16 мин.

Правила и тактика бейсбола

Приветствую, друзья!

Спасибо за Выши комментарии, это очень важно. Я внимательно отношусь к пожеланиям и постараюсь написать обо всем, что интересно Вам.

Ранее, мы прошлись по истории бейсбола и Главной Бейсбольной Лиги (MLB). И теперь настало время внимательно изучить правила и тонкости самого действия под названием «игра в бейсбол». Огромная доля «непонимания» правил для рядового зрителя идет от изобилия специфической бейсбольной терминологии. Знаю по себе, если не понимаешь, что говорит даже русский комментатор, желание смотреть пропадает… Лично я приверженец оригинальных наименований и стараюсь называть определения на английский манер. Поэтому совет всем, друзья - учите английский, это во всех смыслах будет Вам только в плюс. И сразу добрая половина терминов станет очевидной. 

Начнем с основных понятий, далее в каждом отдельном разделе, я буду дополнять их более специфическими.

Это должен знать каждый

Иннинг (inning) — период бейсбольного матча, во время которого команды по разу играют в защите и нападении. Матч состоит из 9 иннингов, если счет равный – играются дополнительные иннинги до победы одной из команд.

Ран (run) — очко, заработанное игроком нападения.

В бейстболе счет ведется не по очкам или голам, а по РАНам. Неважно какой удар совершил отбивающий или ошибку игроки защиты. Счет меняется только когда бегущий последовательно каснется трех баз и забежит в дом. Поэтому правильно говорить именно "ран" (run). Это фундаментальное понятие!

Страйк-зона (strike zone) — пространство, находящееся непосредственно над «домом». Сверху по высоте ограничено — воображаемой горизонтальной линией, проходящей по центру торса бэттера, а снизу — воображаемой горизонтальной линией, проходящей по нижнему краю колена бэттера.

Страйк (strike) — ситуация, фиксируемаяарбитром в определенных случаях:

  • Бэттер попытался отбить брошенный питчером мяч, но не попал

  • Бэттер не стал бить по мячу и мяч при этом попал в зону страйка

  • Бэттер ударил по мячу, но был зафиксирован фол (при условии, что на счету бэттера меньше двух страйков)

  • Бэттер пытался сделать бант, но мяч ушёл за линию фола

  • Кэтчер поймал фол тип (мяч напрямую попал кэтчеру в ловушку после касания с битой)

Бол (ball) — мяч, поданный питчером вне страйк-зоны и не поражённый битой отбивающего. Если мяч после подачи ударился о землю и, отскочив, пролетел через страйк-зону, он считается болом.

Страйзона, страйк и бол

Фол или фаул (foul) — удар, после которого мяч непосредственно уходит за боковую линию или выкатывается за неё между домом и первой или третьей базой. Считается как страйк, если у питчера меньше 2-х страйков.

Аут (out) — ситуация (или команда судьи), означающая, что игрок нападения выведен из игры. Существуют несколько вариантов сделать Аут игроку нападения, подробнее в разделе данной статьи “Игра в защите”.

Хит (hit) — удар, результатом которого отбивающий достиг первой базы. Если этой удачной пробежке предшествовала ошибка игроков обороны (неточный бросок на базу, потеря мяча на приёме), то хит в статистику не засчитывается, а обороне записывается ошибка (error). Хит так же может быть нескольких типов, подробнее в разделе “Игра в нападении”.

Ампайр (umpire) — судья, в бейсболе 4 судьи, по одному на каждой «базе» и один на «доме».

Питчер (pitcher) — игрок защищающейся команды, бросающий (подающий) мяч.

Бэттер (batter) — игрок нападения с битой, бьющий.

Площадки и стадионы MLB

Бейсбольные площадки очень необычные и нестандартные! В России, например, сложно себе представить стадион подобной формы. Однако в США бейсбол обожают и не смотря на множество игр чемпионата и плотный календарь, на стадионах самых популярных клубов почти всегда аншлаг. Об истории самых красивых и интересных стадионов MLB я обязательно напишу в одной из следующих статей. А начнем, опять же, с определений: 

  • База (base) — одна из четырёх точек поля, которых последовательно должен коснуться раннер, чтобы выиграть очко.

