4 мин.

Петля Корбут

В конце 60-х годов разновысокие брусья выглядели иначе, чем в настоящее время. Расстояние между верхней и нижней жердью было совсем не большим. Гимнастки в своих комбинациях исполняли различные подъёмы и обороты в упорах, перемахи и повороты. Пока не шла речь о исполнении больших оборотов или элементов с фазой полёта (перелётов и сальто в вис). Самыми сложными элементами с отпусканием рук от жерди были «вертушки Бурды» или из оборота стоя подлёт с поворотом на 540 градусов в вис, или махом назад подлёт с поворотом на 360 в вис.

В 1969 выдающийся советский тренер Ренальд Кныш предложил своей ученице Ольге Корбут выполнить принципиально новый тип элемента. Из положения стоя на верхней жерди сальто назад с приходом в вис на жердь. Хотя техника данного элемента всё же указывает на то, что элемент представляет собой не сальто, а «цирковой фляк», т.е. высокий переворот назад «под себя». Элемент давался очень не просто. Есть видео его тренировок Ольгой. И всё-таки в 1969 году на Чемпионате СССР элемент был успешно исполнен.

Тренер и гимнастка окончательно решили показать новый трюк, а это был по меркам того времени, именно трюк, на Олимпийских играх 1972 в Мюнхене. Ольга успешно исполнила свою «петлю Корбут». Это принесло Ольге серебряную медаль в упражнении на брусьях (золото выиграла гимнастка из ГДР Карин Янц).

Но хотя Ольга и завоевала только серебро на брусьях, исполнение петли произвело эффект взрыва бомбы. Надо представить себе стандартные комбинации того времени, без внушительных полётных элементов и тут такой умопомрачительный скачок вперёд. Начали ходить споры о запрете элемента как сверх травм опасного. На это были объективные основания. Расстояние между жердями совсем небольшое, после того как гимнастка ловит руками верхнюю жердь, её с огромной скоростью несёт вперёд, и она ударяется низом живота о нижнюю жердь. Но и конечно риск не поймать жердь и получить серьёзную травму был очень велик. И всё таки, Ольге не запретили летать. Элемент назван в её честь и разрешён к использованию в комбинации.

В будущем ещё целый ряд гимнасток освоит петлю Корбут и включит её в свою комбинацию. Но тем не менее, на так много спортсменок решится исполнить такой сложный элемент. Вот пример комбинации Керстин Гершау из ГДР.

Самое большое количество исполнений петли Корбут приходится на 1978 год. На Чемпионате мира ещё одна выдающаяся советская гимнастка Елена Мухина выполняет свою петлю. Петля Мухиной – это петля Корбут с добавлением в неё поворота на 360 градусов.

А Биргит Сюсь из ГДР выполняет свою модификацию петли, но на этот раз вперёд. Она исполняет почти полпируэта вперёд в вис.

Элемент, выполненный Ольгой Корбут в 1972 году показал, что и на женских брусьях с таким небольшим расстоянием между жердями можно летать. Можно сказать, что Ольга положила начало вопросу, что расстояние между жердями стоит увеличить, чтобы дать возможность гимнасткам реализовать весь свой потенциал, а не ограничиваться простыми элементами в упорах и висах.

Что происходит дальше. Уже на Чемпионате мира 1978 года становится заметно, что у большинства ведущих гимнасток в программах есть обороты, не касаясь из стойки на руках в стойку, обороты Штальдера, у некоторых есть и причудливая форма большого оборота назад. Исполняются уже и сальто вперёд махом назад в вис. Всё этого говорит о том, что гимнастки способны выполнять те же элементы, что и мужчины на перекладине. А значит настаёт время разводить жерди шире друг от друга.

В связи с этим петля Корбут и подобные элементы, когда гимнастка останавливает свою программу и исполняет сальто, становятся запрещёнными. Почему элемент запретили?

Петля Корбут – не такой опасный элемент, как казалось на первый взгляд. Запрет совершенно не связан с травмопасностью или сложностью элемента. С появлением перелётов и сальто в вис, а также сложных оборотов. Стало ясно, что «петля Корбут» - не такой и сложный элемент.

Гимнасткам и в 80-е годы, и в наше время можно опираться ногами на жерди, чтобы выполнить, например, оборот «поставить-снять». Но гимнасткам запрещено вставать ногами на жердь, останавливая при этом выполнение комбинации. Именно это и является причиной запрета элемента. Не травмоопасность, не сложность, а то, что гимнастка, которая выполняет петлю, фактически прерывает на время выполнение своей программы, что не эстетично – является настоящей причиной почему FIG запретила такие элементы.