5 мин.

Ленинградские надежды

Русский человек — существо иррациональное, легко восторгающееся и также легко впадающее в хандру. А русский болельщик — это русский человек, возведенный в абсолют, апогей нашей ментальности, квинтэссенция российского сознания. После нескольких уверенных побед над не самыми сильными соперниками большая часть наших соотечественников начинает слепо верить в непобедимость любимой команды, в ее непогрешимую мощь, отказываясь думать о существующих проблемах в игре, о неизбежных более сильных оппонентах в будущем, о факторе напряженного календаря, да обо всем вообще. В воображении типичного русского любителя спорта команда стоит с кубком поднятым над головой уже после первой победы в турнире. И не дай Бог кому-то усомниться в этой радужной перспективе, сорвать розовую пелену с глаз. Этот еретик будет осмеян и уличен в невежестве.

В этом году Зенит сыграл уже 5 матчей. Первые четыре выиграл с сухим счетом и последний свел вничью. До крайнего матча с Торпедо только ленивый не «вручал» Зениту кубок победителя премьер-лиги. А уж после трех викторий в Лиге Европы среди моих знакомых возможно не осталось ни одного человека, не заикнувшегося о неизбежной победе в турнире. Нужно еще добавить, что до последней игры в ЛЕ на любимом спортивном сайте читал мнения по поводу желания Зенита и Динамо сыграть друг с другом в финале данного европейского турнира. Это при живых-то Роме, Наполи, Севилье, Вильяреале, Вольфсбурге, Фиорентине. Ну да, ну да... Надо сказать, по степени сюрреалистичности это напоминало, как здесь же перед чемпионатом мира в Бразилии некоторые на полном серьезе обсуждали шансы сборной России на выход в полуфинал турнира.

Но вернемся к Зениту. Вернее к его первым двум официальным матчам с ПСВ. Как раз-таки перед первой игрой с голландцами оптимизм питерских болельщиков был на адекватном уровне выше среднего. Внушали опасения мощная группа атаки с Вейналдумом, Депаем и де Йонгом, а также впечатляющая 13-матчевая победная серия в чемпионате, пусть и стоящего в рейтинге на две строчки ниже российского. В итоге уже после первого матча стало ясно, что разница между 7 и 9 местом в таблице коэффициентов УЕФА — это самая настоящая пропасть! А атакующая группа юных голландских дарований напоминает молодого, сильного, но не закаленного в сражениях льва, который с легкостью расправляясь с косулями и антилопами, начинает верить в свою безграничную скорость и силу. В этот раз лев пошел в лобовую атаку на африканского буйвола и был растоптан мощными копытами, не успев даже ни разу укусить.

На такую же участь был бы обречен и сам Зенит в игре против условной Барселоны. Но все мы помним, как с Барселоной играл собранный, съежившийся в комок, неуступчивый и колючий как дикобраз Рубин. Львы к слову охотятся на дикобразов, но сожрать его царю зверей удается не всегда.

А в такой игре как с ПСВ Зенит чувствует себя, прошу прощения за банальность, как рыба в воде. Игра на высокой скорости, свободные зоны, и разница в общем классе игроков обеспечивают комфортное самочувствие для команды из Петербурга. Поэтому судить по этому матчу о готовности Зенита к борьбе с топ-командами за второй по значимости европейский титул нельзя ни в коем случае.

Нельзя отрицать того, что после ПСВ Зениту в очередной раз повезло со жребием. На моей памяти не было того времени, когда нынешний крепкий итальянский середняк Торино был чем-то большим. Тем не менее соперник представлялся куда более неудобным и боевитым чем легковесный ПСВ. Команды с Апеннин априори уделяют большое внимание обороне и уничтожению пространства для маневра соперника. К Торино это относится конечно в меньше степени, чем скажем к Интеру. Но в борьбе за скудетто в этом сезоне меньше Торино пропустили лишь четыре команды. И этот факт говорил о том, что в Петербурге нас ждет не ухарский поединок с голландским кикбоксером, а медленная, тягучая, любимая лишь специалистами греко-римская борьба.

Так в общем-то и было до удаления в составе гостей. Туринцы встали всей командой на своей половине поля, и до 27 минуты Зенит испытывал огромные проблемы в подходе к чужим воротам. Помимо полумомента Рондона в начале питерцы больше не имели ни одного заслуживающего внимания шанса. Потом для Торино наступил момент Х. Их стало на одного меньше. Соответственно в обороне играло уже не 10, а 9 человек. Зенит забил дважды. Но назвать эту победу легкой язык не повернется.

Я не полностью разделял восторгов моих друзей после серии побед (туда же входил и разгром Урала) и ждал матча с именитым соперником, чтобы наконец понять, что действительно сейчас представляет собой Зенит. К удивлению таким противником оказался Торпедо. И если его именитость осталась в прошлом, то характер не делся никуда. Без Данни Зенит окончательно превратился в команду с вертикальным футболом и расчетом на индивидуальное мастерство. Но в этом матче играть по-другому было нельзя. Команды бегали скорее по пашне, чем по футбольному полю. В начале первого тайма питерцев покинули силы, а минуте к 80-й они и вовсе бросили играть в атаке, рассчитывая на дополнительного защитника Ломбертса вышедшего в помощь команде, игравшей к тому моменту на удержание счета. В пользу хозяев не поставили чистый пенальти, а на последних секундах матча торпедовский трактор утопил в подмосковной пашне голубые мечты петербуржцев о победе. Зенит в той бойне на болоте потерял Шатова. И ответная встреча с Торино теперь вызывает куда большие опасения.

Тем не менее ничья с Торпедо при факторе того картофельного поля — вряд ли является тем событием, которое сильно добавит интриги в чемпионате. И вряд ли убавит сумасшедший иррациональный оптимизм петербургских болельщиков, мечтающих о кубке Лиги Европы.

С высоты наших ожиданий больнее всего падать. Об этом мы узнали в 2012 году. Я подстелил соломку. Но я не хочу быть тем человеком, который будет в конце кричать: «А я предупреждал». Я хочу быть тем, над чьим пессимизмом и рациональностью будут в итоге смеяться. Потому что я болею за Зенит!