  • Дом (home plate) – последняя база, котрой должен коснуться раннер, чтобы получить ран. В отличии от других баз, она 5-конечная и находится на уровне поля

  • Инфилд (infield) – квадрат, очерченный базами с основанием в доме + гравийное разделение между травяным покрытием инфилда и аутфилда

  • Аутфилд (outfield) — внешнее поле бейсбольной площадки, за инфилдом в пределах фаул линии и внешним ограждением

  • Дагаут (dugout) — скамья, место для игроков, запасных игроков и других членов команды

  • Буллпен (bullpen) — зона, где запасные питчеры разминаются перед тем как вступить в игру. Также термином «буллпен» в переносном смысле обозначают список запасных питчеров команды

Поле
Реклама 18+
Поле2

Данные иллюстрации, на мой взгляд, максимально информативны и на них показаны все важнейшие составляющие бейсбольного поля, кроме разве что буллпена, поскольку на разных стадионах буллпен может находиться в разных местах, но в любом случае за пределами игровой зоны (за ограждением или в фаул зоне).  

Немного о расстояниях.

Питчерская горка находится в центре инфилда и приподнята на 45 см над уровнем поля. Расстояния между базами 27.45 метров (90 футов). Расстояние между питчерской горкой и домом 18 метром (60.5 футов).Расстояние от дома до линии ограждения могут варьироваться, примерно 400-410 футов.

Предлагаю оценить несколько самых крутых стадионов MLB

Yankee Stadium (New York Yankees)

Янки Стэдиум

Дата открытия: 16 апреля 2009.

Fenway Park (Boston Red Sox)

Фенвей

Дата открытия: 20 апреля 1912 . Cтарейший и самый маленький по вместимости зрителей стадион в MLB.

Составы команд и позиции игроков на поле

По правилам Национальной Лиги в стартовый состав команды входит 9 игроков, в том числе питчер. И все они являются игроками как атаки (обязаны выходить на биту), так и обороны, занимая определенную позицию на поле. По правилам же Американской Лиги, командам позволено назначить отбивающего вместо питчера (до начала матча), при этом «назначенный отбивающий» (designated hitter, DH) не играет на позиции в защите. Вот еще несколько определений:

  • Кэтчер (catcher) — игрок, находящийся за домом, принимающий мяч поданный питчером.

  • Бэттер (batter) — игрок нападения с битой, бьющий, отбивающий. После совершения удара по мячу («хита») он становится раннером.

  • Раннер (runner) или бегущий — игрок команды нападения, отбивший мяч.

  • Релиф-питчер (relief pitcher) или реливер (reliever) —это питчер, сменяющий по ходу игры стартового питчера из-за его повреждения, неэффективности, усталости, по команде менеджера в случае какой-то конкретной ситуации.

  • Клоузер (closer) — питчер, закрывающий игру. Обычно появляется на поле в последнем, 9 иннинге с целью сохранить имеющееся очковое преимущество команды над соперником.

Рассмотрим расстановку игроков на поле:

Полу

С игроками на позициях питчера и кэтчера все довольно очевидно, в виду их специфической роли. А вот остальные игроки временами могут менять свои «амплуа». Это зависит от конкретного состава выбранного на игру. Но все равно, каждая позиция требует определенных навыков. Например, при игре на первой базе очень важны реакция и отличная ловля мяча и не так важна скорость, поэтому ее как правило занимает самый медленный и тяжеловесный игрок, в то время как позиция 2-го базового или шорт-стопа требуют скорости, хорошей координации и точности броска. Позиции аутфилдеров отдают так же быстрым игрокам и с «сильной рукой», их задача как можно быстрее возвращать мяч в зону инфилда или прямо в дом, если игрок нападения далеко отбил подачу питчера.

