– Как появился этот логотип?

– Я вел проект как креативный директор, а создал этот образ художник Александр Кольцов. Началось все в 2016 году, когда нас впервые привлекли для создания брендинга чемпионата мира в Нью-Йорке. После этого мы продолжили работать с организатором этого турнира Ильей Мерензоном. 

Такие постеры уже продаются, цена – 45 долларов, тираж – 200 экземпляров

Есть некое эволюционное понимание того, что шахматы – это уже не битва умов, не битва разумов, потому что компьютер давно побеждает человека. Это так или иначе игра людей. Мы начали двигаться в сторону гуманизации, демократизации шахмат. Мы хотели показать, что это не только black tie, элитный клуб самых умных людей; показать, что шахматы более доступны, объединяют людей, но при этом постараться быть ироничными и зрелищными. Есть же мнение, что шахматы – это очень скучно и что это игра для исключительных людей. Мы пытались показать, что это не так.

Разговор о том, что нужно создать айдентику для чемпионата мира, начался в прошлом году. Когда мы общались с организаторами, они говорили: «Нужна идея, которая позволит популяризировать шахматы». Интересно, конечно, что многие оценили эту эмблему как шутку, иронию. Это действительно ирония, но правда будет такая эмблема, она будет частью оформления.

– Вы же понимали, что многие люди увидят в этом логотипе секс?

– Конечно, это было понятно. Хотя меня немножко смущает упоминание «Камасутры», на Западе значительно интереснее это все комментируют. Я считаю, мы очень здорово попали. Для западного общества, где есть тема толерантности, принятия и демократизации гуманистических ценностей, это естественно, это хорошо зашло. У нас же увидели одностороннюю провокацию. Увидели, что мы также работали с дейтинг-сервисом Pure – вот, мол, есть ребята, которые делают радикальный брендинг. Да, в целом мы стараемся немного обострять идеи, чтобы внести в этот мир какие-то ценности. Это не связано с сексом, это связано с глобальными человеческими ценностями.

Реклама 18+

Мы не думали, что резонанс будет настолько сильным. Эту эмблему мы создали еще летом, тогда только определялся город, где будет проходить чемпионат, это сложный процесс на уровне правительств. Лондон презентовали только осенью, а мы уже довольно долго с этой эмблемой жили.

– Как организаторы турнира восприняли этот логотип, когда впервые его увидели?

– Они немного напряглись. Сказали: у нас будут внутренние презентации в рамках федерации, посмотрим. Мы сделали три большие эмблемы – люди, руки и еще шахматная доска с паттернами и фигурами, ее сейчас нет нигде. На недавней презентации в Лондоне был логотип с руками.

Я не знаю, как все распределят, но, условно, сертификат чемпиона будет с одним логотипом, а чехлы для айфона и сумки – с этим (с двумя шахматистами – прим. Sports.ru).

– Почему на доске 36 клеток?

– Это тоже про иронию. Мы сознательно решили, что так [с 36 клетками] выглядит лучше, а если оно выглядит лучше, то пусть так и будет.

Илья Мерензон, глава компании AGON, организатора матча на первенство мира – в интервью Sports.ru:

– Мы ожидали, что логотип вызовет интерес, но градус вирусности немного выше, чем мы думали. На самом деле, шахматы – большой ньюсмейкер, это подразумевает какую-то ответственность. Эта эмблема – одна из нескольких, основной key visual – руки.

Лично мне эта эмблема ужасно понравилась. Кому-то в нашей команде она показалась провокационной, кому-то – неприличной, но у нас, помимо эстетических, есть и бизнес-задачи. Если призадуматься, то шахматы много сотен лет были частью дискурса арта и дизайна. Поэтому у меня шока не было. У меня этот логотип ассоциируется не с сексом, а с драмой, которая между возникает между двумя людьми.

Фото: дизайн-бюро «Щука»