Все особенности и тонкости игры на позициях в защите подробно описаны в следующем разделе! 

Игра в защите

По правилам MLB команда хозяин всегда начинает матч в защите, а это значит, что в каждом иннинге именно у них будет последняя возможность изменить счет в игре!Задача защиты в каждом иннинге вывести 3 игроков нападения в аут. Это можно сделать несколькими способами:

  • Страйк-аут (strike out) — ситуация, когда бьющий выбывает из игры получив три страйка

  • Флай-аут (fly out) — флайбол, пойманный игроками защиты до того, как он коснется земли (за исключением фол типа). В этом случае отбивающий выбывает из игры, а атакующие обязаны вернуться на исходные, после чего имеют право передвигаться по базам дальше.

  • Форс-аут (force out) — игрок нападения (раннер) должен был бежать на базу, но игрок защиты встал на эту базу с мячом в руке прежде, чем тот успел это сделать

  • Тэг-аут (tag out) - игроку нападения засчитывается аут, если противник тронул его рукой с ловушкой и мячом или же свободной рукой

Все просто, когда базы пусты. Внимание защиты приковано только к бэттеру. Но когда базы заняты одним, двумя или сразу тремя игроками нападения – вот где начинается самое веселье!

Питчер-кэтчер

Как я уже писал выше, питчер и кэтчер – это такая «сладкая парочка», они должны работать как единое целое! Кэтчер «заказывает» бросок питчеру при помощи условных знаков. Питчер может отказаться и попросить другой бросок. Когда оба находят оптимальный вариант, питчер выполняет подачу (питч). Так же кэтчер подсказывает питчеру о возможной краже базы раннером (когда раннер далеко отходит от базы, которую он уже занял, в направлении следующей). В таком случае питчер бросает мяч своему игроку на базу и если тот коснется раннера ловушкой с мячом до того как раннер коснется базы – ему будет засчитан аут (tag out)!

Реклама 18+

Примерно 90% времени матча мы наблюдаем на противостояние питчер – бэттер, поэтому очень важно понимать почему питчер выполняет тот или иной тип подач и почему бэттер далеко не всегда бьет даже по, казалось бы, очевидному мячу…

Небольшой анонс! Вообще говоря, о битве питчера и бэттера нужно отдельный текст писать. О психологии, работе и я обязательно это сделаю, но в этой статье остановлюсь только на самых важных деталях.

Какие существуют подачи:

  • Фастбол (fastball) — прямая подача, при которой упор делается на скорость полёта мяча, является наиболее распространённой подачей. Разновидности: фор-сим (four-seam), ту-сим (two-seam), каттер (cutter), сплиттер (splitter), форкфол (forkball), синкер (sinker).

  • Слайдер (slider) — подача на средней скорости, отклоняющаяся в сторону и вниз

  • Кёрв (curve) или кёрвбол (curve ball) — кручёная подача, похожая на слайдер, предназначенная «нырнуть» перед отбивающим. Ещё более медленная, но с сильным вращением

  • Чендж-ап (changeup) — прямая подача с переменной скоростью. При том, что скорость руки остается как при фастболе, мяч летит медленнее на 13-20 км/час.

  • Наклбол (Knuckleball) – прямая подача, практически без вращения мяча, с  хаотичным смещением траектории полета (очень редко используется в современном бейсболе)

У каждого питчера свой набор подач, которые он выполняет лучше всего. Варьируя броски и скорость питчер пытается запутать, «раскачать» бьющего, провоцируя того на ошибочные взмахи биты. Но когда за спиной у питчера уже есть пропущенные хиты и раннеры на базах + отсутствие аутов в иннинге, это усложняет задачу. В таком случае питчер корректирует подачи, чтобы у игроков защиты была возможность разыграть комбинации с выводом в аут сразу нескольких игроков нападения:

  • Дабл-плэй (double play) — розыгрыш, в процессе которого оборона заработала два аута

  • Трипл-плэй (triple play) — ситуация в игре, когда три игрока команды нападения попадают в аут, если не было ошибок между аутами

Например, когда раннер на 1 базе, питчер понимает, что при хите бэттера, тот обязан бежать на 2 базу (освобождая 1 базу бэттеру) и этим могут воспользоваться игроки защиты разыграв дабл-плей! Поэтому питчер старается спровоцировать удар «по земле», что даст возможность защите быстро доставить мяч на 2 потом на 1 базу. выполняя подачи по низу страйковой зоны (низкий мяч очень сложно «поднять» в воздух). Конечно, это классический вариант розыгрыша дабл-плей. Но вариантов в игре может быть масса… Предлагаю оценить какие бывают ситуации и как разыгрывают данные комбинации профессионалы:

Реклама 18+

Игроки на базах

Игроки на базах должны хорошо читать игру и быть готовым к приему мяча в любой ситуации. Им не нужно быстро и далеко бегать, главное правильно выбрать позицию. В зависимости от бэттера (леворукого или праворукого) игроки на 1 и 3 базах могут смещаться от своих баз для перекрытия направлений полета мяча. Но если на 1 базе раннер, защитнику так же нужно быть готовым принять мяч от питчера и пытаться вывести в аут раннера, если тот далеко отошел от нее. В это время игрок 2 базы должне сместиться от нее в сторону 1 базы перекрывая пространство между базами, поэтому ему необходимо быть быстрым и координированным, чтобы успеть на 2 базу (при розыгрыше дабл-плей) и затем передать мяч на 1. Чаще всего 2-ой базовый правша (просто удобнее и быстрее бросать на 1 базу) и только 4 игрока данной позиции с 1950г были левши. 

Шорт-стоп (shortstop, SS)

Игроку защиты на позиции шорт-стоп чаще других приходится вступать в игру после удара бэттера. Большинство отбивающих в лиге – праворукие и по статистике чаще всего после удара мяч летит в левую сторону от бэттера, аккурат в позицию шорт-стопа. Поэтому на этой позиции играет, как правило, лучший защитник команды. Он должен быть быстрым и очень точным в передачах, но при этом он не всегда хороший отбивающий в нападении, поэтому находится в конце списка, но об этом позже.

Аутфилдеры

Игроки делятся на боковых (слева и справа) и центрального. Их приоритетная задача ловить длинные мячи слета (делать флай-ауты). На этих позициях играют защитники с самыми сильными руками, при необходимости способными быстро доставить мяч до любой точки инфилда или сразу в дом. Центральный игрок должен быть очень быстр, поскольку ему нужно покрывать большее расстояние и подстраховывать боковых. В целом аутфилдеры намного реже выполняют чисто оборонительные функции и по статистике они самые сильные игроки на бите. 

Игра в атаке

В тоже самое время, игрокам нападения нужно заработать как можно больше ранов в иннинге. А для этого нужно занимать базы и выбивать хиты:

  • Сингл (single) — удар, в результате которого бэттер сумел добежать до первой базы

  • Дабл (double) — удар, в результате которого бэттер сумел добежать до второй базы.

  • Трипл (triple) — удар, в результате которого бэттер сумел добежать до третьей базы

  • Хоум ран (home run, HR) — удар, после которого бэттер пробегает через все базы и возвращается в дом. В современном бейсболе обычно достигается при ударе, когда мяч (флайбол) выбивается за пределы поля между штрафными мачтами (или касается одной из них)

  • Хит бай питч (hit by pitch) — ситуация, при которой бэттер занимает первую базу после попадания в него мячом питчера.

  • База за «болы» или бейс он болс (Base on balls) — перемещение бьющего на первую базу после четырёх неточно выполненных подач питчером

  • Бант (bunt) — короткий удар, при котором бэттер не замахивается по мячу, а просто подставляет под него биту.

  • Интеншинал уок (intentional walk) — намеренный уок. Ситуация, когда питчер с открытой первой базой четырежды намеренно подаёт мяч далеко мимо зоны страйка и пропускает бэттера на базу. Это применяется обычно против сильных игроков.

Бейсбол - единственный в мире вид спорта, где игрок может выбить мяч за пределы стадиона и это будет легальное действие, которые принесет команде очки раны…

Реклама 18+

Но выбивать мяч за пределы площадки регулярно невозможно, поэтому нужно в первую очередь думать о том как просто занять базу и планомерно продвигаться или продвигать своих коллег по базам.

Порядок игроков в списке отбивающих устанавливает менеджер до начала матча и не может менять местами игроков в течение игры. Конечно, только при первом нападении команды менеджер точно знает кто и в каком порядке выйдет на биту, поэтому может поставить правильных игроков (так же он может провести замену по ходу матча). Обычно первым на биту выходит быстрый игрок с хорошими шансами занять 1 базу. А для этого не нужно обязательно выбивать мяч далеко и высоко. И в случае успешного действия, на 1 базе будет быстрый игрок, который сможет не только быстро бегать по базам, но и «красть» их (когда в момент подачи питчера, реннер на 1 базе бежит на 2-ю и успевает коснуться базы до того, как его осалит защитник).

Задача второго игрока в списке отбивающих – продвинуть по базам первого (как минимум), желательно – успеть занять базу самому и совсем будет «сказка» это сделать RBI (runs batted in) – заработать очки своими действиями. Именно действиями, потому как необязательно выполнять хит, чтобы завести своего игрока в дом или продвинуть по базам. Помимо классического хита, бьющий может исполнить бант или вообще дождаться ошибки питчера, получив пробежку (base on balls) или удар мячом (hit by pitch). Все эти варианты как минимум продвинут бэттера на 1 базу, как максимум команда получил 1 ран (если все базы заняты, любой свободный проход на базу бэттера это ран). 

Рассмотрим пример, раннер на 1 базе, питчер на бите и 0 аутов. В таком случае питчер может не пытаться отбить мяч далеко, а сделать бант (короткий удар), что даст возможность раннеру добежать до следующей базы. Бэттер так же может занять базу, но только если он быстро бегает и бант был выполнен очень удачно, в противном случае это 100% форс-аут на 1 базе, но не страшно – есть еще 2 аута в запасе… 

Bunt

Если же раннер на 3 базе и максимум 1 аут, задача бэттера просто выбить мяч подальше, даже если это будет флай-аут у раннера есть время добежать до дома после ловли, в данном случае бьющему будет записан RBI, а такой удар называется Сакрифайс флай (sacrifice fly).

Реклама 18+

   

SacFly

Третьим же в списке отбивающих всегда стоит мощный бьющий, задача которого бить, рубить и «печь» RBI как блины на масленицу! Самый сок, когда игрок данной позиции выходит при загруженных базах (все 3 базы заняты раннерами), в таком случае питчеру даже нельзя пропустить бэттера на 1 базу (интеншинал уок), чтобы дальше было полегче… Если в такой ситуации бэттер выбивает мяч за пределы площадки, это называется Грэнд Слэм (хоум ран с 3 раннерами на базах), таким образом за один хит команда может получить максимум 4 рана!

Насладимся самыми мощными и важными Грэнд Слэмами в MLB:

В итоге побеждает команда, которая набрала больше ранов за 9 иннингов. В случае равенства, играются дополнительные иннинги до победы одной из команд. В бейсболе отдельно взятая игра, сама по себе не так важна, поэтому команды играют серии из 3-4 матчей в течение регулярного сезона и до 3 или 4 побед в плей-офф. Всего у каждой команды игр в регулярке 162! Играют практически каждый день, так что скучать и долго ждать новых матчей фанатам бейсбола не приходится. Так что, присоединяйтесь, дамы и господа.)

Пожалуй на этой радостной ноте я закончу свою опись правил и тактических особенностей. Очень надеюсь, что Вам было интересно читать и Вы узнали для себя что-то новое.

Правила бейсбола не так сложны, а вот разных игровых ситуаций множество. Бейсбол надо смотреть и изучать, но это того стоит!

Спасибо, друзья!